adblock check

Производители начали поощрять самостоятельный ремонт гаджетов. Почему это бесполезно

Официально закреплённый доступ к запасным частям для технологичных девайсов не гарантирует, что починить их получится самостоятельно

Samsung и Google вслед за Apple объявили о поддержке «права на ремонт» гаджетов. Речь о поддержке необходимости реализации запасных частей, которые помогут не приобретать новые высокотехнологичные устройства, а произвести их самостоятельное восстановление. Понятие «право на ремонт» активно поддерживается ресурсом iFixit, который представляет собой настоящий архив инструкций по самостоятельной замене поломанных компонентов смартфонов и других девайсов, а также магазин необходимых для этого инструментов. «Право на ремонт» выглядит максимально правильной инициативой с ориентиром на конечного потребителя. Но на деле всё не так радужно.

Компании заставляют менять компоненты только в сборе

При обсуждении ремонтопригодности устройства неизбежно поднимается вопрос доступности аккумуляторов, портов для зарядки и других компонентов, подверженных наибольшему износу. На деле оказывается, что современные гаджеты не предназначены для ремонта. Без сложных манипуляций, которые под силу далеко не всем, ни один из описанных выше компонентов просто так не поменяешь. Яркий пример — смартфон Galaxy S22 от Samsung. Аккумулятор внутри него приклеен к корпусу и дисплею. Некоторые производители предусматривают специальный «хвостик», чтобы быстро избавиться от клея на батарейке. Но в этом случае подобные элементы упрощения ремонта попросту не предусмотрены.

Чтобы извлечь аккумулятор современного смартфона для дальнейшей замены, придётся обзавестись терпением и большим количеством изопропилового спирта, который смягчает клей. Литиевые элементы питания крайне чувствительны к агрессивному физическому воздействию, поэтому подобные процессы кажутся ещё и весьма опасными. Samsung оправдывает активное использование клея продажей сменных аккумуляторов в сборе с дисплеями. Впрочем, подобный шаг многократно увеличивает затраты на ремонт. Хочется спросить, почему инженеры корейской компании реализовали замену именно так?

С одной стороны, в Samsung предполагают, что самый обычный пользователь неспособен произвести безопасную починку высокотехнологичного гаджета в мелком масштабе, поэтому согласно «праву на ремонт» потенциальную задачу нужно максимально упростить. С другой стороны, новые смартфоны производителя комплектуются настолько дорогими дисплеями, что предлагать менять их вместе с аккумулятором — настоящее издевательство. Рядовой пользователь с куда большей решимостью купит новый гаджет, чем будет менять вполне себе работоспособный экран в старом.

Конечно, использование таких приёмов замечено не только за Samsung — Apple делает практически это же. Инженеры компании решили максимально усложнить замену клавиатуры абсолютно всех своих последних моделей MacBook. Для крепления блока кнопок к металлическому шасси инженеры используют не винты, а заклёпки. Именно этим они объясняют возможность замены клавиатуры только в комплекте всего топкейса, в который также входят трекпад и аккумулятор. Вряд ли нужно объяснять, что самостоятельный ремонт в данном случае становится неоправданно дорогим. И решается на него далеко не каждый.

Производители начали поощрять самостоятельный ремонт гаджетов. Почему это бесполезно
Настолько грубо выглядит процесс замены клавиатуры любого современного MacBook в неофициальных сервисных центрах — кнопки приходится буквально выдирать из корпуса

Если устройство поломалось, его нужно чинить, а не менять. Производители целиком и полностью «поддерживают» этот принцип не первый день. Впрочем, чтобы максимизировать свою прибыль, они всеми силами удорожают данный процесс. В конечном итоге более логичным становится приобретение новой техники, а не ремонт старой. Поэтому все разговоры о «праве на ремонт» нужно воспринимать с долей здорового скепсиса. Приведённые выше примеры не единичны. Таким же образом действует большинство брендов рынка пользовательской электроники.

«Право на ремонт» нарушает блокировка софта и железа

Очередной крайне тревожный приём, который активно используют производители современной электроники. Они ограничивают совместимость комплектующих по аппаратному или программному принципу. Чтобы заменить дисплей, аккумулятор, камеру, материнскую плату или другую деталь, необходимо привязать её к другим модулям устройства. Обычно сделать это можно только при участии официального сервисного центра или вообще завода-изготовителя. В свободном доступе необходимого оборудования попросту нет.

Блокировка компонентов на аппаратном или программном уровне серьёзно ограничивает возможность самостоятельного ремонта любого современного гаджета. В качестве распространённого объяснения для подобного подхода обычно используется безопасность конечного пользователя. При самостоятельной замене модуля True Depth в последних моделях iPhone, к примеру, функция Face ID (определение пользователя по лицу) перестаёт быть активной. А всё потому, что камера и сопутствующие датчики аппаратно привязаны к материнской плате.

Блокировка на железном или программном уровне обычно делает невозможным использование в ремонте гаджетов-доноров. Дело в том, что устройства с рук, которые невозможно использовать по назначению из-за критических повреждений ключевых компонентов, нередко содержат вполне «живые» аккумуляторы, материнские платы, камеры, динамики и даже дисплеи. Всё это могло бы ещё послужить, но отправляется или в переработку, или прямо на свалку. Большое «спасибо» производителям, которые ограничивают изъятие компонентов описанным выше образом.

«Право на ремонт» требует от производителей разработки и распространения пользовательского программного обеспечения для привязки компонентов к гаджету. У Pixel 6 от Google, к примеру, имелся софт для калибровки сканера отпечатков пальцев, но в течение нескольких последних месяцев он попросту не работает. Получается так, что и другие бренды могут манипулировать подобными инструментами по своему желанию. Этот факт недвусмысленно намекает на то, что производители не особенно заинтересованы в простом ремонте своих гаджетов обычными пользователями.

Производители начали поощрять самостоятельный ремонт гаджетов. Почему это бесполезно
Для полноценного ремонта гаджетов Apple нужен доступ к специфическому софту и серверам компании — починить свой iPhone самостоятельно получится далеко не всегда

Программное обеспечение может заблокировать привязку запчасти, если она не пройдёт проверку. И это не миф — в iFixit подтверждают, что Apple использует подобную практику, верифицируя детали через свои сервера. Любой автолюбитель удивится подобному положению дел, ведь на транспортное средство, которое потенциально куда более опасно для водителя, пассажиров и общества в целом, можно устанавливать детали сторонних производителей. Покрышки, тормозные диски вместе с колодками, даже детали двигателя без проблем заработают без танцев с бубном.

На старые гаджеты «право на ремонт» не распространяется

Ни один из производителей, который подписывается под «правом на ремонт», не гарантирует его достаточно широкий охват. Программа Apple, к примеру, включает поставку более двух сотен деталей для iPhone 12 и iPhone 13. Но что делать, если непредвиденное происшествие случилось с iPhone SE 2022 года или другим девайсом, который не входит в этот узкий перечень? Ремонтировать обычно приходится более старые девайсы, а они всё ещё остаются за бортом. Судя по всему, под «право на ремонт» должны попадать и компьютеры, но о них пока речь вообще не идёт.

Любопытно, что аналогичная программа Samsung ещё более ограничена. На старте производитель предлагает запасные части лишь для Galaxy S20, S21 и Tab S7. Если учитывать ассортимент компании, подобный список выглядит как банальная шутка. У Google в этом плане всё немного лучше — компания предлагает даже детали для Pixel 2 2017 года выпуска. Остаются вопросы по среднеуровневым смартфонам вроде Pixel 5a, но хочется верить, что поисковый гигант не ударит в грязь лицом и перед владельцами подобных девайсов.

Потенциальной проблемой также может становиться доступность запасных частей в разных уголках мира. Google планирует поставлять их на большинство западных рынков. Программа самостоятельного ремонта Apple на старте будет работать только на территории США. Samsung не раскрывала вопрос конкретной доступности запасных частей для своих девайсов по региональному принципу, но косвенные признаки говорят о том, что она будет первоначально фокусироваться лишь на североамериканском регионе.

В текущих реалиях подобную фактически номинальную поддержку «права на ремонт» даже ключевыми производителями современной электроники можно оправдывать проблемой с логистикой. Впрочем, эти же бренды каким-то образом всё ещё обеспечивают свои официальные сервисные центры в абсолютно разных уголках мира. Каналы дистрибуции запасных частей создают и сторонние компании: многопрофильный ресурс iFixit, который занимается в том числе поставками — яркий тому пример. Придумывать велосипед, мягко выражаясь, не нужно.

Производители начали поощрять самостоятельный ремонт гаджетов. Почему это бесполезно
Официальная доступность запасных частей и инструментов для ремонта гаджетов крайне ограничена — хорошо, что есть другие пути восстановления любимой электроники

После многолетней апатии технологические гиганты всё-таки поддались давлению со стороны общественности и начали реализовывать «право на ремонт». Впрочем, все они пока что делают это крайне неубедительно. Компоненты устройств часто можно менять только в сборе, ассортимент гаджетов, которые поддерживаются, оставляет желать лучшего, из-за аппаратной или программной привязки с донора ничего не снимешь, запасные части получится официально приобрести лишь в ограниченном числе стран. Но! В общем и целом, лёд тронулся, и это вселяет надежду.

Источник: Android Authority.

nickgric nickgric
Пользователь
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
toddnach 1 год
Это конечно странная ситуация, когда для починки физического устройства нужен доступ в интернет и программная привязка к остальным комплектующим. Я бы сказал, звучит анти-утопично