adblock check

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись

Мотоциклы в Союзе были распространённым видом транспорта, который пользовался популярностью вне зависимости от возраста

Почему мотоциклы в Советском Союзе были настолько популярными? Причин всего пара: во-первых, о личном транспортном средстве всегда мечтали многие — купить и обслуживать мотоцикл было заметно дешевле, чем автомобиль; во-вторых, двухколёсный транспорт всегда казался более стильными, ведь «возил душу, а не тело» даже в СССР. Собственно, именно поэтому на советских дорогах было настолько много мотоциклов, которые массово выпускались на самых разных заводах, разбросанных по всей стране. На самых любопытных и массовых моделях есть смысл остановиться детальнее.

Минск М1А «Москва» (1951)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: RetroTech

Многие ошибочно полагают, что мотоцикл «Москва» производился только в одноимённом городе. На практике в 1951-м его выпуск запустили именно там, но спустя пару месяцев передали на Минский велозавод, который стал развиваться в мотоциклетной тематике. Кстати, Минск М1А «Москва» был очень точной копией DKW RT125 — технологичного и практичного немецкого мотоцикла, к которому приложили руку инженеры Volkswagen. Двигатель располагался в блоке вместе с коробкой передач, переключения которых были реализованы с помощью педали, а не ручки на руле. Мощность двигателя достигала чуть больше 4 лошадиных сил, что позволяло мотоциклу разгоняться до 70 км/час.

▶︎ Факт: несмотря на технологичность, мотоцикл считался лёгким и действительно весил очень немного. Этого удалось достичь за счёт намеренного облегчения конструкции. К примеру, картер двигателя был отлит из алюминия, а не чугуна или другого металла, поэтому весь агрегат в сборе весил всего 17,5 килограмма.

Иж-49 (1951)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: IronHorse

В послевоенные годы советские предприятия активно копировали трофейную технику из Германии. Это касается и мотоцикла DKW NZ 350, который после целого ряда доработок в итоге превратился в Иж-49. Транспортное средство получилось привлекательным внешне и максимально практичным с точки зрения ежедневной эксплуатации. Техническими характеристиками мотоцикл не удивлял, но это от него и не требовалось — его выбирали за глубокую посадку и выверенные ровные линии, которые делали его максимально стильным. Завод выпускал два варианта модели: классический и с коляской. Интересно, что транспортное средство в приличном состоянии получится найти даже сегодня. Купить его в коллекцию получится не дешевле 100 тысяч рублей.

Урал М-62 (1961)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: Moto-Boxer

Вот этот мотоцикл был интересен широкой распространённостью в правоохранительных органах — на нём активно ездили милиционеры. Почему так сложилось? Всё достаточно просто: транспортное средство было очень мощным (двигатель развивал очень неплохие, как для 60-х, 28 лошадей), что давало возможность максимально быстро добраться в необходимое место и, конечно, догнать злоумышленников. Особой популярностью среди советских жителей конкретно этот Урал начал пользоваться после выхода фильма «Берегись автомобиля»: он участвовал в сцене погони за Волгой, которую угнал советский Робин Гуд — Юрий Деточкин.

▶︎ Факт: из-за того, что мотоцикл считался очень тяжёлым как по весу, так и по управлению, обычным гражданам его классическую версию не доверяли — она предназначалась только для правоохранительных органов. Все остальные же должны были использовать модификацию с несъёмной боковой коляской.

Восход (1965)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: zksmoto

Многие ошибочно полагают, что мотоциклы Восход начали выпускать ещё в 1957-м. На самом деле с этого вплоть до 1965 года производилась модель «Ковровец» (название пошло от города Ковров, где располагалось производство). Первое же транспортное средство нового бренда пользовалось невероятной популярностью из-за свой дикой неприхотливости. Это, в большей степени, достигалось за счёт использования примитивного одноцилиндрового двигателя объёмом 173,7 кубика. Более того, завод-изготовитель постоянно выпускал новые модели с модификациями различного уровня сложности. Последним мотоциклом предприятия стал Восход 3М-01 с двигателем на 15 лошадиных сил.

Ява 360 (1965)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: «Мехвод»

Чешские мотоциклы Ява были максимально желанными среди советских байкеров. Неудивительно, что именно на них катался чуть ли не каждый третий мотолюбитель в стране. Счастливчики, которые ездили на Ява 360, считались максимально продвинутыми и пользовались популярностью. Мотоцикл комплектовался одноцилиндровым двигателем на 18 лошадей с воздушным охлаждением — максимальная скорость транспортного средства достигала 95 км/час. Конкретно эта модель считается чуть ли не легендарной — вполне «живые» экземпляры сегодня можно найти всего за 100–200 тысяч рублей, но в продаже они встречаются не так уж часто.

▶︎ Факт: бренд Ява представляет собой сокращение от имени владельца фабрики Янечека и названия предприятия Вандерер, у которого предприниматель выкупил право на производство, а также оборудование для постройки первых байков.

Иж Планета Спорт (1973)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: IronHorse

Ранние советские мотоциклы были тесно связаны с немецкими трофейными образцами в плане внешнего вида и технических решений. Впрочем, конкретно эта модель была больше похожа на японцев 60–70 годов прошлого века. Она серьёзно прокачалась с точки зрения качества сборки, поэтому пользовалась высоким спросом не только в отечественных реалиях, но и на заграничных рынках. Да что там говорить, если она отлично продавалась не только в Нидерландах или Финляндии, но и в далёкой Великобритании. Тем не менее вряд ли местные байкеры на западе разгонялись на этой модели так же, как советские, — вплоть до 140 км/час.

Минск ММВЗ-3.111 (1973)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: «Пульс»

История производителя началась с копирования немецкой трофейной техники, но конкретно эта модель ушла далеко вперёд. В 70-х этот мотоцикл считался чуть ли не самым инновационным как с точки зрения дизайна, так и по техническому оснащению. Модель собирали очень добросовестно — она даже получила «Знак качества», чем не могли похвастаться другие. Гарантийный пробег мотоцикла достигал 10 тысяч километров, а ресурс двигателя составлял 20 тысяч, что было очень неплохим показателем, как для своего времени. Кстати, мотоцикл вполне можно было разогнать до 90 км/час даже с двумя людьми «на борту».

▶︎ Факт: этот мотоцикл был одним из самых дешёвых на советском рынке — за него просили всего 330 рублей. Вполне возможно, что именно из-за этого некоторые байкеры относились к нему не очень уважительно. Особенно ярые хейтеры называли его «макакой».

Урал М67-36 (1976)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: Drive2

В подавляющем большинстве случаев этот мотоцикл эксплуатировался с боковой коляской. По большому счёту, без неё он практически и не выпускался. Всё дело в том, что он был слишком тяжёлым для классического использования без соответствующей подготовки. Впрочем, это сыграло ему только на руку — он был достаточно проходимым и очень практичным. Рабочий объём двигателя составлял 649 кубических сантиметров, а мощность достигала 36 лошадей. Официально разогнать это чудо техники можно было до 105 км/час, но хватало лихачей, которые легко превосходили этот показатель. Кстати, максимальный вес, который официально брал мотоцикл, составлял 250 килограммов, но его коляску нередко нагружали куда сильнее.

Ява 350/638 (1984)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: Drive2

Последний чешский мотоцикл, который продавался на территории Советского Союза. Впрочем, это не помешало ему стать действительно популярным и даже народным. Мотоциклисты отмечали, что модель выглядела очень стильно — особенно из-за большой круглой фары и выступающих по бокам поворотников. У двигателя, который включал два цилиндра, была полностью открытая конструкция — это нужно было как для получения визуального удовольствия, так и для эффективного воздушного охлаждения.

▶︎ Факт: из-за своей фотогеничности мотоцикл был достаточно популярным в советском кинематографе конца 80-х и начала 90-х. Его, к примеру, можно было увидеть в достаточно популярной картине своего времени «Белое озеро».

Тула-200 (1986)

На них катались наши родители: самые популярные мотоциклы в СССР. Чем выделялись
Источник изображения: Drive2

В позднем Союзе выпускался вот такой крайне необычный и в чём-то даже футуристичный мотоцикл — на фоне всех остальных моделей он особенно выделялся очень широкими колёсами, которые недвусмысленно намекали на его внедорожное предназначение. Собственно, модель разрабатывали для охотников и рыболовов, поэтому в этом нет ровным счётом ничего удивительного. Мотор, кстати, взяли от мотороллера «Тулица»: после форсировки его мощность достигла 13 лошадей — разогнать мотоцикл можно было вплоть до 90 км/час. Впрочем, чтобы погонять, такой мотоцикл никто не брал — его ценили за проходимость. Последний экземпляр модели произвели в 1996 году.

kirrrmorozovvv kirrrmorozovvv
Пользователь
5 комментариев по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Flytelefon 1 год
Хорошая статья.
Markov_photo 1 год
Ковырял я 3-й Юпитер… ох, на любителя всё это в наше время :)
ntruschik2000 1 год
У отца был Иж-Юпитер 4 с коляской. А у соседа Днепр с коляской, причем с приводом на колесо коляски и с задним ходом.
georgik71 1 год
Афтор молодец.Продолжай эту тему!
ahrimanbrown 9 месяцев
У моего дяди (Царстве ему небесное) судя по деталям был Минск, который после аварии разобрали.