test adv
,

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов

А также краткая история судостроения о том, как люди перешли от деревянных парусников к железным судам с атомными реакторами

Ледоколы — это специальные суда, способные разрушать ледяной покров замерзающих рек, озёр, морей и океанов и обеспечивать проводку других судов в ледовых условиях. Их используют для поддержания в судоходном состоянии акватории морских и речных портов, судоремонтных предприятий, для продления навигации на реках, озёрах и морях, а также для арктической навигации. Именно благодаря ледоколам в начале XX века людям удалось существенно ускорить освоение вод Северного Ледовитого океана. И сейчас данный вид судов применяют для доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций на научные станции. Самый крупный ледокол в мире был создан в Российской Федерации. Более того, «Арктика» — это атомный ледокол, таких нет ни у одной другой страны на Земле. Но начнём, как и в случае с самолётами и танками, с самого начала.

Краткая история судостроения

Судостроение — это одна из древнейших отраслей промышленности. Можно сказать, что человечество научилось строить плоты ещё на заре своего существования. По некоторым историческим свидетельствам, около 50-70 тысяч лет назад люди из Африки мигрировали на остров Борнео. На самом деле, первые мореплаватели учились перебираться с одного берега реки на другой, используя стволы деревьев, своеобразные плоты из плотных пучков тростника, а также шкуры животных. Затем люди начали задумываться об удобстве. Они начали выдалбливать середину древесного ствола, чтобы было удобнее сидеть, а ноги оставались сухими. Шкуры стали натягивать на специальный каркас из веток. Египтяне, например, строили первые суда из связок папируса.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Древние люди также перемещались по воде на упавших деревьях. Источник: ocean-media.su

Кстати, древнейшие корабли, которые смогли найти археологи, обнаружены в Египте. Их откапывают в различных захоронениях. Также сохранилось множество изображений на посуде, стенах гробниц и так далее. Древнеегипетские папирусные лодки возрастом 6-7 тысяч лет, которые использовались для плавания по Нилу ещё в додинастический период, встречаются археологам очень редко. А вот деревянные корабли, построенные во времена Древнего царства (3200-2240 гг. до н. э.), сохранились лучше. Например, в мае 1954 года во время уборки от осколков камней территории у пирамиды Хеопса была обнаружена солнечная ладья. Данное гребное судно было сделано из ливанского кедра и имело длину 43,3 метра и ширину 5,6 метра. К тому времени люди уже научились строить рыбацкие, грузовые и даже военные корабли. Все они приводились в движение шестами, вёслами и парусами.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Реконструкция солнечной ладьи в музее в Гизе

Финикийцы, которые считаются одними из самых искусных мореплавателей своего времени, изначально проживали на территории современного Ливана. Эта местность богата кедрами, из которых данный народ строил свои знаменитые корабли. В итоге финикийцы основали колонии по всему побережью Средиземного моря. О них и их морских подвигах слышали даже на Оловянных островах (современные Британские острова). Финикийцы первыми стали строить суда с килем и обшивкой на шпангоутах, а помещения для груза располагать под палубой. Их боевые корабли имели таран и два ряда вёсел, расположенных друг над другом, и внушали страх всем соседним государствам. Ближе к началу нашей эры египтяне, римляне и греки задумались об усилении собственного флота. Интересно, что одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют примерно V веком до нашей эры. Хотя судостроение и мореплавание были известны на Руси с древних времён. Это известно по наскальным рисункам с изображением морской охоты, датируемым примерно 3000 лет до н.э.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Трирема — античное боевое судно финикийцев, греков и римлян. Источник: goodfon.ru

Именно во времена Древней Греции различия между торговыми и военными судами стали проявляться в значительно большей степени. Корпуса греческих судов имели киль, форштевень и ахтерштевень, обшивку выполняли с парными швами, поясья крепили деревянными штырями. Торговые суда ходили в основном под парусами, а вёсла применяли лишь для манёвров в гавани. Военные же оснащались 2-3 рядами вёсел, были сравнительно лёгкими и имели максимум одну мачту с парусом. Всё для того, чтобы быстро сближаться с вражескими кораблями для взятия на абордаж. Позже римляне начали оснащать боевые корабли катапультами. Кстати, считается, что именно в Риме появился прогулочный тип кораблей. Император Калигула (37 — 41 гг. н.э.) приказал построить специальное судно для своей увеселительной поездки на озере Нэли.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Многофункциональный драккар викингов. Источник: goodfon.ru

Далее долгое время технологии судостроения практически не развивались. Одними из самых известных мореплавателей стали викинги, которые на своих драккарах (длинных боевых ладьях) огибали всю Европу и открыли Гренландию. Благодаря традиции северных народов хоронить своих королей вместе с его кораблём, многие суда тех времён неплохо сохранились до наших дней и были восстановлены. Различия между военными и торговыми судами вновь стали размываться. И те, и те ходили под парусами, имели отсеки для солдат и так далее. На средиземноморских судах впервые появился руль. А штурвалы для удобного управления появились в 1595 году, когда на воду спустили первый голландский флейт. К тому времени человечество уже изобрело пушки, которые стали основным видом вооружения практически любого корабля. Суда стали строить с типично круглым корпусом, чтобы они могли перевозить значительные грузы. Их стали делать достаточно крепкими, чтобы они выдерживали вес крупных орудий, а также могли противостоять пушечному огню.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Типичное морское сражение боевых кораблей XVII века. Источник: goodfon.ru

Общий технический прогресс в Европе в XV-XVII веках предоставил людям возможность совершать дальние морские путешествия. Так при помощи флота человечеству удалось открыть морской путь в Индию, обогнув Африку, добраться до Америки, а затем и вовсе совершить кругосветное путешествие, что доказало теорию шарообразности Земли. В 1787 году была построена первая железная баржа, а в 1843 году — первое полностью железное морское судно. К тому времени люди научились строить и подводные лодки. А с развитием паровых двигателей и появлением железных пароходов началась новая эра в судостроении. Теперь человечество могло передвигаться над и под водой, не обращая внимания на наличие ветра. Однако оставались ещё места, куда человек не мог добраться никаким способом, например, полюсы планеты. Те воды были защищены льдом.

Ледоколы

В 1864 году кронштадтский купец Михаил Бритнев решил подрезать носовую часть одному из своих пароходов. Судно «Пайлот» смогло раскалывать тонкий лёд собственным весом, что позволило продлить торговый сезон на несколько месяцев. Так появился новый тип кораблей — ледоколы. Ледоколостроение начало быстро развиваться в Финляндии, Дании, Швеции и США. Однако в то время все занимались постройкой сравнительно небольших ледоколов-буксиров, паромов-ледоколов, ледоколов для работы в устьях рек, каналах и гаванях. Лишь в 1897 году российский адмирал Степан Макаров предложил создать мощный ледокол, который будет способен ходить в арктических водах. Причём изначально идея была отклонена командованием, но благодаря лекциям адмирала (вроде «К Северному полюсу — напролом») и журналистам, которые начали распространять идею среди общественности, созданием арктического судна заинтересовался сам Дмитрий Менделеев. Затем пришлось убедить министра финансов Витте в экономической выгоде проекта. И уже в 1898 году на воду был спущен «Ермак» — первый в мире ледокол арктического типа.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Российское судно «Ермак» — первый в мире ледокол арктического типа

Достичь Северного полюса, однако, «Ермаку» не удалось. Судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Тем не менее ледокол прослужил целых 65 лет, прошёл три войны, добрался до отметки 81 градус 28 минут северной широты, а в 1963 году был отправлен на переплавку. Возвращаясь к истории развития ледоколов, в 1932 году был построен первый дизель-электрический ледокол «Имер». Благодаря применению новой энергетической установки шведам удалось повысить мощность, улучшить маневренные и тактические качества, а также существенно увеличить дальность плавания ледокола в северных морях. СССР немедленно ответила на это, спустив в 1939 году на воду линейный ледокол «И. Сталин» (позже «Сибирь») с водоизмещением около 10 000 тонн и мощностью 10 000 л.с. Несмотря на то, что этот ледокол работал на угле, он мог находиться в море до 20 суток. Автономность же советских дизель-электрических ледоколов доходила до 40 суток.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Первый в мире атомный ледокол «Ленин». Фото: Валентин Кунов

Вторая мировая война сильно ударила по развитию ледоколостроения. Заниматься разработкой и созданием новых типов не было смысла, а старые переоборудовались под другие задачи (например, оснащались орудиями для участия в морских сражениях). Однако в 1941-1942 годах ледокол «А. Микоян» сработал по своему прямому назначению. Он успешно провёл экспедицию Северным морским путём до чистой воды, чтобы доставить необходимые фронту грузы. После войны в мире начался «ядерный бум». Учёные и инженеры предлагали использовать ядерные реакторы в самолётах, поездах и даже автомобилях. Первым судном с ядерной электродвигательной установкой стала американская подводная лодка «Наутилус». Первым надводным атомным кораблём — американский ракетный крейсер «Лонг Бич». А вот первым небоевым атомным судном стал советский ледокол «Ленин», введённый в эксплуатацию 3 декабря 1959 года.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Российский атомный ледокол «Арктика» — первое судно, достигшее Северного полюса Земли в надводном плавании

Атомный ледокол «Ленин» отлично зарекомендовал себя. Он обладал хорошей ледопроходимостью. За первые 6 лет эксплуатации «Ленин» прошёл свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провёл более 400 судов. Единственной проблемой была низкая ремонтопригодность ядерного реактора. В 1966 году старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 заменили на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900. В итоге в июне 1971 года «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. А в 1975 году был введён в эксплуатацию второй атомный ледокол под названием «Арктика», который стал головным в одноимённой серии крупнейших ледоколов мира. Он был оборудован двумя ядерными реакторами ОК-900А по 171 МВт каждый. Мощность ледокола составляла 75 000 лошадиных сил на валах (55 МВт). Он мог находиться в беспрерывном плавании 4 года (без учёта необходимости пополнять провизию). Всё это позволило ледоколу «Арктика» в 1977 году впервые в истории человечества достичь Северного полюса Земли в надводном положении. Так началась эпоха атомного ледоколостроения.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Ледокол-лидер класса «Арктика» «Ямал» ведёт колонну из вспомогательных судов

Первыми не советскими и не атомными судами, которые достигли Северного полюса, стали дизельные ледоколы «Oden» (Швеция) и «Polarstern» (Германия). И сделали они это аж в 1991 году. Да и в целом стоит отметить, что с 1977 года из 147 походов к Северному полюсу на надводных кораблях 123 было совершено Россией, а 118 из них — атомными ледоколами. Ещё одно невероятное достижение ледокол «Арктика» совершил в 1983 году. Тогда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов. Самое интересное, что среди них были только построенные ледоколы «Ермак» и «Адмирал Макаров», а также мощный атомный ледокол «Ленин». «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить корабли из ледового плена, тем самым обеспечив доставку жизненно важных грузов к арктическим посёлкам. Это считается одной из самых крупных успешных морских спасательных операций.

Атомный ледокол «Арктика» типа ЛК-60Я

Исходя из этих фактов, можно сказать, что атомные ледоколы действительно превосходят своих дизельных коллег по большинству параметров. Тем удивительнее становится то, что Россия является единственной страной в мире, обладающей подобными судами. Из 11 созданных атомных ледоколов 6 находится в строю и входит в состав флота России. Лихтеровоз «Севморпуть» (1988 г.), мелкоосадочные ледоколы «Таймыр» (1989 г.) и «Вайгач» (1990 г.), ледоколы класса «Арктика» «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.), а также новейший ледокол класса ЛК-60Я под названием «Арктика», ставший головным судном второй серии атомных ледоколов. Последний был спущен на воду 16 июня 2016 года. 22 сентября 2020 года новая «Арктика» отправилась на ледовые испытания в Мурманск. 3 октября в рамках приёмосдаточных испытаний атомный ледокол достиг Северного полюса Земли, с лёгкостью преодолев льды толщиной до 3 метров. 21 октября 2020 года судно было введено в эксплуатацию.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Российский атомный ледокол «Арктика» типа ЛК-60Я. Источник: ТАСС

«Арктика» является самым крупным и самым мощным ледоколом в мире на данный момент. Водоизмещение судна составляет 25 540 тонн (стандартное) и 33 540 тонн (полное по КВЛ (конструктивная ватерлиния)). Его длина — 173,3 метра, ширина — 34 метра, а высота борта на миделе — 15,2 метра (54 метра — наибольшая высота). В качестве двигателей на ледоколе установлено два ядерных реактора РИТМ-200 с тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Пар от реакторов приводит в действие два паровых турбогенератора мощностью по 36 МВт. Мощность судна оценивается в 81 500 л.с. на валах благодаря 6 электродвигателям мощностью по 10 МВт (по 2 гребных электродвигателя на каждом из 3 валов корабля). Максимальная скорость «Арктики» по чистой воде составляет 22 узла (это примерно 41 км/ч), а по льду 2,8 метра — 2 узла (3,7 км/ч). При всём этом судно является двухосадочным ледоколом. То есть при глубокой осадке оно способно проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — работать в руслах рек. Таким образом, ледоколы класса ЛК-60Я замещают сразу два других: «Арктика» и «Таймыр». Помимо «Арктики» к 2026 году планируется построить ещё 4 ледокола данного класса. А в 2027 году Российская Федерация планирует ввести в эксплуатацию ледокол класса ЛК-110Я «Россия», который будет ещё мощнее.

Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Самый мощный ледокол в мире «Арктика» — вид сверху. Источник: ТАСС

Сравнительная таблица классов атомных ледоколов

Характеристики«Ленин»«Арктика»«Таймыр»ЛК-60ЯЛК-110Я
Длина наибольшая/по КВЛ, м 134/124 148/136 150/140,6 172,2/160 206/193,6
Ширина наибольшая/по КВЛ, м 27,6 30/28 29,2/28 33/32 40/38
Высота борта, м 16,1 17,2 15,2 15,2 20,3
Осадка по КВЛ/минимальная, м 10,5 11 8,1 10,5/8,55 13/11
Водоизмещение по КВЛ/по минимальной осадке, т 16000 23460 19600 33600/24800 55600
Число и мощность турбин, кВт 4 по 8085 2 по 27580 2 по 18400 2 по 35400 пока неизвестно
Число гребных винтов 3 3 3 3 4
Число и мощность реакторов, МВт 3 по 90
(2 по 159
после
модернизации)
2 по 171 1 по 171 2 по 175 пока неизвестно
Мощность на валах, МВт 32,4 49 32,5 60 120
Скорость на чистой воде, узлов 18 20,8 20,2 22 24
Лёдопроходимость, м -
2,25 1,95 2,8-2,9 3,5
Экипаж, чел. 243 130 89 74 127
Построено 1 6 2 1 0
В эксплуатации 0 2 2 1 0
Как осваивали моря и океаны: от тростниковых плотов до российских атомных ледоколов
Атомный ледокол «Арктика» на Северном полюсе. Источник: ТАСС

Пока военные спорят о том, какой крейсер сильнее, чей авианосец больше, какая подводная лодка незаметнее, среди гражданского флота есть очевидный победитель — это атомные ледоколы.


Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием