У компании Ubisoft в последнее время не всё так хорошо, как могло бы быть. Довольно много проектов с большим потенциалом загубили из-за плохой оптимизации, нерабочих скриптов или физики. Все помнят Assassin's Creed Syndicate, но не из-за крутого сюжета или красочных локаций, а из-за мемов с персонажами без текстур лица. И, конечно, оптимизация там такая, что хоть майнинг-ферму подключи, а плавную картинку не получишь. Далее была выпущена The Division из серии Tom Clancy’s, и фанаты возрадовались — более-менее добротная игра с адекватной оптимизацией, без вылетов и всего такого. Правда, после сюжетной линии нас отправляют в мир гринда и скуки, но это потом поправили при помощи DLC.
В 2017 году компания Ubisoft показала два крупных проекта и оба были разбиты в пух и прах игроками и критиками. У For Honor технология peer-to-peer (пользователи из сети сражаются на сервере, созданном у одного из них на ПК), из-за которой игра вылетала буквально через раз, а Tom Clancy's Ghost Recon: Wildlands порадовала неработающими скриптами заданий и деревянной физикой транспортных средств. Но, Wildlands показала новую механику — есть главный злодей, у него есть ближайшие приспешники, а у них — свои помощники. Чтобы убить главаря, нужно было объездить громадную карту и уничтожить целую армию вражин. Да, местами задания просто не прогружались, но и это потом поправили.
В октябре вышла Assassin's Creed Origins и, как мне кажется, этот продукт стал причиной конечного результата, полученного игроками в Far Cry 5. Естественно, пятая часть разрабатывалась задолго до релиза «Истоков», но между ними точно есть связь. В Origins разработчики показали точно такой же процесс прохождения — есть главари, их нужно убить, но прежде нужно пройти дополнительные задания, всё это в открытом огромном мире с кучей второстепенных задач. Я наиграл в последнюю часть AC часов сорок и понял, что такого удовольствия от игр не получал давно.
Теперь вышла Far Cry 5. Я могу с уверенностью сказать, что она очень похожа на Assassin's Creed Origins. Да, совсем иной сеттинг, совсем другой мир, время, оружие и враги. Но суть осталась прежней — у нас есть один ключевой враг, сильный, хитрый и опасный. Добраться до него не так просто, так что сначала нужно уничтожить его главных приспешников. Их тоже просто приехать и убить не получится, нужно проходить массу дополнительных заданий и наслаждаться видами. Игра именно про это. Если вы решитесь купить Far Cry 5, то не спешите проходить её сломя голову. Конечно, здесь и при беглом прохождении контента наберётся будь здоров, но если углубится и прочувствовать, то эффект намного ярче. А теперь давайте я расскажу, как я сам окунулся в этот дикий виртуальный мир, и что из этого получилось.
Сюжетная линия
Традиционно, рассказывать все детали сюжетной линии не стану. Не потому, что мне жалко, просто вдруг кто-то решит пройти игру самостоятельно, а тут фура спойлеров перевернулась. Но, некоторые моменты стоит отметить. Первое — сценаристы решили удивить всех локацией и атмосферой пятой части франшизы. Нас перенесли в округ Хоуп (округ Надежды — как иронично), штат Монтана, США. Ранее части серии так близко к западу не подбирались, что повысило интерес среди пользователей. Поиграть в обычном американском городке за помощника шерифа хочется намного больше, чем за головореза в джунглях.
Второй момент — сюжетная линия построена на тематике религии и сектантов, очень больно бьёт по самомнению американцев. Лично мне сюжет отдалённо напоминает сериал «Баньши», но в сети можно найти ещё массу схожих по тематике проектов телевидения и кино. Власть в городке захватил религиозный фанатик Иосиф Сид, безжалостный жестокий тиран, прячущийся под ликом праведника. От его речей и действий прямо выворачивает наизнанку, хочется взять уже пистолет и пустить ему пулю в лоб. На Иофиса, да и вообще семью Сидов, противно смотреть, противно слушать, и эти чувства разработчик будет прививать вам на подсознательном уровне в течении всей игры.
Основные сюжетные перипетии оставим для тех, кто будет самостоятельно игру проходить, но основа напоминает мне Wildlands — у нас есть главный антагонист, плюс его трое верных помощников. Однако, сценаристы решили, что одного полноценного злодея им мало, и дали каждому приспешнику свою историю, наделили полноценным характером. То есть, у нас есть Иосиф, которого мы ненавидим всей душой, но в начале и середине игры он маячит где-то вдалеке, тогда как его преданные родственники намного ближе. Они не выглядят болванчиками, которых нужно уничтожить для галочки, так что мотивов для яростной войны у вас будет предостаточно.
Задания
Несмотря на обилие дополнительных игровых механик и второстепенных заданий, основная часть игры всё же заключается именно в стрельбе и зачистке локаций. Звучит логично, ведь Far Cry 5 это шутер от первого лица и пользователи сюда приходят ради стрельбы, а не головоломок или поездок по бездорожью. Хотя и этого здесь предостаточно. Разработчики постарались сделать игру максимально реалистичной в плане перестрелок. Как по мне — у них получилось. Здесь не будет мини-войны в каждом задании, сражаться против сотни противников в одной локации вам тоже не нужно. Это делает игру более приближённой к реальности, где главный герой может и крутой, но у всего есть разумные пределы.
Пожалуй, самой популярной миссией в игре будет зачистка локации от врагов. Помимо сражений с главарями и заданий от второстепенных игровых персонажей, это самая большая часть геймплея. Реализовано всё довольно увлекательно, локации большие и отличаются друг от друга, так что скучать не будем. Если вам кто-то говорит, что гонять по миру, сражаться с вражинами и выгонять их с насиженных местечек скучно, то он просто не понимает в чём суть этого проекта.
Мне очень понравилась миссия с освобождением небольшой базы, которую можно смело назвать ярким примером большинства задач в игре. Есть у нас определённая локация, будь то склады, лесопилка или какой-то другой завод. На территории этой базы есть важные для врага ресурсы, либо производство, либо они просто захватили территорию и не позволяют местным жителям или властям получать доступ к зданию. Нам, по долгу службы, нужно подобраться к локации, очистить её от врагов, после чего передать в руки властей и местных жителей, сплотившихся против террора секты.
Как именно этим заниматься — дело лично каждого. Можно взять винтовку с оптическим прицелом, сесть где-то на горе, взять бинокль и отметить каждого противника. Потом обойти базу с другой стороны, тихонько, и повторить процедуру, чтобы заметить максимальное количество врагов. Далее, берём наше оружие и начинаем потихоньку снимать врагов. Если всё сделать тихо, то даже подмога не подоспеет и вы выполните задание без угрозы для собственного здоровья. Конечно, это на словах всё так просто, а на деле противник прячется, отстреливается и вообще умирать не спешит.
С другой стороны, можно взять в руки дробовик, либо любое другое оружие ближнего боя, и отправиться вглубь локации. Убиваете врагов, убиваете подоспевшую подмогу, получаете тьму удовольствия от этого процесса и проходите задание, поливая противника дождём из свинца. Повторюсь — как именно проходить задание выбираете вы сами, что позволяет на ходу менять свою тактику. Постреляли издалека, потом сменили оружие на дробовик, потом попробовали стелс с глушителем. Такого рода заданий будет очень много, баз для зачистки в виртуальном мире предостаточно, чтобы опробовать все варианты оружия.
При этом, как я уже сказал, на каждой из локаций врагов не очень много. Да, порой они прямо жмут со всех сторон, но в большинстве ситуаций противников всего десять-пятнадцать, ещё пять-десять могут прийти на выручку, если поднимется тревога. То есть, валить сектантов пачками мы не будем, перестрелка выглядит довольно уместно и реалистично. Враги прячутся за укрытиями, стреляют в ответ, бегают и активно двигаются, могут даже нанести немалый урон, если вы попадёте в открытом поле на двух-трёх фанатиков сразу. За отсутствие режима «Рембо» и весьма умных противников (плюс добавим сюда большие и разнообразные локации для перестрелок), задания по зачистке территорий получают твёрдую пятёрку. Может с минусом, но пятёрку.
Стрельба
Очень понравилась реализация оружия. Видно, что разработчики поработали над этим элементом своего проекта. Винтовки стреляют с разбросом, если зажимать курок, то постепенно ствол уводит вверх, бросает в разные стороны. Прямо как в жизни. Приходится стрелять по 3-5 патрона за раз, не более того, либо снимать врагов одиночными выстрелами в голову. Это не так просто, ведь противник явно стал умнее и посреди поля не стоит, а прячется за камни, автомобили и прочие преграды. Стрелять очень приятно, нет ощущения, что пули летят в одну точку без разброса. Вы удивитесь, но сейчас есть массу шутеров, в которых про отдачу забывают.
Стрелять из дробовика или пистолета не так весело, ведь вся прелесть отдачи на таком близком расстоянии не ощущается. Дробь летит, запах пороха присутствует (в воображении), враги умирают. Добавлю в этот же абзац стрельбу из лука — интересная фишка, можно развлечься и забыть на некоторое время об огнестрельном оружии. Но, воевать с десятками врагов при помощи лука и стрел иногда тяжелее, чем хотелось бы. Лично я брал лук на всякий случай во второй слот, а первым всегда носил винтовку.
Отдельно хотелось бы поговорить про снайперское оружие. Получить первую снайперскую винтовку я смог буквально на третьем часе игры, это крутой ствол .50-го калибра, от которого врагов прямо сносит с места. Винтовка продается с обычным оптическим прицелом, он не очень сильно приближает врага, но стрелять можно. И, тут разработчики меня вообще удивили — пуля летит не точно вперёд. То есть, нужно рассчитывать траекторию и когда у вас будет прицел помощнее, а добыть его дело тридцати минут, нужно будет думать куда поднять прицел, делать поправку на расстояние.
К примеру, стреляете вы метров с трёхсот по врагу. Благодаря силе тяготения и форме нашей планеты, пуля будет с расстоянием лететь ниже и ниже. Так вот, с трёх сотен метров стрелять нужно чуть выше головы врага, тогда пуля пробивает ему череп. Аналогичный уровень физики я видел лишь в Sniper Elite 3 и Sniper Ghost Warrior 3, но это были игры с упором на снайперскую стрельбу. У Far Cry 5 это как приятный бонус. Очень крутой, стоит сказать.
Геймплей
Игра представляет из себя «песочницу», где для каких-либо происшествий даже вашего участия не нужно. Это настолько добротно реализовали, что добраться до некоторых заданий банально не получается — на пути слишком много приключений. Например, дали мне задание проехать 1100 метров до фермы и там решить вопросы с сектантами. Сел на машину, еду, тут по дороге вижу, как двое фанатиков бьют парня. Остановился, убил обоих, освободил парнишку, а тот говорит мне — давно что-то вестей не было от моего знакомого, может проверишь? Чего бы не проверить — проверю.
Приезжаем в лес к домику, а там этих небритых мужиков с пулемётами тьма. Воюем с ними, караем, после минут десяти сражений получается отбить дом от нападавших. Внутри уже, естественно, никого из живых нет, зато есть записка о кладе. Едем на нужную точку, прыгаем в подвал, сливаем воду, а там денег уйма. Ах да, нам же нужно было на ферму поехать. Выбираемся из подвала, отправляемся к машине, а на нас пума нападает. Две обоймы всадил, еле выжил, а тут уже слышу, что едут опять бородатые мужики с желанием наказать меня за дерзость.
И так всю игру. Охота, дополнительные задания, разного рода мелочи сопровождают игрока на протяжении всего прохождения. Вы можете ехать на квест и забрести на свалку автомобилей, начать маленькую войну с сектантами, сбить пару самолётов и найти клад, можете охотиться на оленей и встрять в заварушку между фермерами и фанатиками. Игра генерирует такое количество жизни вокруг пользователя, что не успеваешь за этим всем проходить основную сюжетную линию. Ранее серии Far Cry такими насыщенными не были.
Приятные мелочи
Есть ощущение, что на дополнительный контент и второстепенные занятия потратили столько же времени, сколько и на основную сюжетную линию.
Например, довольно много игрового контента построено на охоте и рыбалке. При том, это не скучные задания, в которых вы тупо стреляете или достаёте рыбу из реки. Каждый поход на охоту — целое испытание. На карте расставлены знаки, ориентируясь по которым вы можете найти места для охоты на гризли, на оленей, кроликов и так далее. Потом нужно отправиться в чащу леса, отыскать там цель и убить её. Вот только не думайте, что здоровенный мишка будет с вами дружить после пары выстрелов в затылок. Он развернётся, догонит вас и надаёт по первое число. Меня, например, один раз даже индюки клевали на какой-то ферме. Индюки!
Далее, очень порадовало внимание к мелким заданиям. Это даже не второстепенные задания, а что-то вроде дополнительных квестов, которые приносят удовольствие и деньги, но никак на сюжетную линию не влияют. Частенько после спасения населения от атаки сектантов к нам подходит кто-то говорит что-то вроде «Обязательно загляни в бункер Сэма за оврагом, там он когда-то прятал оружие». Ищем дом Сэма, потом ищем внутри записки или знаки, указывающие на бункер, потом ищем вход. Однако, внутри бункера тоже не всё так просто — то проводка перегорела и нужно в темноте со слабым фонариком искать клад, то весь бункер затопило и нужно воду слить. В конце вас ожидает клад — деньги, оружие, припасы и так далее.
Такое внимание к второстепенным вещам очень поднимает настроение. Здесь даже гонки реализованы классно, удовольствия от их прохождения больше, чем от Need For Speed: Payback. Конечно, всё дело в физике автомобиля, которую в Ubisoft явно подсмотрели у The Crew, но факт остаётся фактом — в шутере заезды на авто очень круто сделаны. Добавим сюда ещё рыбалку, полёты на вертолёте или самолёте, возможность взять внедорожник и отправиться гонять по пересечённой местности, и получаем громадный набор возможностей для отдыха. Между потасовками с фанатиками такие душевные занятия заходят очень легко, особенно после парочки зачищенных аванпостов.
Слабые места
После четвёртой части и Primal к серии Far Cry было какое-то предвзятое отношение. Да и в целом Ubisoft уже доказала, что может делать игры с массой багов на старте. Однако, у Far Cry 5 проблем с оптимизацией или работой квестов я не заметил. Всего один раз у меня не сработало задание, ещё в самом начале игры, когда мне нужно было сбить трубу с башни, а она вместо падения на пол банально зависла в воздухе. Пришлось перезапускать игру. Во всём остальном квесты работают так, как нужно, к этому претензий нет совершенно.
В первые пять часов игры также были вопросы к экономике. Скажу сразу — в игре есть встроенные покупки. Вы приходите впервые в магазин, вам показывают массу стволов и хочется что-то купить, но денег не хватает. Тут же есть вкладка, где вы можете за реальные деньги купить слитки, а уже за них приобретать крутые стволы. Даже желание возникло сразу что-то взять, дабы на скриншотах было красивое оружие, но передумал. В итоге, за 9 часов на первой локации я сумел заработать на снайперскую винтовку за $7200, на автоматическую винтовку за $9000 и пистолет за $7200. Плюс, купил на пистолет и винтовку глушитель, а то воевать на аванпостах сложно.
Не могу сказать, что донат в игре прямо вызывает негодование или злость. При особом упорстве и всех пройденных заданиях, вы можете собрать арсенал самого крутого оружия часов за 12, в первой же локации. Да и оружие за донат отличится исключительно раскраской, характеристики у них одинаковые.
Итог: 8/10
Не могу сказать, что я прямо сразу пришёл в восторг от пятой части Far Cry 5. Это та игра, которая постепенно набирает обороты и раскрывается во всей красе где-то на середине всей сюжетной линии. Сначала у вас есть мощная мотивация, сектантов показывают совершенно неуравновешенными и ты прямо хочешь им надавать по голове за плохое поведение, но после этого настаёт процесс монотонной зачистки территории. Вы приезжаете на аванпост, громите врагов, потом едете на силосную башню, уничтожаете её, проходите массу второстепенных заданий и где-то на середине этого процесса уже забываете про сектантов.
С другой стороны, если бы разработчики сделал игру лишь с сюжетными заданиями и диалогами, то вы бы прошли её за пять часов, может за восемь, и потом грустили бы в ожидании DLC. Платных, конечно же. Так что создатели проекта постарались найти золотую середину между сюжетными перипетиями и войной против сектантов, охотой и рыбалкой, гонками, поисками тайников и прочими развлечениями. Если вы захотите проникнуться всей этой красотой и изобилием возможностей, то игра принесёт тьму удовольствия.
И, конечно, громадным преимуществом новой части является время прохождения. Я понимаю, что оценивать качество игры по количеству времени, которое требуется на прохождение, это как-то не очень правильно. Но, игра хорошая, она стоит неплохих денег (1999р), так почему бы не посчитать часы удовольствия? Первую «локацию» я освободил за 9 часов.
Это при учёте того, что большую часть времени я спешил, так как нужно было увидеть больше и рассказать об этом читателям. Если не спешить, то можно часов 12-15 проходить все задания, исследовать каждый тайник, копить ресурсы и деньги. Таких локаций здесь три, так что часов 35-40 у вас точно уйдёт только на зачистку приспешников Отца. Вполне приличный результат для ААА-игры.
В итоге, после многих часов активных перестрелок и освобождения городка от фанатичных сектантов, я могу ответить на вопрос «А стоит ли игра времени/денег/внимания?». Да, стоит, без сомнения. Создатели перенесли нас в такой понятный и знакомый мир США, где ездят на стареньких пикапах и классических спорткарах, где фермеры с дробовиками дают бой вооружённым грабителям. Когда попадаешь в этот виртуальный мир, то выбираться уже не хочется, особенно когда такой враг маячит перед глазами. Хочется пройти все эти миссии, освободить город и наказать поганцев. И, поверьте, процесс принесёт вам массу положительных эмоций, не говоря уже о тонне адреналина в крови.
Особенности:
- почти реальная Америка;
- враги-фанатики;
- большой арсенал оружия;
- огнестрел можно улучшать;
- перки и прокачка персонажа;
- впервые в Far Cry мы создаём своего героя;
- шикарный кооператив;
- огромный виртуальный мир без загрузок;
- охота, рыбалка, гонки, полёты, крафт;
- достойная физика транспорта;
- громадное количество сайд-квестов;
- лучшая реализация задач по поиску кладов;
- мощная сюжетная линия;
- 45-60 часов игрового времени только в одиночном режиме;
- режим аркады;
- поработали над оптимизацией;
- уже анонсированы три DLC.
Может не понравиться:
- есть баги с квестам (совсем капельку);
- купить оружие можно далеко не сразу;
- местами перебор с жестокостью;
- могут убить еноты, дикие кабаны или даже индюки;
- зачищать базы порой надоедает;
- есть встроенные покупки;
- очень хочется продолжения;
- DLC платные.