Когда-то давно, в конце 90-х, Тоби Гард принял очень рискованное решение — он выбрал на роль главного героя женского персонажа. В то время ключевыми персонажами были исключительно мужчины и даже коллеги по цеху отнеслись к этой идее скептически. Прошло немного времени и Лару Крофт узнали все. Геймеры были в восторге от возможности разгадывать головоломки и путешествовать по гробницам, а Книга рекордов Гиннеса впоследствии назвала расхитительницу гробниц самой успешной героиней видеоигр.
В 2013 году компания Square Enix решила перезапустить франшизу, которая уже длительное время пылилась на полках. На рынке пользовались спросом супергерои, головокружительные шутеры и аркадные проекты, но разработчики решили внести разнообразие и возродить путешествия по гробницам. Первая часть понравилась абсолютно всем, вторая оказалась более спорной. Теперь в свет вышла заключительная часть трилогии и сценаристы обещают ответить на все вопросы геймеров. Будем надеяться, что на этой трилогии дело не закончится и разработчики будут дальше развивать героиню.
Сюжетная линия
Главным сценаристом для первых двух частей новой истории о Ларе Крофт была Рианна Пратчетт (Thief, Mirror's Edge, BioShock Infinite), которую не критиковал только ленивый. Хотя, она написала весьма неплохую завязку для трилогии и в 2013 году Tomb Raider смотрелась очень даже уместно. Нам показали слабую, юную и неопытную мисс Крофт, которая попала в весьма затруднительную ситуацию и теперь вынуждена учиться стрелять из лука по животным и людям. В первой части были спорные моменты, но в целом преображение из слабенькой девочки в настоящую воительницу большинству понравилось. Автор обзора вовсе считает эту часть лучшей в серии.
Проблема лишь в том, что преображение должно было затянуться на три игры, а нам его показали в первой же части. Во второй, Rise of the Tomb Raider, нам лишь закрепили мнение о Ларе воительнице, которая уже всё знает, всё умеет и теперь ей нужно лишь решать сложные задачи. Что же разработчикам показывать на заключительном этапе истории, если Лара Крофт уже сформировалась, ей не нужно больше ничего узнавать и тренировать. А ведь фанаты были уверены, что если Square Enix пообещала трилогию, то это будет цельная история, разделённая на три отдельных игры. Как с Гарри Поттером, где каждая книга является интересной историей, но вместе это настоящая сага с кучей связанных элементов.
Надежда на цельную историю рухнула, когда Square Enix заменила сценариста. Над Shadow of the Tomb Raider работала уже не Рианна Пратчетт, а Джил Мюррей (Assassin's Creed III: Liberation, Assassin's Creed IV: Black Flag). Сложно представить, чтобы издатель при наличии заготовленного сценария на три части игры увольнял одного сценариста и брал другого, который ранее работал, фактически, лишь над проходными частями Assassin's Creed. Да простят меня фанаты. И, забегая наперёд, смена автора очень сильно повлияла на общее ощущение от персонажа.
Теперь давайте вернёмся к «Тени расхитительницы гробниц». В самом начале игры нам показывают Лару Крофт, которая сидит (или лежит) в какой-то щели между двух скал, а ногу ей завалило камнями. Девушка сообщает другу по рации, что следила за Тринити (это организация такая), после чего показывает окровавленную ногу, заваленную камнями. Там должен быть минимум перелом, но и это не страшно. Героиня дальше карабкается вверх по тоннелю, поднимаясь метров на 20-30. Что было бы с человеком, если бы он упал в такую щель и прокатился спиной по острым уступам двадцать метров? Благо, Крофт даже не ощутила опасности.
После этого мы отправляемся в пещеру, находим там пирамиду Майя и случайно, как это бывает с главной героиней, активируем апокалипсис планетарного масштаба. Просто наша воительница прихватила кинжал с места действия, а это не понравилось затерянной цивилизации. Теперь в местном городке начинается потоп, люди гибнут, теряют свои дома и всё, что у них есть. И, вероятно, не только в этой локации происходят бедствия. Прямо на глазах мисс Крофт ребёнок упадёт в пучину, моля о помощи. Сразу после этого действия нам показывают кат-сцену, в которой Лару хочется облить ведром холодной воды. Ей, видите ли, не охота спасать раненых. У неё же своя цель — нужно найти ларец и отобрать кинжал у опасного преступника.
На фоне странной мотивации главной героини нам показывают классного персонажа Иона Маиава. Этого персонажа вы уже видели в предыдущих частях, он помогал нашей «подруге» и является центром адекватности в этой игре. Мужчина помогает пострадавшим и во время перелёта в новой локации не перестаёт думать о погибших, пока Лара с отрешённым лицом рассказывает о своём плане мести. Такой контраст в мышлении заставляет относиться к Крофт негативно. За неё не хочется играть, дайте мне Иона, он знает толк в добрых делах. Смена сценариста лишь усугубила проблему сюжета — раньше мы жаловались на излишние страдания героини, теперь же она как будто из другой вселенной к нам попала.
Геймплей
Если уж всё так грустно с сюжетной линией, то в плане игровых механик нас сейчас завалят новинками. Эх, мечты. На деле оказалось, что почти ничего нового разработчики не подготовили. В первой части франшизы мы карабкались по стенам в строго отведённых местах при помощи ледорубов. Спустя пять лет после выхода Tomb Raider эта механика вообще не изменилась — на стенах чётко выделены текстуры, чтобы вы понимали, что здесь нужно карабкаться, да и сами анимации движений не изменились. Карабкаться только там, где тебе разрешают разработчики в игре 2018 года — не круто.
Тоже самое можно сказать про прыжки, подъёмы, спуски на канате и так далее. Такое ощущение, что разработчики просто взяли нашего персонажа и перенесли в другую локацию. Абсолютно все перемещения по карте вы уже видели. Прыгаете с обрыва и хватаетесь за деревянные остатки от подвесного моста, прыгаете по стенам, измазанным белой краской для наглядности. Хочется прямо кричать, что мы это уже видели пять лет назад и хочется чего-то нового, невообразимого, удивительного. Чтобы челюсть отвисла. Жаль, но в механиках перемещения персонажа вы ничего нового не увидите, так как этого просто нет. Складывается ощущение, что играешь в DLC, а не в новую часть легендарной серии.
Была надежда на увлекательную стрельбу из лука, но и тут беда. Анимация натягивания тетивы явно осталась от первой части, тоже самое с тряской прицела при долгом удержании прицела. Сам прицел не изменился, не изменилась физика стрельбы из нашего главного оружия. Можете спокойно натянуть тетиву и выстрелить врагу в голову метров с тридцати, о силе тяготения и ветре можно не переживать. Это же Лара Крофт, на неё физика не действует. Конечно, нельзя сказать, что стрельба из лука плохая или неинтересная. Нет, с ней всё хорошо, просто фанатам хотелось больше возможностей, а получилось как в 2013 году.
Появились некоторые новые механики, которые должны были спасти проект от уныния. Например, героиня теперь обмазывается грязью, хотя нам для этого нужно нажать всего одну кнопку. Это позволяет ей прятаться от врагов. На самом деле враги нас отлично видят в темноте даже под слоем грязи, так что это скорее декоративный элемент. Героиня научилась прятаться в кустах, растущих на стенах. Вроде интересно, но на этом нововведения закончились. Да, нам ещё позволят переодеваться в диковинные костюмы, чтобы спутать врагов, прямо как в Hitman. Вот теперь точно список можно считать завершённым.
Умения вроде орлиного глаза остались на прежнем месте — нам дают возможность, на низком уровне сложности, обнаружить все интересные объекты в локации. Тоже самое, в той же реализации. Геймплейная составляющая не полностью разочаровала, но и не порадовала совершенно. Здесь есть интересные моменты и стрелять из лука по врагам довольно увлекательно, особенно в голову, прыжки и акробатика тоже реализованы на достойном уровне. Проблема игровых механик только в тотальном копировании уже готовых наработок из прошлых частей. Если вас устраивает уже имеющаяся база, то можно с радостью играть, любителям же инноваций будет предельно скучно.
Графика
Современные геймеры очень любят красивые игры. И их можно понять — покупая крутой компьютер или консоль хочется видеть на экране яркие эффекты, реалистичное освещение и массу мелких деталей. Сначала казалось, что Shadow of the Tomb Raider тоже будет удивлять нас своим уровнем детализации, но на деле картина получилась очень странная. В кат-сценах очень красиво всё нарисовано — лицевая анимация на высоком уровне, отлично смоделированы анимации движений, нет проблем с разрывами этих самых анимаций. Получается привлекательное кино, где вместо актёром играют главные герои нашей саги. А вот за пределами коротких вставок складывается ощущение, что рисовали мир отрывками и совсем разные люди.
Например, в некоторых сценах мы бегаем по тёмным пещерам и подсвечиваем фонариком себе дорогу. Если идти исключительно вперёд по тропинкам, то всё кажется классным и утончённым. Огни горят, вода течёт, как мы любим. Если же немного повернуть голову и посветить на окружающие вас текстуры, то сразу ощущения меняются — камни на стенах плоские, однотипные, как будто прилетели сюда из игр десятилетней давности. Тоже самое в джунглях — где-то можно восторгаться красивой листвой и деревьями, а где-то обнаруживаются совершенно страдные стены или камни. Понятное дело, что большая часть этих недостатков пройдёт мимо геймера, если он не будет детально изучать локации. Но мы же здесь ради тайников, загадок и секретов!
Помимо этого, весьма странно выглядят волосы главной героини. Это бы не так бесило, но вы же будете видеть их буквально всё время. Сначала они каштанового цвета, потом чёрные, потом опять каштановые. Ладно, покрасилась между делом, не страшно. Но почему волосы у Лары Крофт абсолютно всегда ровненькие, пушистые и чистые? Они блестят, как будто она только что в рекламе шампуня снималась, хотя вот только что девушка кубарем свалилась в грязь. Можно же было ей немного земли на голове нарисовать, чтобы реалистичнее было? Такие мелочи бросаются в глаза и портят общее впечатление от прохождения.
Западные СМИ в один голос твердят, что здесь невероятная вода и грязь. Очень важные элементы геймплея, соглашусь, но я бы не назвал их шикарными. Вода выглядит круто, когда смотришь на неё сверху, либо же когда находишься в статичном положении. Если же плыть или нырять, то водные просторы здесь выглядят хуже, чем в GTA V например. На грязь действительно остаются следы от обуви и там проступает вода, тут не поспоришь. Но, в целом, графическую составляющую этот аспект не вытягивает. Графика здесь неплохая, приятная, но от уровня Tomb Raider (2013 год выпуска) она ушла лишь чуть-чуть.
Законы физики не для нас
Новая сценаристка должна была представить нам более реалистичную, живую и настоящую Лару Крофт. Вот только нам показали какого-то супергероя, способного переживать самые невероятные ситуации без единой царапины. В самом начале прохождения нам уже показали героиню, упавшую в яму глубиной метров двадцать. Она там очень сильно повредила ногу, но сумела легко выбраться наружу. Дальше начинаются странные вещи. Лара достаёт из кармана изоленту белого цвета, две секунды что-то делает за кадром и всё, нога перемотана и готова к бою. В каких ещё ААА-проектах можно лечить ушибы и переломы при помощи обычной клеящей ленты?
На этом чудеса не заканчиваются. Плавая под водой наша отважная воительница легко отрывает ледорубом стальной дверной замок. Нужно быть Халком, дабы провернуть подобное. Но и это не самое удивительное. Дальше у нас сцена, в которой Иона и Лара летят в самолёте, который начинает разваливаться на части. Во время полёта нам показывали в окно, что самолёт находится выше горы, то есть высота огромная. Дальше Крофт цепляет себя поясом к креслу и падает вниз в носовой части летательного средства (остальной корпус уже отвалился). При падении героиня не пострадала. Мы падаем с высоты нескольких сотен метров в «клюве», врезаемся в дерево и выживаем. Как это вообще возможно?
Подобных проколов у сценаристов будет очень много. Буквально на каждом шагу можно задавать разработчику вопросы о силе тяготения и прочих физических терминах. И, что самое обидное, все эти ситуации можно было спасти. Нельзя было всучить мисс Крофт парашют в том самом самолёте, чтобы она эпично выпрыгнула и спаслась? Или придумать какие-то более реалистичные заплывы под водой, где не нужно использовать ледоруб на каждом шагу? Это всё портит ощущение от прохождения, появляется впечатление, что писали сценарий в спешке, а все тонкости решили просто оставить на втором плане. Добавим больше экшена в кадр и никто не заметит подвоха.
Навыки
В этот раз разработчики решили кардинально изменить древо навыков, так что сначала в нём можно запутаться. После пары минут изучения всё становится на свои места — стандартные ветки, просто они размещены в виде плиток. В центре самые основные умения, дальше расходятся квадраты с более серьёзными возможностями. Для изучения нужны очки навыков, как и во всех предыдущих частях. Однако, сильно морочить себе голову над прокачкой персонажа не стоит, ведь это, фактически, ничего не даёт. Вы спокойно можете проходить сюжетную линию вовсе не заглядывая в это дерево плиточек, что является и плюсом, и минусом.
Очень радуют игры, в которых прокачка является важным элементом геймплея. Взял одно умение вместо другого и теперь строишь дальнейшее прохождение на основе полученных возможностей. Здесь вы к концу прохождения получите практически все навыки, но они слишком слабо влияют на геймплей, чтобы об этом переживать. В самом начале нам дают навыки по сбору ресурсов и они полезные, но можно и лишний раз кнопку нажать вместо прокачки квадрата. Либо же предлагают взять умение для более длительного нахождения под водой. Зачем, если можно всплыть и набрать полные лёгкие воздуха? Да и в целом плавать вы будете не так часто.
На более высоких уровнях умения будут чуть более полезными, но геймер спокойно может обойтись без них. Нет необходимости вкладывать очки умений в навыки для перестрелок, ведь за всю сюжетную линию открытых сражений будет крайне мало. Мы почти всегда играем в скрытном режиме и убиваем противников тихо. На максимальном уровне сложности, вероятно, некоторые умения будут полезны. Во всех остальных ситуациях прокачивайте подбор ресурсов, чтобы не страдать от малого количества патронов, а остальные квадраты берите на своё усмотрение. В первой части этому элементу игры было уделено больше внимания.
Слабые места
Мы привыкли, что у ААА-проектов с технической стороной вопроса проблем не возникает. Со времён Battlefield 4 разработчики поняли, что нужно с этими вопросами не баловаться и делать хорошо сразу. Тем не менее, у новой истории про мисс Крофт нам удалось обнаружить некоторые проблемы. Во-первых, иногда прерываются анимации. Во время прыжков или скалолазания Лара то и дело пропускает некоторые элементы движений. Вроде только что замахивалась вонзать ледоруб, как он уже в горе. Тоже самое с прыжками или уклонениями. Такие рывки случаются крайне редко, за всё время игры я видел подобное раз пять.
Во-вторых, имеются проблемы со звуком. Мы играли на PS4 Pro, но на ПК аналогичная ситуация. Иногда в диалогах звук очень тихий, как будто разговаривают персонажи очень далеко. Сначала кажется, что с наушниками что-то не так, но уже в следующей сцене всё со звуком нормально. Пару раз просто не удавалось разобрать речь героев, из-за чего суть происходящего терялась. Вероятно, это поправят патчами, но на момент написания обзора проблема присутствует.
В-третьих, локации в игре замкнутые в самом худшем значении этого слова. Вы можете стоять возле обрыва и смотреть на красивые заросли, но перепрыгнуть через кустик высотой до колена не можете. Либо же нужно оббегать громадную часть карты, потому что наша ловкая и юркая Лара не может прыгнуть в окно или перебраться через небольшой заборчик. Никто и не просит открытый мир, но такие ограничения в игре 2018 года выглядят слишком грустными.
Итог: 7/10
Заключительная часть трилогии должна была стать апогеем возможностей издателя. Фанаты ожидали невероятную сюжетную линию, которая расставит всё на свои места, удивительную графику нового поколения и крышесносный геймплей. К сожалению, как бы мы не любили франшизу про Лару Крофт, «Тень расхитительницы гробниц» должного эффекта не произвела. Проект демонстрирует совершенно стандартный набор игровых механик, которые вы уже видели и заучили наизусть, от них веет тоской и однотипностью. Сколько уже можно стрелами с верёвкой притягивать предметы и прыгать по оборванным мостам?
Аналогичная ситуация с сюжетной линией. Если отбросить всякие мелочи и странные ситуации, то получается увлекательное повествование. Главный враг умён и хитёр, он возглавляет могучую группировку и стремится стать божеством. У него даже есть чёткий план и целая армия помощников. Наша же героиня постарается ему помешать и заполучить магические артефакты, чтобы спасти мир от уничтожения. Благая цель, неплохая мотивация, сильный враг — всё есть. Вот только детали, и их очень много, не дают вдоволь насладиться последней историей в этой трилогии.
Мы сняли один балл за странное поведение героини в сюжетной линии. Она лихо убивает врагов и совсем не переживает об обычных людях, бежит вперёд паровоза, лишь бы отомстить. Не такой нам казалась легендарная Крофт. Второй балл пришлось отнять за совершенно обычную графику. Местами она ещё и ужасная. Это не главный параметр проекта, но очень важный. Третий балл улетает в пропасть за абсолютно стандартный набор механик и за проблемы со звуками. Игра получилась хорошая, добротная, пусть и с огрехами. Фанаты серии её явно оценят и пройдут с удовольствием. Всем остальным советуем сначала пройти первые две части.
Особенности:
- заключительная часть истории;
- интересные локации;
- отличная лицевая анимация;
- довольно длинная сюжетная линия;
- удобное управление.
Может не понравиться:
- стандартный набор механик;
- графика не вызывает восторга;
- проблемы со звуком и анимациями;
- локации сильно ограничены;
- Лара Крофт превратилась в Рембо.
>7/10
Ладно когда вы всяким бекью с мт6735 ставите 7/10 и хвалите, но тут уж совсем противоречиво, целый обзор писать про то, какая это дрисня, что всё испоганили и вообще уровень 2013, а потом ставить 7/10