Первая часть Disciples прошла мимо не только меня, но и многих, кто считал себя геймером в 90-х и 2000-х. Тогда у неё был слишком сильный противник — «Герои меча и магии III», которые вышли в том же 1999-м. Но через три года, в 2002-м, «Герои» порядком приелись и душа требовала чего-то нового — вот тут-то миру и показали Disciples II. Вторая часть игры стала глубокой переработкой оригинала, которую избавили от подавляющего большинства минусов. Более того, с одной стороны, у неё был очень знакомый по «Героям» (параллелей с ними не избежать) игровой процесс, но абсолютно неизвестный, с другой стороны.
Не слышали о Disciples II? Да не может такого быть!
За разработку Disciples ответственность несёт канадская студия Strategy First. Интересно, что сама по себе она игры не создавала — ребята банально скупали проекты у небольших местных команд и занимались их распространением. Так случилось и с первой частью обсуждаемой игры, которую разрабатывала небольшая компания из 15 человек. Они сразу хотели сделать именно альтернативу для пары первых частей «Героев», поэтому многие моменты сделали диаметрально противоположными. Жаль, получившийся проект оказался очень слабым визуально и проиграл всем конкурентам. Именно поэтому многие обратили внимание именно на Disciples II, на которую приятно смотреть даже сегодня.
Графика Disciples II всегда была максимально мрачной
Вместо 640×480 — 800×600 и даже 1024×768. 8-битную графику заменили 16-битной. Сами по себе иллюстрации переработали с нуля — для этого, очевидно, вдохновлялись стилистикой барокко и традиционными японскими мотивами. Во время переработки Disciples в Disciples II на выходе подучилось нечто. Всего за 3 года с выхода оригинальной игры разработчикам удалось сделать невероятный скачок, который заметен в любом режиме игры: и на исследовательских картах, и во время сражений, и на экране невероятно атмосферных столиц. Игра, в общем и целом, получилась очень мрачной — это её главный отличительный признак за фоне цветастых «Героев».
- В тему: «Герои меча и магии III» были лучшей игрой моего детства. Вышли в 1999-м и до сих пор актуальны
Отдельного внимания всегда заслуживало и музыкальное сопровождение игры — настолько же мистическое, как и её внешний вид. Максимально мрачный сеттинг мне всегда очень нравился. Единственное, иногда он делал интерфейс Disciples II максимально неочевидным. На карте исследования не всегда было понятно, какие именно объекты были доступны для посещения, где именно располагались нейтральные юниты и даже вражеские герои. Более того, всё это всегда усугублялось особенным подходом к завоеванию площади на карте очередного сценария. Впрочем, этот момент ближе к игровому процессу, а не графическому воплощению приключения.
Геймплей Disciples II оказался максимально интересным
Как уже упоминалось выше, во время разработки даже первой части Disciples у разработчиков была очевидная цель — сделать игру, аналогичную «Героям», но заменить альтернативными ключевые моменты геймплея. Именно это во второй части приключения лично меня и привлекло — хотелось попробовать что-то новое. Юниты по карте сражения, к примеру, вообще не перемещались — вместо этого бои происходили в стиле JRPG. Качество воинов исчислялось их опытом, а не количеством. Возводить новые постройки можно было только в столице, а не во всех городах. Герои на карте исследования разделились по специализации — не только воины, но и, к примеру, воры.
Ещё тут не было всего того разнообразия ресурсов, как у главного конкурента, — для всего использовалось золото. Впрочем, в Disciples II оказалось великое множество типов маны для сотворения заклинаний. Кстати, для её получения всегда нужны были внешние источники. Завоевать их напрямую нельзя было. Для постоянного пополнения они должны были находиться на территории конкретной фракции. Она же, в свою очередь, планомерно разрасталась от её столицы, а также всех возможных завоеваний. Уже только после прочтения всего этого должно захотеться попробовать Disciples II. Сначала кажется, что это те же «Герои», но на деле игра вообще другая.
Чем запомнился игровой процесс Disciples II
- Пошаговые бои — персонажи во время них не перемещались, и вся стратегия строилась на правильном построение отряда, а также верном расположении юнитов по ближней и дальней категориям.
- Развитие города и героев — ещё одним отличием от «Героев» были варианты строительства зданий и выбор направления для прокачки юнитов: те же знахари, к примеру, могли либо сильно лечить одного союзника, либо слабее, но сразу всех.
- Магия на карте исследования — во время боя подобные умения использовать нельзя было, это делалось до и после противостояния.
- Сложность борьбы за столицу — сначала казалось, что её вообще невозможно взять штурмом из-за одного очень сильного защитника, но на деле для этого просто нужны сильный отряд и смекалка.
- Противоположность «Героям» — несмотря на то, что эта игра всегда была очень похожа на своего главного конкурента, она ещё и неслабо отличалась от него во многих нюансах.
Сюжетные линии изучали немногие, но они также интересны
Пока не решил заняться этим материалом, даже не задумывался об общем сюжете Disciples II. Несмотря на это, активно проходил миссии — причём за каждую из фракций. Оказалось, всё крутится вокруг королевского сына, в которого, вроде как, вселились «бесы». Но интереснее то, что у каждого сценария в игре есть конкретная цель. Физически уничтожать противника не нужно. Вместе этого придётся либо захватить что-то, либо разделаться с кем-то, либо кого-то уничтожить. Подобные сценарии разделены слайдами с голосовым повествованием, которые даже сегодня выглядят очень атмосферным и погружающими в атмосферу.
Очень жаль, в мультиплеере игра взлететь так и не сумела
Игру первоначально задумывали именно для прохождения соло, и в этом амплуа она показывает себя очень сбалансированной во всех отношениях. А вот в многопользовательских состязаниях есть очень много возможностей для очевидного абьюза. Даже самого сильного героя можно до смерти забросать заклинаниями и до полусмерти замучить ворами, которые меняют порядок юнитов и делают другие глупости. Всё это приводит к неизбежной победе, поэтому вообще не используется, обрезая очень большой кусок игрового процесса, без которого он становится не особенно интересным.
Вместо вывода: Disciples II — не просто другие «Герои»
В итоге получилось так, что игра Disciples II первое внимание получила именно из-за схожести с третьей части пресловутых «Героев». Впрочем, в конечном итоге, она запомнилась своими отличиями от главного конкурента. Плюс, в её арсенале оказался привлекательный мрачный сеттинг, который максимально глубоко погружал в противостояние тьмы и света. Игра до сих пор выглядит очень неплохо — даже спустя 20 лет. Самое время вернуться в любопытный мир и побыть в нём хотя бы несколько часов. Сам после окончания работы над воспоминаниями об игре это с удовольствием и сделаю.