В первой и второй части я рассказывал вам о начале пути и золотом периоде компании, советую ознакомиться, если ещё не сделали этого.
В заключительной части вы узнаете о том, как Gameloft теряла свои позиции на рынке мобильных игр.
Поворот не туда — первые игры с микротранзакциями
В мае 2007 Facebook* запустила свою платформу, которая позволяла создавать и загружать приложения. Спустя два года, в июне 2009, американский разработчик Zynga выпускает социальный free-to-play игру FarmVille. Новинка имела ошеломительный успех — в мае 2010 года она насчитывала уже более 83 миллионов активных пользователей в месяц.
Марк Пинкус, основатель Zynga, позже признавался, что у него были проблемы с набором разработчиков. Они считали, что их не будут уважать за работу над проектом. В том же году журнал Time назвал FarmVille одним из «50 худших изобретений», назвав его «почти игрой».
В связи с закрытием технологии Flash в конце 2020, браузерная версия прекратила своё существование и продолжила его на смартфонах.
Игровое сообщество относилось отрицательно к играм по типу FarmVille, но количество пользователей и выручка, которую приносили такие проекты, не оставляли компании равнодушными.
Безусловно Gameloft наблюдала за этим и решает поэкспериментировать с free-to-play проектами. В ноябре 2010 года выпускает первую за долгое время браузерную игру для Facebook*. В библиотеке социальной сети появляется первая условно-бесплатная игра компании — Green Farm.
В 2000-х на ПК большую популярность набирали MMO RPG, которые в целом и популяризировали условно-бесплатную модель продаж. Одним из таких проектов был небезызвестный World Of Warcraft.
Gameloft такой проект сильно вдохновил на создание своего аналога и в апреле 2011 на смартфоны вышла масштабная MMO RPG — Order & Chaos: Online. Новинка была платной, несмотря на наличие внутриигровых покупок. Позже, в 2014, перешла на free-to-play модель распространения.
Конкретных обзоров тех времён найти не удалось, но по мелким обрывкам было понятно, что геймерам новинка нравилась, ведь на тот момент это был единственный мобильный аналог популярной World Of Warcraft.
В том же 2011 году французы начинают выпускать на смартфоны полностью бесплатные игры с внутриигровыми покупками, вставляя их чуть ли не в каждую новинку.
Одной из таких стала The Oregon Trail: American Settler — спин-офф одноименной игры 1982 года и представляла собой симулятор фермы.
Игрок размещает фермерские участки, дома, предприятия и украшения. Собирает еду, дерево и золото, а также может создавать инструменты и медикаменты. Здания производят товары в зависимости от времени и их нужно собирать, чтобы производить больше. Почти все виды деятельности требуют энергии, которая со временем восстанавливается. Предметы и здания можно купить или ускорить, потратив премиальную валюту, купленную за реальные деньги.
Следом смартфоны посетил шутер от третьего лица в сеттинге Дикого Запада — Six-Guns. Донат, энергия и премиальная валюта были на месте.
В тот же период вышли Fantasy Town и Fashion Icon, которые представляли такие же симуляторы ферм, только в другой оболочке. Все они были free-to-play проектами и стали своего рода пробой пера Gameloft с новой бизнес моделью. И по моему мнению, именно проекты от Gameloft имели одну из самых агрессивных политик доната.
Если сейчас платное приложение в большинстве случаев — это гарантия отсутствия микротранзакций, то в 2011 году дела обстояли иначе. Выходили платные тайтлы с донатом — Gangstar Rio, Wild Blood, Modern Combat 3 и др., которые хоть и имели внутриигровые покупки, но они не мешали комфортному геймплею.
Были и разработчики, которые не применяли в своих проектах F2P модель распространения. Они считали, что она манипулирует особенностями психики игрока, использует его слабости и формирует зависимость.
К сожалению, Gameloft поступила иначе, несмотря на критику таких проектов со стороны игрового комьюнити. Ведь согласно исследованию Flurry, уже в 2011 бесплатные приложения приносили дохода больше, чем платные.
А в первом квартале 2012 года выручка Gameloft увеличилась на 59%, в сравнении с тем же периодом 2011. Во многом этому послужили новинки с внутриигровыми покупками, которые составляли 80% выручки. Был и большой приток новых пользователей — в 2013 году уже 125 млн человек по всему миру играли благодаря free-2-play системе.
Но больше всего повезло владельцам Java устройств — проекты для них выходили без внутриигровых покупок, просто потому что платформа не поддерживала систему микротранзакций.
Поглощение
Выручка Gameloft растёт как на дрожжах. Игры могут похвастаться сотнями миллионов загрузок — всё идёт хорошо.
Ubisoft, которой принадлежала Gameloft, была всегда важна независимость от других компаний, ведь это был семейный бизнес Гиймо. Но в конце 2015 года французский медиаконгломерат Vivendi, стремясь расширить своё влияние на рынке видео-развлечений, приобретает 6,6% акций Ubisoft.
Руководитель Ubisoft Ив Гиймо после покупки акций разослал сотрудникам письмо:
Наше намерение всегда состояло в том, чтобы оставаться независимыми. Эта ценность в течение 30 лет позволяла нам внедрять инновации, идти на риск, создавать любимые франшизы для игроков по всему миру и помогла компании стать лидером сегодня.
Ubisoft старается всячески оградить себя от поглощения со стороны Vivendi — предупреждает акционеров о риске для компании, который создаёт французский медиахолдинг. Но компании не удаётся сдерживать оборону и чтобы сохранить независимость хотя бы Ubisoft, руководство жертвует Gameloft.
В июле 2016 Vivendi приобретает 100% акции мобильного разработчика, что даёт ей полный контроль над компанией. Часть руководства и сотрудников уходит, а Мишель Гиймо перебирается в Ubisoft, чтобы совместно с братом сдерживать натиск полного поглощения семейного бизнеса.
Со временем независимость Ubisoft удалось сохранить, но Gameloft окончательно осталась под крылом французского медиаконгломерата.
Критика компании. Заимствует чужие механики, не привнося ничего своего?
Часто Gameloft критикуют за похожесть на другие крупные тайтлы. И если по поводу доната у геймеров была однозначная позиция — крайне негативная, то о копировании известных тайтлов мнения людей разделялись — одни радовались тому, что могли играть в качественный аналог GTA, другие считали, что компания попросту заимствует механики, не привнося ничего своего.
Как мы помним, Gameloft в начале своего пути не стала изобретать велосипед и выпускала мобильные версии ПК проектов Ubisoft (Prince Of Persia, Tom Clancy’s, Assasin’s Creed и др.) и мобильных аналогов популярных игр (Asphalt, Block Breaker, Gangstar и др.). В то время компания была чуть ли не единственной, которая занималась разработкой только мобильных игр.
Крупным разработчики ПК тайтлов был не интересен рынок мобильных игр, потому что он не приносил такого дохода, как сейчас. А у людей было желание играть на своих мобильных устройствах. Хотели поиграть в GTA — они скачивали Gangstar. Хотели поиграть в Call Of Duty — загружали Modern Combat. Хотели крутые гонки в стиле NFS — скачивали Asphalt — таких примеров множество. Gameloft серьёзно подходила к качеству своих продуктов. Нельзя сказать, что в наглую копировались ПК тайтлы, поиграв в известные тайтлы компании, вы убедитесь, что это не так.
С приходом первых сенсорных устройств и мобильных магазинов приложений, у пользователей не отпало желание играть. Gameloft дала им эту возможность, продолжив проверенную годами схему — мобильные аналоги ПК игр, проекты Ubisoft и лицензии по известным франшизам. Да, со временем стали выходить порты GTA, мобильный NFS и другие игры с ПК, и Gameloft продолжила выпускать свои аналоги популярных тайтлов.
По моему мнению французы попросту не умели делать иначе, а после поглощения у нового руководства не было целей что-то менять.
Наши дни
C 2017 года Gameloft всё чаще выпускает незамысловатые браузерные проекты для сайта Ludigames.com, в которые можно играть со смартфона.
Одним из последних крупных релизов стал небезызвестный Asphalt 9: Legends, вышедший в далёком 2018 году на множество платформ. Новый Asphalt мог похвастаться шикарной, по меркам смартфонов, графикой, но под красивой обёрткой скрывался и агрессивнейший донат — форумы завалены сообщениями о недовольстве пользователей и как без вложений можно пройти тот или иной ивент.
Я и сам оставил десятки часов в новом Asphalt, но со временем проект надоел, потому что чем дольше ты играл, тем чаще разработчик требовал с тебя “копеечку” себе в карман. По сообщениям с форумов стало понятно, что сейчас ситуация с донатом ухудшилась и теперь невозможно продвигаться по карьере без вложений.
Также можно отметить гоночную аркаду на мотоциклах Rival Wheels (2018) — последний проект на платформе Java от французов. Три локации по десять гонок в каждой. Каждый заезд имеет три цели, за выполнение которых геймер получает колеса. Во время гонок можно собирать монеты, а затем использовать их для разблокировки специальных навыков. Также у каждого мотоцикла есть один особый навык.
После 18-го года Gameloft будто бы пропал с радаров, но в конце 2021 дала о себе знать громкой новинкой для смартфонов и PC — Gangstar New York, который на момент публикации статьи находится в закрытом альфа тестировании и дата релиза пока неизвестна.
В комментариях под видеороликами с геймплеем люди пишут восторженные отзывы о графике, о возвращении того самого Gameloft, но я отношусь к новому Gangstar скептически, ведь руководство не менялось и никто не выкупил её у Vivendi — это всё та же компания, выпустившая Asphalt 9.
За всю свою историю Gameloft собрала огромнейшее портфолио из более чем 500 игр для всевозможных платформ, тем самым внесла огромный вклад в развитие мобильного гейминга. Всегда стремилась к тому, чтобы как можно больше людей играли в качественные проекты — на телефоне, на приставке, на ПК, везде. Было видно, что разработчик жил играми и пресловутые F2P проекты помимо немалого дохода, приносили и большое количество новых пользователей.
К сожалению, французы угодили в ловушку free-to-play изделий. В погоне за выручкой такие проекты очень сильно теряли в качестве, как в плане графики, так и в геймплее. А поглощение и вовсе закрыло вопрос об изменениях, которые требовали пользователи — уменьшить свой аппетит с донатом и больше оригинальных идей. Новое руководство это не интересовало.
Безусловно кому-то могут и нравиться F2P проекты, но лично у меня они быстро теряют интерес, потому что в игры, в первую очередь, хочется играть.
Затяжной кризис, неутешительные показатели и огромное давление от конкурентов требуют от французов серьёзных изменений. Решится ли руководство на них или Gameloft останется на задворках истории, так и не став снова великой — время покажет.
А как вы считаете, что послужило главной причиной падения и что по вашему мнению ждёт разработчика дальше?
* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.