adblock check

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57

А также краткая история авиации о том, как древние дельтапланы эволюционировали в сверхзвуковые самолёты

Сегодня мы начинаем новый цикл статей о различной военной и гражданской технике российского производства. Нашим первым «гостем» будет многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57, серийное производство которого запущено 29 мая 2019 года. Для того чтобы полностью разобраться в теме, мы с вами вскользь пройдёмся по истории авиации в целом и истребителей в частности, а затем разберём, до чего дошли технологии в наше время.

Краткая история авиации

Люди издавна мечтали о возможности летать в небесах. Наверняка, многие из наших читателей слышали древнегреческий миф о Дедале, который смастерил крылья, чтобы сбежать с острова Крит, и его сыне Икаре, который подлетел слишком близко к солнцу. Однако первый реальный полёт люди смогли совершить только в IX веке нашей эры. В 852 году изобретатель, врач, химик, инженер, музыкант и поэт из Кордовского халифата (территория современных Испании и Португалии) Абу-ль-Касим ‘Аббас ибн Фирнас ат-Такурини (его латинизированное имя — «Армен Фирман») создал крылья из перьев и ткани, натянутой на деревянные распорки. Он спрыгнул с минарета Великой мечети в Кордове и благодаря аппарату отделался лишь незначительными травмами. Данное изобретение считается первым известным в истории парашютом. Однако Аббас ибн Фирнас на этом не остановился. В течение 20 лет он модернизировал своё устройство и в 875 году совершил первый в истории человечества управляемый полёт на дельтаплане. Правда, это достижение осталось незамеченным современниками изобретателя.

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Крылья махолёта Леонардо да Винчи

Спустя 600 с лишним лет итальянский художник, скульптор, архитектор, изобретатель, писатель и музыкант Леонардо да Винчи создаёт наброски аппарата под названием махолёт. Полёт на нём совершается при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека. Но да Винчи быстро понял, что человек не должен быть прикреплён к аппарату, чтобы им управлять. Ему нужно сохранять полную свободу, а аппарат должен приводиться в движение своей собственной силой. В итоге Леонардо да Винчи создаёт наброски аэроплана, вертолёта и других интересных изобретений, но сам их так и не испытывает. Первый же общеизвестный полёт человека был совершён на воздушном шаре разработки братьев Монгольфье в Париже в 1783 году. Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз де Арландес пролетели на нём 8 километров. Воздушный шар нагревался огнём от сжигаемой древесины и не был управляемым, поэтому летел он туда, куда дул ветер. Первый управляемый воздушный шар (дирижабль), оснащённый паровым двигателем, поднялся в воздух в 1852 году. Француз Анри Жиффар пролетел на нём 24 километра.

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Flyer I братьев Райт

Однако воздушные шары и дирижабли были недолговечны и непрочны. Люди начали экспериментировать с планерами. Конструкция становилась всё прочнее, на них начали устанавливать двигатели. Первый официально засвидетельствованный управляемый полёт самолёта с двигателями был совершён братьями Райт 17 декабря 1903 года в Северной Каролине, США. 5 октября 1905 года Орвилл Райт (Orville Wright) смог пролететь 38,9 километра за 39 минут 23 секунды на самолёте Flyer III. С этого момента авиация начала стремительно развиваться. 10 мая 1913 года в небеса поднялся первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» авиаконструктора И. И. Сикорского. Появляется такое понятие, как тяжёлая авиация. Последующие Первая и Вторая мировые войны очень поспособствовали развитию самолётостроения, так как превосходство в воздухе давало огромные тактические преимущества. В конце 1914 года французский лётчик Ролан Гарро предложил совместить пулемёт с главной осью самолёта, так появились первые истребители.

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Реплика самолёта He 178 в зале прилёта аэропорта Ростока

Первым самолётом с турбореактивным двигателем считается немецкий Heinkel He 178, поднявшийся в воздух 27 августа 1939 года. Несмотря на то, что самолёт показал выдающиеся результаты при первых испытаниях, Рейхсминистерство авиации не выказало заинтересованности в этом проекте. Массово реактивные истребители начали появляться лишь во время Второй мировой войны. В октябре 1947 года американский лётчик Чарльз Йегер на самолёте-ракете Bell X-1 впервые в истории человечества превысил скорость звука. Также после окончания Второй мировой войны начала активно развиваться коммерческая авиация. Первым серийным коммерческим реактивным самолётом стал британский De Havilland Comet. Однако эти самолёты оказались ненадёжны. С 15 сентября 1956 года советская авиакомпания Аэрофлот стала осуществлять регулярные пассажирские перевозки на реактивных самолётах Ту-104. Интересно, что до октября 1958 года, когда был введён в коммерческую эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707, советский самолёт был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. А в 1975 году в СССР ввели в эксплуатацию Ту-144 — первый сверхзвуковой пассажирский самолёт в мире. Интересно, что модифицированная версия данного самолёта под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») в конце 90-х годов использовалась американским космическим агентством NASA и авиакомпанией Boeing для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов. Они хотели использовать имеющиеся наработки для создания собственного сверхзвукового пассажирского самолёта. 

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Гражданский реактивный авиалайнер СССР Ту-104

В середине 70-х годов в Советском союзе и США становится вопрос о разработке истребителей пятого поколения (и это в то время, когда истребители четвёртого поколения, такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15, только вводились в эксплуатацию). К концу 80-х годов 30-й Центральный научно-исследовательский ордена Красной Звезды институт Министерства обороны Российской Федерации выработал требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации. Но из-за экономического кризиса в стране и, соответственно, прекращения финансирования разработка Су-47 и МиГ 1.44 была прекращена. И возобновилась только в мае 2001 года, когда стартовала программа ВВС России «ПАК ФА» (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).

Су-57

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57

29 января 2010 года свой первый полёт совершил малозаметный многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57, который до 2017 года был известен под заводским индексом Т-50. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения. Су-57 малозаметен благодаря комбинации стелс-технологий (использование радиопоглощающих материалов и покрытий, камуфляжных окрасок, а также специально разработанных геометрических форм для снижения заметности самолёта на радарах и в видимом диапазоне) и средств радиоэлектронной борьбы (использование радиоизлучения и электромагнитных волн для нарушения работы систем управления, связи и разведки противника).

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Су-57 с выпущенными шасси

Российский истребитель также оснащён передовой электроникой. На Су-57 установлена радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой, оптико-электронная локационная система обнаружения воздушных целей передней полусферы — ОЛС-50М. Самолёт обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и способен лететь на сверхзвуке без использования форсажа. Истребитель многофункционален и имеет высокую боевую эффективность при поражении как воздушных, так и наземных, и надводных целей. Способен осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности.

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Су-57 вид снизу

Су-57 обладает более высокими лётно-техническими характеристиками в сравнении с F-35 (американский истребитель пятого поколения). Максимальная скорость составляет 2 600 км/ч (против 1 930 км/ч). Продолжительность полёта 5 часов 48 минут (два с половиной часа у F-35). Максимальная взлётная масса — 35 480 килограмм, а боевая нагрузка — 10 000 килограмм (у американского аналога — 31 751 и 8 160 килограмм, соответственно). F-35 обладает возможностью вертикального взлёта и посадки, которой лишён Су-57. Однако общая боевая маневренность выше у российского истребителя. Су-57 способен маневрировать с большими перегрузками. Американцы отказались от сверхманевренности и предпочли сконцентрировать внимание на общей динамичности боевой системы самолёта, мотивируя это тем, что современный воздушный бой ведётся на дальних дистанциях по правилу «кто первым обнаружил, тот первым сбил». Однако многие эксперты считают, что при встрече двух малозаметных истребителей, возможности радиолокационных станций которых являются примерно равными, тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям, что даёт хороший бонус маневренному Су-57.

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Су-57 в трёх проекциях

Другие лётно-технические характеристики Су-57:

  • Экипаж: 1 человек.
  • Длина: 19,4 м.
  • Размах крыла: 14 м.
  • Размах заднего ГО: 10,8 м.
  • Высота: 4,8 м.
  • Площадь крыла: 82 м².
  • Максимальная скорость на высоте: 2,45 M.
  • Максимальная бесфорсажная скорость: 2 M.
  • Масса: пустого — 18 500 кг, со 100 % топлива — 30 610 кг.
  • Практическая дальность: на дозвуковой крейсерской скорости со 100 % топлива — 4 300 км, на сверхзвуковой крейсерской (бесфорсажной) скорости со 100 % топлива — 2 000 км.
  • Практический потолок: 20 000 м.
  • Длина разбега/пробега: 350 м (100 м).
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10-11 g.
Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Су-57 борт №53 в новейшем камуфляже

Вооружение

Пушечное: 30-мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились).

Для воздушного боя, в основных отсеках вооружения:

  • 6 × РВВ-СД (управляемая ракета с радиолокационной головкой самонаведения);
  • 4 × РВВ-МД (управляемая ракета с инфракрасной системой самонаведения).

Против наземных целей, в основных отсеках вооружения:

  • 4 × КАБ-500 (корректируемая авиационная бомба калибром 500 килограммов);
  • 4 × Х-38 (высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия);
  • 2 × Х-58УШК (противорадиолокационная ракета).
Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Су-57 и стелс-беспилотник «Охотник»

В сентябре 2019 года Министерство обороны Российской Федерации провело испытание, в рамках которого состоялся первый совместный полёт истребителя пятого поколения Су-57 и новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник». Военные отрабатывали парную работу стелс-беспилотника и самолёта-лидера. «Охотник» в этой связке выполнял роль звена поддержки, задачей которого является расширение радиолокационного поля истребителя для обнаружения мишеней на больших расстояниях. В боевых условиях такая стратегия позволит Су-57 не залетать в зону поражения ПВО противника для выполнения разведывательных миссий, а использовать для этих целей беспилотные аппараты.

Как менялась авиация: от самодельных крыльев до российского истребителя Су-57
Истребитель Су-57 в воздухе

Помимо российского Су-57, американских Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Lightning II в мире существует ещё несколько истребителей пятого поколения. Это японский X-2 (ATD-X) Shinshin, разработкой которого занимается Mitsubishi, а также китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31, большая часть характеристик которых является засекреченной информацией. Также в разработке находятся турецкий TAI TF-X и индийский HAL AMCA. Однако на данный момент эксперты говорят о безоговорочном превосходстве Су-57 и F-35 над аналогами. О звании лучшего истребителя пятого поколения в мире споры не утихнут ещё долго. Но на бумаге Су-57 выглядит в этой гонке фаворитом, ведь по многим лётно-техническим характеристикам он обходит всех своих конкурентов.

Iscorp
Автор
Россия Россия
24,5K участников
Вступить
5 комментариев по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
F35 летает вертикальном положении, это один из главных особенностей думаю. А су 57 да на бумаге супер пупер, и дизайн прикольный нравится.
Ляпота и благорастворение воздухов. Мы опять впереди планеты всей… Только вот есть одно мааахонькое «но»: «тридцать пятых» выпущено несколько сотен (википедия даёт цифру 475 штук и процесс продолжается), Су-57-х — около десятка (и, несмотря на победные реляции, серийного выпуска, кажется, пока нет). и чо толку от превосходства на бумаге? А вот «Сокол тысячелетия» ваще их всех сделает как слон моську. В кино :)))
Ebon hawk круче
как говорили в моём детстве, «замах лошадиный, удар комариный»

тема достойна здоровенной книги (и не в одном томе). если хорошо посидеть, можно ужать тему до приличной статьи. автор же сделал проще: взял наугад несколько машин, воткнул 3 картинки — вот и вся история авиации
🇷🇺
Ну а спонсор этой статьи Армия России.
Армия России — нам есть, чем гордиться.
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...