Многие из вас знают какая студия выпустила серию игр GTA, кто запустил франшизу Need For Speed, и кому принадлежит серия Assassin's Creed. Знают историю этих компаний, возможно следят за ними. Но, что вы знаете о компании, которая выпустила серию игр Angry Birds — Rovio? А о компании Halfbrick Studios, подарившей миру такие игры, как Fruit Ninja и Jetpack Joyride? Разработчики мобильных игр чаще всего незаметны, либо их попросту игнорируют, хотя в мобильные игры, как и в серию GTA, играют миллионы людей.
В познавательной рубрике «Взлёты и падения», я буду рассказывать вам об истории известных разработчиков мобильных игр, в которые хоть раз каждый из нас играл. Поведую о том, с чего начинали свой путь, о первых успехах и провалах, и что происходит с ними сейчас.
Первым, о ком пойдёт речь, будет один из пионеров в сфере мобильных игр, небезызвестная французская компания Gameloft.
Зарождение компании
1985 год, Франция, пятеро братьев Гиймо решают всерьёз заняться продажей мультимедийных продуктов, в том числе видеоигр и основывают компанию Guillemot, которая быстро набирает популярность во Франции.
Спустя время они замечают, что программное обеспечение для видеоигр приносит всё больше прибыли и решают заняться выпуском компьютерных игр, ведь в том, как продавать мультимедийные продукты, они уже преуспели. Так, в марте 1986 года братья основывают компанию «Ubi Soft» и начинают заниматься разработкой собственных игр.
Интернет стремительно развивался и в конце 90-х Ubisoft, уже получившая мировую известность, совместно с Guillemot Corporation решает выйти на рынок интернет-развлечений и 14 декабря 1999 года запускает Gameloft.com S.A. — игровой портал по подписке, ориентированный на «молодую» аудиторию. Руководство берёт на себя Жерар Гиймо.
В апреле 2000 года Gameloft приобретет 80% капитала L'Odyssée Interactive, владельца jeuxvideo.com — крупнейший в мире франкоязычный сайт видеоигр. Ubisoft демонстрировала свои серьёзные намерения стать мировым лидером на рынке онлайн-игр, который всё ещё находился в зачаточном состоянии во Франции, но уже был сильно развит в США, а конкурировать приходилось с такими тяжеловесами, как MSN Gaming Zone от Microsoft или WON.net от Sierra.
В конце 1999 один из братьев Гиймо — Мишель, отходит от дел в Ubisoft и в феврале 2000 года основывает свою студию Ludiwap S.A., специализирующаяся на разработки и публикации WAP игр. По мере развития технологий, акцент был расширен на игры для КПК и Java. И так как первоначальное название больше не отражало новую концепцию, в феврале 2001 «Ludiwap S.A.» сменила название на «Ludigames S.A.».
В октябре 2001 братья Жерар и Мишель решают объединить свой бизнес — Gameloft.com S.A. и Ludigames S.A., т.к. портал Gameloft.com S.A. был убыточен и не мог получить необходимую руководству прибыль, а Ludigames S.A., несмотря на более широкую сферу деятельности, так же не приносила дохода.
Позднее Ludigames S.A. полностью входит в состав Gameloft.com S.A. и образуется единая компания Gameloft S.A.(Gameloft) с головным офисом в Париже, а Мишель Гиймо берёт на себя управление компанией.
Тогда же Мишель замечает технологию Java ME, которая рассчитана на маломощные устройства, такие как мобильные телефоны. Он был уверен, что игры для мобильных телефонов имеют большой потенциал и решает уделять веб-продуктам в компании меньший приоритет, и сконцентрироваться на разработке игр для мобильных устройств на основе Java и Brew.
Так и появилась известная по сей день компания Gameloft, занимающаяся разработкой и выпуском игр для мобильных платформ. На момент основания она насчитывала уже 100 сотрудников.
1999 — 2004. Первые шаги и первый успех
Самой первой игрой компании стала, выпущенная в феврале 2001 браузерная игра DJ Nights: The Hip-Hop Sessions. В ней игроку предстояло взять на себя управление ди-джеем.
«В Gameloft мы изучаем новые способы объединения музыки, игр и Интернета. Когда мы изначально задумывали концепцию культуры ди-джеев для игры, мы инстинктивно поняли, что это даст нам возможность сделать что-то совершенно новое и уникальное. Hip-Hop Sessions теперь дадут пользователям ПК и любителям музыки возможность познакомиться с клубной культурой в Интернете» — говорила Gameloft изданию IGN в январе 2001.
Головоломка Lock'em Up, релиз которой состоялся 18 октября 2001 год, стала одной из первых мобильных игр студии Мишеля — Ludigames, ещё до слияния с Gameloft.com. После игра стала выходить под руководством Gameloft, но формально не была первой игрой компании.
Первой мобильной игрой, выпущенной уже после слияния, стала другая головоломка— Rotomino's Box, вышедшая в первой половине 2002 года.
Block Breaker (2002) так же была одной из первых игр от Gameloft. Block Breaker была своего рода мобильной версией Breakout и предшественник более известной Block Breaker Deluxe.
Cluster Pirate (2002) — простая игра-головоломка «три в ряд» в стиле оригинальной Bejeweled.
Cartel Wars (2002) стала своего рода эксклюзивом от Gameloft — игра была выпущена только на платформу Brew.
Как вы уже могли заметить, первыми играми от Gameloft, были в основном мобильные версии известных головоломок, которые скорее всего были разработаны ещё студией Ludigames. Но позднее Gameloft начинает всё чаще выпускать мобильные версии игр от Ubisoft.
Одной из таких игр была мобильная Rayman Golf, выпущенная в июне 2002.
Затем вышла Prince of Persia: Harem Adventures (2002). Она не приобрела большую популярность, т.к. на момент выхода игры платформа J2ME поддерживалась ограниченным количеством устройств — Siemens SL45i и Siemens M50, но получила положительный отклик от тех, кому удалось поиграть.
Издание IGN писало об игре следующее:
Превосходно. Gameloft быстро завоевала репутацию производителя лучших игр для мобильных телефонов, и этот порт Prince of Persia — пример А (Splinter Cell — пример Б), когда эта революция 3G набирает обороты, нужно загрузить этот отличный порт, чтобы увидеть, насколько хорошей может быть мобильная игра, когда разработчик действительно заботится о ней. Спасибо Gameloft.
Так же Gameloft выпускает первую мобильную игру серии Tom Clancy's — Tom Clancy's Rainbow Six: Broken Wing. Действие игры происходит в международном аэропорту Нью-Йорка, который захватили террористы. Цель игры — убивать террористов, спасать заложников и обезвреживать бомбы.
Если в 2002 году телефонов с поддержкой Java ME были единицы, то в 2003 году их количество насчитывало уже около 100 моделей. Что не могло не сказаться на интересе к мобильным играм со стороны пользователей. В том же году Gameloft впервые заявляет о том, что компания прибыльная.
В 2003 году на мобильные телефоны выходит легендарная игра Tom Clancy's Splinter Cell, которая показывала людям, что мобильные игры могут быть качественными и в них можно с удовольствием играть.
В том же году Gameloft презентует не менее легендарную игру серии Prince of Persia — The Sands of Time. Игра получила положительный отклик, как от игроков, так и от критиков.
Рынок мобильного гейминга стремительно развивается и 7 октября 2003 года Nokia презентует смартфон на платформе N-Gage — первый телефон-игровая консоль на рынке мобильных телефонов.
Gameloft не остаётся в стороне и начинает выпускать игры на платформе N-Gage.
В 2004 компания начинает запускать собственные игровые франшизы и 17 ноября 2004 выходит первая игра известной серии Asphalt — Urban GT.
Игра быстро стала бестселлером, но критики холодно оценивали игру. Её ругали за отсутствие ощущения скорости, плохой контроль машины, а из-за ограниченной дальности прорисовки, часто трудно было увидеть приближающиеся повороты, особенно когда на экране есть другие автомобили. Игру считали попросту неинтересной.
Но не только обычными аркадами и гонками радовала пользователей компания.
В 2004 году Gameloft более чем в 2 раза увеличивает свой штат: с 248 сотрудников в 2003 до почти 750 в 2004. По итогу за 2004 выручка составила 30,4 миллиона долларов, по сравнению с 13,4 миллиона долларов в 2003 году.
В 2004 компания впервые предлагает использование 3D графики в мобильных играх. О первых мобильных играх Gameloft с 3D графикой, а так же какие ещё фрашизы запускает компания, и о многом другом, я расскажу вам в следующей части истории Gameloft.