test adv
,

Самая жестокая игра Rockstar: вспоминаем Manhunt, опережающую GTA даже сейчас

Manhunt — это один из самых необычных проектов студии, который полностью отличается от более популярных франшиз

Попробуйте вспомнить несколько самых известных игровых студий. C огромной вероятностью среди них будет Rockstar. А теперь подумайте, с какой игрой ассоциируется эта студия? Наверняка в первую очередь это будет серия Grand Theft Auto. Может быть, на ум придет Red Dead Redemption или даже третий Max Payne.

Но мало кто с ходу вспомнит одну из самых мрачных игр Rockstar — Manhunt.

Проект создал много шума на момент своего релиза, но отнюдь не благодаря игровым механикам. В СМИ возмущались по поводу излишней жестокости. В итоге пыл вокруг содержимого остыл, общество игру постепенно переосмыслило. Однако такой культовости, как GTA, Manhunt не обрела. А жаль, ведь это одна из самых инновационных и смелых игр Rockstar. И в этой статье я объясню, почему.

О чём была Manhunt

Разработанная британской студией Rockstar North и выпущенная в ноябре 2003 года, Manhunt рассказывает историю приговорённого к казни преступника Джеймса Эрла Кэша. Однако после смертельной инъекции протагонист обнаруживает, что он всё ещё жив. Вскоре игроку предстаёт «Режиссёр», который сообщает Кэшу о том, что отныне тот исполняет роль в жестоком фильме. Джеймсу предстоит пройти серию схваток со столь же кровожадными бандами, чтобы выжить и обрести свободу.

Самая жестокая игра Rockstar: вспоминаем Manhunt, опережающую GTA даже сейчас — О чём была Manhunt. 1

Задача протагониста — именно «выживать». В процессе игры приходится скрытно перемещаться по локациям и справляться с противниками с помощью подручных предметов: пластиковых пакетов, осколков стекла, биты, монтировки, лески или тесака. Огнестрельное оружие здесь тоже появляется, но не сразу. К тому же долго пользоваться им нельзя, да и у врагов арсенал тоже становится мощнее. Поэтому аккуратность стоит соблюдать как в начале Manhunt, так и в её конце.

Всё это звучит довольно нетипично для студии Rockstar Games.

Как возникла идея игры

Чтобы лучше понять идею, которая стоит за получившейся игрой, стоит заглянуть в историю создания проекта.

В начале 2000-х годов на счету Rockstar Games уже было несколько успешных релизов, которые принесли крупные доходы. Кстати, среди этих проектов были не только игры серии GTA, но и Max Payne, которую разрабатывали Remedy. Про неё я делал отдельный материал. Финансовая свобода позволила Rockstar Games смело экспериментировать и с другими жанрами игр, а не зацикливаться на одной франшизе. В то время у сооснователя студии, Сэма Хаузера (Sam Houser), в голове витала идея хоррора без монстров. Эту задумку воплотил в арт один из художников Rockstar, Алан Дэвидсон (Alan Davidson), а затем обсудил набросок с гейм-дизайнером из студии, Кристианом Кантамессой (Christian Cantamessa).

Самая жестокая игра Rockstar: вспоминаем Manhunt, опережающую GTA даже сейчас — Как возникла идея игры. 1
Ранние концепт-арты Manhunt

По сути, из этой зарисовки и выросла Manhunt. Мрачная иллюстрация, где на протагониста ведётся охота, подала идею для сюжета и геймплея игры. В финальной Manhunt напряжение вызывают именно беспомощность игрока и постоянное преследование.

По словам всё того же Кристиана Кантамессы, одного из создателей Manhunt, авторы с самого начала хотели воссоздать в игре атмосферу бюджетных и жестоких хоррор-фильмов. Получилось ли у них?

Обоснованное насилие

Создатели Manhunt попали прямо в цель. Отличительная черта игры — жестокость. Ею наполнена каждая схватка с противником. Любая расправа над врагом сопровождается короткой, но яркой кат-сценой. Причём игра поощряяет наиболее жестокий способ уничтожения с помощью одобрительных реплик Режиссёра и системы оценок в конце миссий. Порой вызывая отвращение у самих игроков. Manhunt позволяет проткнуть врага ломом, задушить пластиковым пакетом, добить битой или зарубить тесаком.

Самая жестокая игра Rockstar: вспоминаем Manhunt, опережающую GTA даже сейчас — Обоснованное насилие. 1
Нажмите на изображение, чтобы воспроизвести GIF-анимацию

Но самое любопытное — это то, как Manhunt была воспринята людьми. Это сейчас реалистичное изображение насилия в условной The Last of Us 2 вызывает восторг и восхищение в медиапространстве. А тогда, в начале 2000-х, излишне красочная подача жестокости в играх у некоторых вызывала возмущение и даже привела к запрету проекта в нескольких странах. Manhunt казалась слишком дерзкой, использующей насилие без оснований. Однако на самом деле всё ровно наоборот.

У авторов не было цели намеренно создать чрезмерно жестокую игру. По словам создателей, это проект о роли темы насилия в играх и современной культуре. Как признался Кристиан Кантамесса в одном из интервью, разработчики хотели заставить игроков размышлять, жестока ли игра или они сами.

На мой взгляд, уникальной Manhunt делает тот факт, что это одна из немногих игр того времени, где геймплейная жестокость обоснована сюжетно. Протагонист ведёт себя так, потому что у него нет выбора. Любой акт насилия он совершает для того, чтобы выжить.

Инновационный геймплей

Как я упоминал ранее, Manhunt не выглядит как обыденная игра от Rockstar Games. Популярные проекты студии крутятся вокруг вседозволенности. Что в Grand Theft Auto, что в Red Dead Redemption подавляющая часть геймплея в миссиях — это «выкашивание» десятков врагов напролом. Позиционирование не так важно, а укрытия используются только для быстрой перезарядки или восстановления здоровья. Manhunt — это противоположность подобному игровому процессу. Это стелс-хоррор, и игрок здесь не всесилен.

Любые противники на уровнях представляют угрозу. Если от одного врага ещё можно отбиться, то от нескольких — невозможно. Игра с самого начала ясно даёт понять: пробежать напролом не получится.

Расправиться с вражеским NPC можно и в прямой схватке, но со спины ликвидировать его проще. И Manhunt даёт все возможности для второго варианта. В игре есть все базовые механики стелс-игр. Звуки шагов намеренно громкие и отчётливые, чтобы игрок понимал свой статус скрытности или же мог быстро заметить противника. Каждая поверхность издаёт определённую громкость звуков, разные типы ходьбы тоже отличаются уровнем шума, любое неосторожное действие привлекает внимание. Это также стимулирует игрока следить за окружением и передвижением, а не пробегать локацию сломя голову.

Прятаться от противников поблизости приходится в тени — такие участки грамотно расположены повсюду. А чтобы незаметно подступаться к врагам, на уровнях расставлены укрытия. Присутствует даже механика выглядывания из-за угла. Весь этот набор механик создаёт игровой процесс, который на момент релиза смотрелся новаторски (для Rockstar, разумеется; серия Thief на тот момент уже как несколько лет была образцом стелс-игр) по сравнению с серией Grand Theft Auto. И даже сейчас Manhunt является одним из самых выделяющихся проектов студии.

Атмосфера хоррора

Но одной лишь графической жестокости недостаточно, чтобы воссоздать атмосферу старого хоррор-фильма. Поэтому в дело вступает окружение и стилизация.

В первую очередь, нужный результат достигается благодаря мрачным локациям с обшарпанными стенами. Усиливает эффект киноленты подача бесшумных расправ с противниками — каждая кат-сцена стилизована под видео с ручной камеры. А постоянная зернистость на экране лишь дополняет целостность всего визуала.

Другой мощный инструмент для создания необходимой атмосферы — звук. Он здесь задействован не менее активно, чем другие средства. Постоянное напряжение поддерживают стуки сердца протагониста и периодически проскакивающие индустриальные звуки. Отдельным слоем поверх этого накладывается скрипящий хоррорный саундтрек.

Самая уникальная игра Rockstar

Manhunt получилась совершенно не тем, что обычно ждали от Rockstar Games. Но это же и является причиной, почему проект так интересен.

Жестокость, которая создала шум в прессе, была добавлена не просто так. У разработчиков был посыл, а само наличие насилия объясняется сюжетом. Проект уникален и за счёт особого аудиовизуала, отсылающего к хоррор-кинематографу. Однако в наибольшей мере Manhunt инновационна благодаря стелс-геймплею, который полностью противоположен тому, что все привыкли видеть в играх серии GTA.

Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием