Как и в случае со слушанием собственного голоса в записи, своя внешность на фотографиях мало кого радует в 100% случаев — чаще всего приходится делать не меньше 5, а то и 10 снимков, среди которых 1 с натяжкой захочется показывать подписчикам в соцсетях. Однако в отличие от того же прослушивания своей речи, здесь причины кроются не столько в особенностях строения человеческого тела (собственный голос передаётся через костные и прочие ткани, из-за чего искажается), сколько в психологическом восприятии. Однако не всё так просто — причин, почему мы на фотографиях получаемся хуже ожидаемого, довольно много. В этой статье разбираемся в основных из них.
Мы привыкли видеть себя в зеркале, а не на снимках
Ещё в 1876 году появились первые исследования «принципа панибратства» — учёные выяснили, что чем чаще человек видит кого-то, тем привлекательнее тот ему кажется. Этот эффект проявляется не только с другими людьми, но и с самим собой.
Мы видим себя в отражении зеркальных поверхностей гораздо чаще, чем на фотографиях — это играет очень большую роль. Дело в том, что лицо человека (и тело в целом) несимметрично. Это обусловлено как природным строением, так и искусственными манипуляциями:
- многие люди делают пробор волос с одной из сторон, а не ровно по центру;
- у большинства людей один глаз немного больше другого, а одна бровь пышнее/заострённее/прямее другой;
- нередко при улыбке одна из сторон рта приподнимается сильнее другой;
- у многих на одной из половинок лица есть родинка, шрам или другая примета.
К тому же в нашем сознании асимметрия усугубляется, если она связана со строением лица. Допустим, вы привыкли, что в зеркале ваш нос перекошен влево на 4 мм. При просмотре фотографии (незеркальной) ваш нос будет повернут в другую сторону и окажется отклонённым уже на 8 мм от того, где вы ожидали его увидеть.
В итоге выходит, что мы привыкли видеть себя одними, а на снимках получаемся заметно другими.
Однажды фотограф с 28-летним стажем Ким Эйрс (Kim Ayres) провёл эксперимент и обнаружил, что 90% людей предпочитают свои зеркалированные фото вместо обычных — но при просмотре снимков незнакомых людей мнения разделяются поровну.
💡 Познавательно: асимметрия лица — это хорошая отличительная черта, по которой люди запоминают друг друга. Практически симметричные физиономии гораздо реже остаются в нашей памяти.
В нашем сознании мы считаем себя красивее, чем есть в реальности
В 2008 году было проведено исследование, в котором реальные фотографии участников слегка корректировали в фотошопе на основе общепринятых стандартов красоты как в лучшую, так и в худшую сторону с шагом в 10%. Затем результаты скрещивали с фотографиями случайных людей того же пола и давали испытуемым выбрать, какая из работ похожа на них больше всего.
В результате люди чаще всего выбирали варианты, в которых незнакомец был смешан с их лицом, украшенным на 20%.
Реальность трёхмерная, а фотографии — плоские
Видя человека вживую, мы воспринимаем его в трёх проекциях — мозг приспособлен умело обрабатывать именно такие данные. Но фотографии получаются в формате 2D, и мозгу не хватает дополнительной информации для привычной оценки объектов. Из-за этого любые части тела могут казаться немного больше или меньше, чем они выглядят в реальности.
💡 Познавательно: поскольку «острые» черты менее сплющиваются в 2D, обладатели таких лиц более фотогеничны.
В мозг и глаза встроен естественный «фотошоп»
В реальной жизни наши органы восприятия отлично адаптируются под окружающие условия, в том числе под разную яркость, тени и блики. Камеры, даже с учётом всех их продвинутых алгоритмов постобработки в современных смартфонах, попросту не могут так же идеально справляться со сложными условиями.
Более того, при взгляде на людей мы автоматически фокусируемся на них, отсеивая лишнее из основного поля зрения. На обычных же фотографиях (без эффекта боке) всё вокруг тоже попадает в кадр, и это может портить общее впечатление о снимке.
В реальности мы динамичны, именно такими и запоминаемся
Мнение о привлекательности человека может складываться по многим факторам, среди которых совокупность его эмоций, мимики и поведения. Фотографии практически не могут ничего этого изобразить, они лишь показывают одну конкретную десятую часть секунды — вполне возможно, не самую удачную.
Возможно, именно поэтому при первой встрече люди часто кажутся совсем не такими, какими они запечатлены на снимках.
Причина может быть и в оптике, от неё сильно зависят пропорции
Фокусное расстояние объектива и дистанция от камеры до человека могут сильно влиять на пропорции. На иллюстрации выше заметно, как сильно отличаются пропорции лица в зависимости от фокусного расстояния (от 85 до 8 мм) и дистанции (от 200 до 20 см).
В случае с камерами смартфонов эта проблема может быть как менее ощутимой, так и даже более заметной. С одной стороны, в мобильных устройствах используются «стандартные» объективы, подходящие для типичных снимков людей, а также задействуются алгоритмы коррекции искажений. С другой стороны, те же портретные снимки часто создаются на дополнительные камеры (телефото или широкоугольную), а алгоритмы для коррекции искажений могут срабатывать некорректно или нереалистично.