Сначала система будет действовать в общественном транспорте для облегчения оплаты проезда. Билеты, жетоны и карты отменяются: камера идентифицирует человека, деньги списываются с его счёта. Биометрическую систему уже планируют включить в стандарт «смарт-сити», который разрабатывает Минстрой.
Что за стандарт «смарт-сити»?
Международная концепция Smart City подразумевает использование информационно-коммуникационных инструментов для управления городским хозяйством, развитие энергосберегающих и энергоэффективных технологий. В России порядок создания «умных городов» закреплён в проекте программы «Цифровой экономики», разработанной Минкомсвязи по поручению президента.
К 2025 году в России должно появиться 50 «умных городов». В них будет всё очень круто: проблемы с окружающей средой исчезнут, уровень информатизации общественного транспорта поднимется до 100%, муниципальные служащие научатся пользоваться автоматизированными системами обработки данных. Даже показания с коммунальных счётчиков начнут собирать дистанционно.
Проект системы создал Минкомсвязи, а разработкой стандарта «смарт-сити» занимается Минстрой, представитель которого и предложил добавить в него биометрическую идентификацию. С точки зрения общемировой концепции Smart City всё логично: единая система должна повышать эффективность всех служб города и улучшать качество предоставляемых услуг. Ускорение прохода в общественный транспорт — это явный прогресс в развитии инфраструктуры. Но есть вопросы к тому, какие задачи будет выполнять система.
Что такое биометрические данные?
Роскомнадзор разъясняет, что биометрические данные — это сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека. Они уникальны, не изменяются и позволяют установить его личность. Полный список выглядит так:
- отпечатки пальцев и ладони;
- анализ ДНК;
- образ лица;
- радужная оболочка глаз;
- особенности строения тела, отдельных органов и тканей;
- рост и вес;
- состояние психического здоровья;
К биометрическим данным относятся также фотографии и видеозаписи с человеком. Фото в паспорте — это уже биометрия. Изображение, полученное на камеру в общественном транспорте, — тоже.
В России уже собирают какие-то биометрические данные?
Банки собирают биометрические данные россиян с 1 июля 2018 года. Из них формируется Единая биометрическая система (ЕБС), на основании которой в дальнейшем планируется внедрение других технологий — например, того же распознавания лиц в общественном транспорте.
ЕБС позволяет банкам удалённо идентифицировать клиентов и оказывать им ряд услуг без предоставления паспорта, карт и личного присутствия. Для опознавания используются два параметра — фотоизображение и голосовой профиль. Идентификационные данные записываются в отделении банка: нужно сфотографироваться и надиктовать цифры в произвольном порядке. Также для получения удалённых услуг потребуется учётная запись на портале «Госуслуги».
При идентификации устройство сверяет лицо с изображением, которое хранится в базе данных, а также анализирует голос по 70 параметрам. Воспользоваться записью не получится: пользователю необходимо прочитать символы, которые появляются на экране при авторизации. Кроме того, для обеспечения безопасности в устройство встраивается детектор живости, который может попросить человека улыбнуться или дотронуться до лица.
По сути, в банках проходит пилотная реализация новых норм по биометрии. Если всё пройдёт успешно, то программа начнёт работать в других сферах.
Кто занимается развитием технологии в России?
Разработкой и внедрением Единой биометрической системы занимается «Ростелеком». Первая рабочая версия была представлена в феврале 2018 года и предлагала все необходимые компоненты, в том числе защитные механизмы, отказывающие в идентификации при низком проценте совпадения голосового профиля и фотоизображения.
Цифровая структура размещается в облачной инфраструктуре «Ростелекома». Доступ к ней банки получают через систему межведомственного электронного взаимодействия. Данные пользователей передаются по каналам, защищённым с использованием отечественных криптоалгоритмов. Для решения этой задачи «Ростелеком» разрабатывает приложение со встроенными средствами криптографической защиты. Оно должно быть представлено пользователям в октябре.
«Коммерсант» сообщает, что «Ростелеком» ведёт переговоры о размещении приложения в Google Play и App Store. Проблема в том, что продукт защищён криптографией. Google уже согласился добавить приложение в магазин, с Apple пока договориться не удаётся.
Есть сложности и с сертификацией средств шифрования в ФСБ. Процедура занимает не менее года, а это значит, что либо приложения будут использовать свежую, но не сертифицированную версию ПО, либо сертифицированную, но устаревшую. Одна из причин сложившейся ситуации — нестыковки в нормативных документах: ФСБ и Центробанк требуют разный уровень сертификации.
Готова ли Россия к вводу биометрической системы?
Крупные города — да, но не в таком объёме, чтобы в ближайшее время организовать проход в общественный транспорт по образу лица. Сейчас реально использовать биометрию только в правоохранительных целях.
В дни проведения чемпионата мира по футболу-2018 около 500 камер в нескольких регионах были подключены к биометрическим комплексам. После окончания турнира пресс-служба «Ростеха» сообщила, что технология FindFace Security помогла задержать 180 правонарушителей. Некоторые из них находились в федеральном розыске.
Разработчики утверждают, что система правильно идентифицирует личность в 99% случаев.
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал о случае, когда болельщик, которому было запрещено посещать матчи, попытался пройти на стадион, закрыв лицо очками, кепкой и капюшоном. Однако обмануть FindFace Security не удалось, и он был задержан.
Ценность биометрии для других общественных отношений пока остаётся неясной. В августе Центробанк сообщил, что сбор данных идёт медленнее, чем планировалось изначально. За месяц финансовые учреждения собрали информацию о 1200 россиянах. Построить на основании этого ничтожного количества сведений единую систему точно не получится. Граждане России сдавать биометрические данные явно не торопятся.
Какие могут быть проблемы?
Самые большие риски связаны с защитой собранной информации. Решением может стать разделение системы на две базы, с персональными и биометрическими данными, чтобы при получении доступа к биометрии злоумышленник получал только математический шаблон лица и не мог сопоставить его с конкретным человеком. Проблема в том, что закрытые базы в России часто оказываются в свободном обороте, так что их может купить любое заинтересованное лицо.
Даже если предположить, что данные будут полностью защищены, а несанкционированный доступ к базе исключён, остаётся другой вопрос — как государство будет использовать полученные сведения? Трешбокс рассказывал о том, как китайские власти следят за гражданами и туристами. В регионе Синьцзян, где проживают уйгуры, биометрия фактически используется для построения полицейского режима, при котором жители лишены права свободного перемещения.
Минстрой не скрывает, что к разработке биометрической системы привлекут китайских партнёров — например, компанию Huawei, которая поможет «Ростелекому» внедрить технологию и анализировать полученные данные. Вопрос лишь в том, какой именно опыт Россия собирается перенимать: построения «умного города» или получения новых средств контроля.
Скорее он вызвал подозрения у охраны, ибо кто в жару будет ходить в капюшоне.