В 2016 году появилась информация о том, что Insomniac Games создаёт для Sony эксклюзив для PS4 про Человека-Паука. Новость восприняли весьма скептически, ведь в арсенале разработчика из достойных проектов можно отметить лишь Ratchet & Clank, хотя и она далека от ААА-уровня. Помимо этого, все предыдущие части про супергероя с укусом паука выпускала Activision, а Spider-Man (2018) является некой перезагрузкой серии и стартом для новых крутых историй про героев Marvel. Сможет ли студия оправдать ожидания миллионов геймеров?
Оказалось, авторы игры решили не изобретать велосипед, чтобы уменьшить шансы на провальный релиз. Они просто взяли лучшие элементы от других игр жанра, довели их до ума, плюс нарисовали большущий Нью-Йорк с высокими небоскрёбами и массой секретов для фанатов Marvel. Этого предостаточно, чтобы вы визжали от восторга во время полётов на паутине и смеялись от души над колкостями главного героя. Большего нам и не надо.
Сюжет
Все игры про Человека-Паука можно условно разделить на два типа — проекты с собственным сюжетом и те, что сделаны на основе сценария к фильму. К сожалению, разработчикам никогда не удавалось реализовать что-то достойное на основе киновселенной. На то есть сразу две причины. Первая заключается в том, что сначала в прокат выходит фильм, который фанаты сразу же смотрят, а только потом можно пройти саму игру. Никакой драматургии или неожиданной концовки в видеоигре просто не может быть, ведь пользователь уже знает исход всех злодеев. Значит, завлекать геймера нужно увлекательным геймплеем, дабы он и не думал об уже изученной истории.
Вот только здесь появляется вторая проблема — создавали игры по фильмам с большой спешкой, без огня в глазах и желания изменить индустрию. Разработчики просто хотели нажиться на фанатах, которые после выхода фильма хотели большего. Никто не ломал голову над новыми механиками, сложными заданиями, открытым миром или графикой, вот и получалась абсолютная посредственность. Игры же с оригинальным сюжетом, написанным специально под этот проект, наоборот получались очень самобытными, классными и яркими. Благо, Spider-Man (2018) делали как самостоятельный продукт.
Сценаристы игры решили создать историю, которая является частью вселенной Marvel, но она как бы вырвана из контекста. То есть, нам дают одиночную кампанию с Человеком-Пауком и его опасными противниками, но это не продолжение чьей-либо истории, не часть «Мстителей». Сюжетная линия представляет собой совершенно уникальную историю Питера Паркера, и это очень воодушевляет. Если не прочитать какой-то спойлер, то до самого конца знать о судьбе главного героя пользователь не будет, да и о противниках тоже информации крайне мало. Вы даже не знаете кто здесь главный злодей!
Противников здесь очень много, вы их всех уже видели и знаете, если смотрели фильмы или читали комиксы, но нам обещают, что скучно не будет. Всем вредителям создали уникальный характер, эмоции и мотивы, чтобы вам не казалось, что это всё уже когда-то было. Злодеи остаются кровожадными, мстительными и их хочется бить, но они не являются грубой копией себя же из других игр или фильмов. Это тоже принесло свои плоды — историю каждого хочется изучить, узнать что-то новое, понять врага. Про сам сюжет и ключевые моменты событий рассказывать не будем, чтобы не портить вам впечатление. Но, поверьте, сценаристам не зря платят зарплату. И, что самое приятное, не нужно быть знатоком фильмов Marvel, чтобы понять, что происходит.
Путешествия по миру
Ещё на момент появления первого трейлера было понятно, что разработчики создали громадный открытый мир, по которому мы будем передвигаться на паутине. Далеко не во всех играх про Человека-Паука этот элемент был реализован адекватно. В некоторых частях, например, герой мог цепляться паутиной за небо, тогда как окружающие здания были высотой с пять этажей. Это выглядело очень странно, но приходилось мириться с таким вот недочётом. Теперь у создателей проекта были все возможности для создания правильного города и им это удалось — здания громадной высоты позволяют нам использовать паутину максимально эффективно.
Большие размеры города и смены дня-ночи открывают массу пространства для путешествий и релаксации. Если вам надоело проходить сюжетную линию, хотя как она может надоесть, то просто отправляйтесь на путешествие. Прыгать от высотки к высотке очень приятно и есть ощущение, что ты реально там находишься. У персонажа отлично проработана физика тела, так что его кульбиты на паутине смотрятся максимально реалистично. Отдельно стоит похвалить создателей продукта за звуки, сопровождающие персонажа во время путешествий. Гул мегаполиса, шум и ветер в ушах на большой скорости — всё это лишь больше погружает игрока в атмосферу невероятных прыжков.
Правда, не обошлось и без некоторых недостатков. В сети были скриншоты с разного рода тайниками, которые, как многие думали, нужно будет самостоятельно искать. Только представьте себе сложность такого занятия — огромный город с массой небоскрёбов и укромных мест не позволит за пару-тройку часов отыскать все предметы. Однако, разработчики решили иначе. Вам нужно будет отыскать передатчики, расположенные на территории Нью-Йорка, после чего взломать их. Всё, теперь на карте отмечены все тайники и миссии.
Назвать это большим недостатком нельзя, ведь, вероятно, без таких передатчиков поиск всех предметов стал бы непосильной задачей. С другой стороны, тайники не являются ключевым моментом в прохождении сюжета, ведь найденные предметы ничего герою не дают. Это лишь достижение, которое потом будет отображаться в профиле. Прошёл сюжет и можешь десятки часов наворачивать по городу в поисках всех необходимых для «Платины» вещей. Зато сами путешествия здесь реализованы на пять с плюсом, такого количества удовольствия и адреналина от прыжков между высотками игроки ещё никогда не получали.
Не совсем понятными оказались придирки западных СМИ (да и отечественных тоже) к «населению» виртуального мира. На улицах ходят люди, они разговаривают, смотрят в телефоны, фотографируют друзей, общаются и пьют напитки в кафе. По дорогам ездят автомобили (разных марок, цветов и размеров), в воздухе иногда пролетают вертолёты. Полноценный город, где без вашего участия протекает виртуальная жизнь, разнообразная и увлекательная. Люди на улицах шумно здороваются с героем, можно подойти к случайному прохожему и дать пять, сфотографироваться или просто сказать привет. Это не уровень GTA V, где можно подраться с прохожими или угнать машину, но мы сомневаемся, что фанаты культового героя из комиксов ожидали чего-то похожего.
Миссии
Все задания в игре можно разделить на основные (сюжетные) и побочные. Начнём с сайдквестов, которых здесь не так уж и много, но и скучать между драками с боссами нам тоже не позволят. Ничего удивительного во второстепенных заданиях нет, как и ожидалось. Вам нужно добраться из одной части города в другую, что-то активировать или побить бандитов, после чего добраться ещё куда-то и там повторить процедуру. Действительно интересных задач второго плана оказалось чуть больше десятка, остальные выглядят примитивно. Но, свою задачу они выполняют — игрок между важными встречами с главным злом может отвлечься на более тривиальные миссии.
Сюжетные же задания намного более проработанные. Здесь нет однотипных требований зачищать локации (ну, практически), и сценаристы явно приложили тонну усилий, дабы не повторяться. Будут квесты на поиск очередного врага, чтобы получить от него необходимую информацию, будут стелс-миссии, массовые потасовки, ограбления и даже побеги под действием наркотических веществ. Сюжетная линия растягивается на добрые 20 часов, но всё это время вас будут удивлять и поражать, благодаря чему прохождение проходит незаметно. Даже мотивировать себя не нужно — хочется зайти и пройти ещё парочку квестов, чтобы узнать ещё больше интересного.
Отдельно стоит похвалить создателей квестов за возможность играть не только супергероем. Иногда нам дают под управление самого обычного Питера Паркера, который ходит к тёте в реабилитационный центр, общается с бывшей девушкой и выполняет другие бытовые задачи. Есть даже задание, в котором мы управляем самой Мэри Джейн, а Паук нам лишь помогает деактивировать врагов. Такое разнообразие геймплейных механик не оставит вас равнодушным. Впервые в серии есть ощущение, что наш герой — обычный парень, волею судьбы ставший грозой преступного мира. И у него есть проблемы, как у любого другого человека. Особенно с личной жизнью.
Система боя
Сражения с боссами или бандитами на улицах получились настолько активными, насколько это вообще можно представить. Наш супергерой вообще не стоит на месте — ему нужно постоянно уклоняться от атак, уходить с линии огня, прыгать на противников и стрелять паутиной в ответ. Драка с пятью-десятью врагами отнимет у вас пару минут реального времени, за которые вы успеете нажать на клавишу прыжка и атаки по сотне раз, если не больше. Всё дело в том, что наш персонаж, фактически, не блокирует атаки. Это было сделано ради реализма, ведь в фильмах Человек-Паук тоже не прыгал телом на пули, у него для этого нет железного костюма или чего-то в таком духе.
Соответственно, в рукопашной драке вы можете блокировать атаку противника, после чего забить его до потери сознания кулаками и ногами. В бою против автоматических винтовок или ракет никаких блоков нет, нужно уклоняться и убегать, чтобы потом нанести ответный удар. Реализованы уклонения очень круто и с большим набором вариаций. Герой может просто прыгнуть в сторону от снаряда, может проскользнуть под ногами бандита и нанести удар со спины, либо улететь на паутине. Всё зависит только от вашей фантазии и умения правильно использовать окружающую локацию.
После первых трейлеров игры многие геймеры переживали, что разработчики сделают упор на скрытном прохождении и нормальных заруб с десятками врагов не будет. Благо, дальше роликов стелс-миссии не дошли и в реальном геймплее вам нужно драться буквально постоянно, а врагов постепенно становится всё больше. В небольших помещениях потасовка происходит в стиле «прыгнул-нанёс удары-прыгнул-нанёс удары». Ваш герой переходит от противника к противнику, пока не зачистит локацию. На открытых локациях можно подниматься вверх и прыгать на цель, можно привязывать бандитов паутиной к стенам и так далее.
Взаимодействие с окружающим миров во время драки играет очень важную роль. Вы можете бросить во врага что-либо, можете оторвать дверь от машины, раскрутить её и отправить прямиком в босса. Можно столкнуть врагов лбами, если провернуть хитрую комбинацию с клеящим веществом, либо же раскрутить и бросить вдаль самого злодея. Бои с боссами вообще интересные, ведь у главарей есть свои особенные типы атак, уникальные анимации и тактики, к которым нужно привыкнуть, чтобы победить. Боёвка очень похожа на последние части Бэтмена, только здесь меньше скрытных тактик, вообще нет тактического планирования, зато есть паутина и масса разнообразных вспомогательных гаджетов.
Графика
Довольно часто графика в трейлерах сильно отличается от того, что геймеры видят в релизной версии игры. Похожая ситуация случилась и с данным проектом. Ролики, демонстрирующие город, персонажа и локации, оказался более красивым, чем реальная графика. Точнее, так многие думали — буквально за пару дней до выпуска в сети появились скриншоты, якобы сделанные во время прохождения сюжетной линии. Там было заметно, что спина у главного героя состоит из десятка полигонов и напоминает графику 2008 года. Очень хорошо, что сообщество переживало зря — картинка в новом Человеке-Пауке невероятно привлекательная.
Начнём с того, что даунгрейда графики, как многие думали, не произошло, просто разработчики в некоторых локациях убрали лужи. Они уже успели стать мемом, ведь буквально каждый второй журналист упомянул отсутствующие лужи в новостях и обзорах. Во всём остальном визуальная составляющая игры порадует даже самых заядлых любителей придираться к картинке на экране. Детализация абсолютно всего в сюжетных заданиях вообще поражает воображение — дизайнеры нарисовали всё, вплоть до пуговиц на кофте тётушки главного героя. Локации, эффекты, анимации и враги смотрятся максимально реалистично.
Сам город тоже сделали привлекательным и удивительным, хотя здесь детализация заметно проигрывает ключевым локациям и персонажам. Например, если заглянуть в окна офисных зданий, то вы заметите совершенно одинаковые комнатушки. Создатели продукта просто нарисовали одно офисное помещение, потом скопировали его и раскидали практически по всему Нью-Йорку. Тоже самое о «нижней» части города — улицы, случайные прохожие и автомобили выглядят опрятно, но без изысков. Хорошо, что на землю мы будем спускаться крайне редко. Это же игра про Человека-Паука, зачем вообще стоять ногами на асфальте?
Отдельно нужно поговорить про воду, ведь она здесь частый гость и выглядит прелестно. Лужи, будь они неладны, действительно работают как зеркало и ночью можно найти действительно классные отражения неоновых вывесок. Днём, кстати, тоже есть на что посмотреть — разлитая вода посреди улицы выглядит почти как настоящая. А самая большая «лужа» вокруг Манхэттена так стильно отражает солнечные лучи и плещется вокруг буйков, что даже водные глади The Crew 2 проигрывают. Океан нарисовали более чем достойно, хотя он здесь присутствует просто для антуража. Плавать или ходить под парусом нам не придётся.
Мы уже говорили, что важнейшей составляющей данной игры является боевая механика, когда Паучок прямо лавирует между врагами, уклоняется и наносит удары в ответ. Здесь дизайнеры тоже потрудились — эффекты от ударов, взрывов и выстрелов приносят эстетическое удовольствие даже в том случае, если по вам попали. Сама система боя весьма активная и времени созерцание окружающих красот у вас попросту не будет, но приятно же сражаться, когда вокруг всё крошится и ломается с реалистичными эффектами и анимациями. Если вы любите игры за графику, то этот проект ваши глаза точно порадует.
Слабые места
Единственным недостатком проекта являются однотипные задачи, которые будут встречаться повсеместно. Начинается всё со скучных сайдквестов, где вам нужно догнать машину грабителей, избить их и сдать копам, либо зачистить аванпост от бандитов. Геймеру нужно в течение пяти-десяти минут яростно нажимать на кнопки, дабы навалять злодеям, после чего нам дают немного бонусов и вновь отправляют на подобные мероприятия. Лишь несколько квестов, не считая сюжетных, действительно неплохо проработаны и выглядят увлекательно.
Тоже самое можно сказать и про собирательство. Найти все тайники Паркера не очень трудно, нам же на них укажут вышки, плюс сам герой после обнаружения схрона расскажет что-то интересное о своём прошлом. Масса пасхалок, как мы любим. Вот только остальные задания вроде фотографий достопримечательностей или поиска спрятанных кошечек от героини из будущего DLC очень скучные, они сильно сбавляют темп повествования. Зевать или выходить из игры не хочется, но после головокружительных погонь сидеть и высматривать в объектив фотоаппарата мелкую кошку не сильно хочется.
Итог: 9/10
У Insomniac Games получилось сделать лучшую игру про Человека-Паука в истории. Да, звучит слишком напыщенно и чересчур громко, но так оно и есть. В серии были достойные части, которые приносили фанатам удовольствие, но они и рядом не стояли с данным эксклюзивом для PS4. Кстати, у зарубежных геймеров продукт называется Marvel's Spider-Man, тогда как у нас принадлежность ко вселенной Marvel решили сократить. Но, это не так важно. Главное, что разработчики смогли реализовать абсолютно все аспекты игры на очень и очень достойном уровне, чего ранее не удавалось никому.
Отлично прописан сюжет про взрослого Питера Паркера, который живёт обычной жизнью, общается с бывшей девушкой и пытается заводить друзей, помогает тётушке и работает. Ему приходится постоянно искать компромисс между спасением обычных людей и бытовыми делами, из-за чего геймер прямо ощущает его угрызения совести. Романтический ужин с бывшей? Нет, до романтики мы не дойдём, ведь за окном уже визжат сирены и нужно срочно бежать на помощь. Приятно смотреть на настоящего героя.
Геймплейные элементы тоже проработали и отшлифовали. Путешествия по городу на паутине и боёвка заставят вас вгрызаться в геймпад каждый раз, когда нужно куда-то добраться и навалять плохим парням. За время прохождения автор обзора вовсе не использовал быстрое перемещение. Зачем оно нужно, если можно нажать пару кнопок на геймпаде и отправиться в увлекательное турне между высотками? Драки так вообще проходят в безумном темпе, особенно если играть на высоком уровне сложности. Наш герой умирает от пары-тройки точных выстрелов, так что лучше на месте не стоять.
Добавляем в этот коктейль шикарную графическую и аудио-составляющие. Про картинку мы уже говорили, она прекрасна, и над звуками здесь тоже поработали. Шлепки во время кулачного боя, громкие удары бочками по врагам, шелест воздуха в ушах во время головокружительного прыжка с небоскрёба — это всё проникает в геймера, вынуждая сопереживать и чувствовать персонажа. Чего только стоит трек в начале сюжетной линии, написанный специально для этой игры!
Если даже откинуть эмоции и посмотреть на Spider-Man взглядом педанта, то ощущения тоже неплохие. Консольные игры стоят дорого, хочется от приобретённого продукта получить максимум удовольствия и провести побольше часов перед экраном. Сюжетная линия Человека-Паука проходится часов за 20, если тратить время на все второстепенные квесты, то будет часов 30-40. Для сравнения — God of War вы пройдёте за 6-8 часов. Так что на звание игры года новинка может и не тянет, но это явно достойный эксклюзив и точно лучшая игра за всё время существования персонажа.
Особенности:
- крутейшие полёты по городу на паутине;
- детальная прорисовка Нью-Йорка;
- десятки пасхалок из вселенной Marvel;
- красивая графика;
- самобытный сюжет;
- понятное и удобное управление;
- головокружительная механика боя;
- масса костюмов;
- 30 часов геймплея как минимум.
Может не понравиться:
- много однотипных сайдквестов;
- ждать продолжение нет сил;
- можно легко поломать геймпад в драке на высокой сложности.