Одному мне кажется, что все современные автомобили выглядят крайне банально? Нет, я серьёзно! Судя по всему, дело в объединении отдельных компаний в большие группы-холдинги, которые всеми силами стараются стандартизировать производственные процессы и даже комплектующие. Нет, они не хотят, чтобы все сплошь ездили на максимально подобных автомобилях. Всё дело в прибыли. В прошлом веке дизайн многих моделей выглядел куда более интригующе. Сразу видно, что производители были готовы идти на эксперименты, чтобы привлечь максимальное внимание со стороны общественности.
Stout Scarab (1930 год) — первый в мире минивэн
Как и многие другие, автомобильная индустрия отличается планомерным развитием. Год за годом производители двигаются в конкретном направлении, перенимая друг у друга удачные идеи. Впрочем, исключения также случаются. Stout Scarab — яркий тому пример. Его разработал Уильям Б. Стаут (William Bushnell Stout), который известен созданием первого в мире коммерческого цельнометаллического самолёта. Когда перед ним поставили задачу создать вместительный автомобиль, он обратился именно к своему опыту в авиастроении. Кузов Stout Scarab своей формой и аэродинамикой напоминал аэроплан. Восьмицилиндровый двигатель модели от Ford располагался сзади и был прикрыт хромированными решётками. Автомобиль удалось избавить от рамы и кардана — это позволило создать ровный низкий пол и добиться максимального пространства в салоне. Так и получился первый в мире минивэн.
Tasco (1948 год) — космическое купе со стеклянной крышей
Дизайн этого автомобиля в прошлом веке казался не столько странным, сколько невероятным. Его прототип разработал Гордон Бюриг (Gordon Buehrig), который также отвечал за создание Auburn Speedster и Cord 810. Данную модель заказала группа инвесторов — она хотела получить американский гоночный автомобиль, который подходил бы для европейских соревнований. Одним из наиболее любопытных элементов машины была Т-образная крыша, прозрачные боковины которой снимались, чтобы в салон поступало больше воздуха. Из-за этого, по большому счёту, модель представляла собой нечто среднее между спортивным купе и кабриолетом. Отдельного внимания заслуживали и специальные кузовные детали, прикрывающие колёса, — они были спроектированы по принципу шасси самолёта, что причисляло дизайн авто к авиационному.
General Motors Le Sabre (1951 год) — вдохновлённый истребителем
Одной из тенденций, которая чётко прослеживается после Второй мировой войны, стал бум реактивной авиации. Она становилась всё более популярной, поэтому элементы её дизайна использовались не только в самолётах. Яркий тому пример — концепт Le Sabre от General Motors, за создание которого отвечал Харли Эрл (Harley Earl). Главным источником вдохновения для дизайнера стал истребитель США из ранних 50-х под названием North American F-86 Sabre — собственно, от него к модели перешла и часть названия. В кузове автомобиля прослеживался силуэт самолёта — он начинался с воздухозаборника со встроенными фарами на капоте и заканчивался тормозным фонарём в «реактивном сопле» на корме. Ещё одним привлекающим внимание элементом стало панорамное лобовое стекло — технология его производства тогда только появилась.
General Motors Firebird 1 XP-21 (1953 год) — почти ракета на дороге
Эта модель стала первым газотурбинным автомобилем, который когда-либо строили на территории США. По большому счёту, машина была создана с одной конкретной целью — определить то, может ли подобная силовая установка в будущем использоваться для построения наземных транспортных средств. Как и предыдущий автомобиль, этот разрабатывал Харли Эрл (Harley Earl). В отличие от реактивного самолёта, который развивает тягу от выхода выхлопных газов через хвостовой конус, двигатель автомобиля приводил его в движение через силовую турбину. Она передавала момент на задние колеса через коробку передач. Силовая установка выдавала мощность 370 лошадиных сил, что для того времени было очень высоким показателем. У модели был настолько большой крутящий момент, что комплектующие не справлялись с ним на дороге. Судя по всему, это и стало причиной закрытия проекта.
BMW Isetta 300 (1956 год) — занимательнейший микрокар
Судя по всему, именно этот микрокар фактически спас компанию BMW от банкротства. Дело в том, что после Второй мировой войны компания, которая первоначально концентрировалась на производстве авиационных двигателей, лишилась большинства своих мощностей и получила запрет на создание автомобилей. В начале 50-х ограничения на выпуск гражданского транспорта были сняты, и BMW попыталась вернуться на рынок премиальных авто. Из-за тяжёлой экономической ситуации после войны ничего хорошего из этого не получилось. Тогда компания вернулась к своим былым разработкам и предложила рынку компактную малолитражку, управлять которой можно было с мотоциклетными правами. Она стала переосмыслением итальянского авто, права на которое немцы успешно перекупили. В Германии эту модель называли яйцом, которое катится по дороге, и даже гробом на колёсах.
Cadillac Cyclone (1959 год) — один из первых с парктрониками
Этот автомобиль, который не ушёл в серию, был предназначен для демонстрации технологий производителя. В него были внедрены практически все наработки компании с точки зрения дизайна и технического оснащения — машина должна была показать общественности будущее транспортных средств, которые в итоге пошли по абсолютно другому пути. При первом взгляде на автомобиль создавалось ощущение, что он приводился в движение двумя реактивными моторами, но это не так. На самом деле, «сердцем» модели стал традиционный восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания с ремённым приводом. Конусы, расположенные в передней части кузова, которые напоминают верхушки ракет, на самом деле представляют собой парктроники. Когда водитель приближался к препятствию, в салоне включались звуковые сигналы. Ещё одним запоминающимся элементом, конечно, была прозрачная крыша, которая обладала специальным покрытием для защиты от ультрафиолета.
Amphicar (1961 год) — этот автомобиль умел плавать
Автором этой модели стал Ганс Триппель (Hans Trippel), которого хорошо знают по многочисленным автомобилям-амфибиям — первую он сделал ещё в 1932 году, но проект 1961-го куда интереснее. Судя по всему, только эта машина, которая вмещала четыре человека, пошла в свободную продажу и была доступна гражданским. У модели были фантастические перспективы — подумать только, авто, на котором можно плавать! Жаль, оно оказалось достаточно дорогим по меркам того времени, что и привело производителя к банкротству в течение нескольких лет. В движение на воде машина приводилась с помощью специальных гребневых винтов в задней части корпуса, а вот с маневрированием вполне справлялись и передние колёса. Что интересно, нижняя часть дверей автомобиля находилась ниже линии воды, поэтому его владельцам нужно было регулярно проверять состояние уплотнителей.
Peel P50 (1962 год) — британский одноместный автомобиль
Сегодня достаточно сложно найти в продаже одноместный автомобиль — обычно инженеры находят в салоне место хотя бы для двух кресел. Тем не менее во второй половине прошлого века производители могли похвастаться даже такими экспериментами. Вот эта модель, к примеру, была меньше 1,4 метра в длину и весила всего 59 килограммов. Авто комплектовалось 50-кубовым двигателем мощностью 4,2 лошадиных силы, который мог разогнать его до 61 километра в час — «фантастический» результат, ничего не скажешь. Особенно востребованной эта модель не стала, поэтому за три года её существования было выпущено меньше пятидесяти экземпляров. Впрочем, как коллекционный экземпляр этот очень странный внешне агрегат сегодня может цениться очень высоко.
Lancia (Bertone) Stratos HF Zero (1970 год) — клиновидный суперкар
За дизайн данного автомобиля отвечало ателье «Бертоне» (Bertone) с Марчелло Гандини (Marcello Gandini) во главе. Конечно, как для обычной гражданской машины эта модель выглядела крайне странно. Тем не менее она должна была стать конкурентом суперкара Ferrari 512S Modulo и в данном амплуа выступала очень даже уверенно. Чтобы сделать модель максимально низкой и обтекаемой, в данном случае было решено отказаться от боковых дверей, которые давали возможность войти внутрь и покинуть салон. Их роль сыграло лобовое стекло, которое поднималось, открывая доступ для посадки. Судя по всему, именно после Stratos HF Zero на рынок вышли и другие автомобили с клиновидной передней частью, которые ранее не были популярны.
Vanguard-Sebring CitiCar (1974) — очень страшный электрокар
Несмотря на достаточно странный и даже сомнительный внешний вид, эта модель компании Sebring-Vanguard является важным шагом в развитии его автомобильной индустрии. В данном случае речь не про всю неё в целом, а именно про сегмент электрокаров. Да, этот «малыш», первым вдохновением для которого выступил самый обычный гольф-кар, действительно работал на электричестве и был предназначен для дорог общего пользования. Эта модель выпускалась лишь в течение трёх лет, но её дизайн в дальнейшем был выкуплен компанией Commuter Vehicles, которая пару раз пыталась его переиздать. Автомобиль можно считать последним относительно массовым электрокаром перед выходом на рынок компании Tesla.