adblock check

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе

Сразу стоит отметить, что хуже кажемся мы именно себе — другие воспринимают нас вживую лучше, чем в зеркале

Как и в случае со слушанием собственного голоса в записи, своя внешность на фотографиях мало кого радует в 100% случаев — чаще всего приходится делать не меньше 5, а то и 10 снимков, среди которых 1 с натяжкой захочется показывать подписчикам в соцсетях. Однако в отличие от того же прослушивания своей речи, здесь причины кроются не столько в особенностях строения человеческого тела (собственный голос передаётся через костные и прочие ткани, из-за чего искажается), сколько в психологическом восприятии. Однако не всё так просто — причин, почему мы на фотографиях получаемся хуже ожидаемого, довольно много. В этой статье разбираемся в основных из них.

Мы привыкли видеть себя в зеркале, а не на снимках

Ещё в 1876 году появились первые исследования «принципа панибратства» — учёные выяснили, что чем чаще человек видит кого-то, тем привлекательнее тот ему кажется. Этот эффект проявляется не только с другими людьми, но и с самим собой.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе
При прочих равных, нам больше всего понравится тот, кого мы уже много раз лицезрели

Мы видим себя в отражении зеркальных поверхностей гораздо чаще, чем на фотографиях — это играет очень большую роль. Дело в том, что лицо человека (и тело в целом) несимметрично. Это обусловлено как природным строением, так и искусственными манипуляциями:

  • многие люди делают пробор волос с одной из сторон, а не ровно по центру;
  • у большинства людей один глаз немного больше другого, а одна бровь пышнее/заострённее/прямее другой;
  • нередко при улыбке одна из сторон рта приподнимается сильнее другой;
  • у многих на одной из половинок лица есть родинка, шрам или другая примета.

К тому же в нашем сознании асимметрия усугубляется, если она связана со строением лица. Допустим, вы привыкли, что в зеркале ваш нос перекошен влево на 4 мм. При просмотре фотографии (незеркальной) ваш нос будет повернут в другую сторону и окажется отклонённым уже на 8 мм от того, где вы ожидали его увидеть.

В итоге выходит, что мы привыкли видеть себя одними, а на снимках получаемся заметно другими.

Однажды фотограф с 28-летним стажем Ким Эйрс (Kim Ayres) провёл эксперимент и обнаружил, что 90% людей предпочитают свои зеркалированные фото вместо обычных — но при просмотре снимков незнакомых людей мнения разделяются поровну.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе
У всех из нас половинки лица или их части неравномерны. На этом примере губы и подбородок слегка скошены вправо | MedicalNewsToday

💡 Познавательно: асимметрия лица — это хорошая отличительная черта, по которой люди запоминают друг друга. Практически симметричные физиономии гораздо реже остаются в нашей памяти.

В нашем сознании мы считаем себя красивее, чем есть в реальности

В 2008 году было проведено исследование, в котором реальные фотографии участников слегка корректировали в фотошопе на основе общепринятых стандартов красоты как в лучшую, так и в худшую сторону с шагом в 10%. Затем результаты скрещивали с фотографиями случайных людей того же пола и давали испытуемым выбрать, какая из работ похожа на них больше всего.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе

В результате люди чаще всего выбирали варианты, в которых незнакомец был смешан с их лицом, украшенным на 20%.

Реальность трёхмерная, а фотографии — плоские

Видя человека вживую, мы воспринимаем его в трёх проекциях — мозг приспособлен умело обрабатывать именно такие данные. Но фотографии получаются в формате 2D, и мозгу не хватает дополнительной информации для привычной оценки объектов. Из-за этого любые части тела могут казаться немного больше или меньше, чем они выглядят в реальности.

💡 Познавательно: поскольку «острые» черты менее сплющиваются в 2D, обладатели таких лиц более фотогеничны.

В мозг и глаза встроен естественный «фотошоп»

В реальной жизни наши органы восприятия отлично адаптируются под окружающие условия, в том числе под разную яркость, тени и блики. Камеры, даже с учётом всех их продвинутых алгоритмов постобработки в современных смартфонах, попросту не могут так же идеально справляться со сложными условиями.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе

Более того, при взгляде на людей мы автоматически фокусируемся на них, отсеивая лишнее из основного поля зрения. На обычных же фотографиях (без эффекта боке) всё вокруг тоже попадает в кадр, и это может портить общее впечатление о снимке.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе

В реальности мы динамичны, именно такими и запоминаемся

Мнение о привлекательности человека может складываться по многим факторам, среди которых совокупность его эмоций, мимики и поведения. Фотографии практически не могут ничего этого изобразить, они лишь показывают одну конкретную десятую часть секунды — вполне возможно, не самую удачную.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе

Возможно, именно поэтому при первой встрече люди часто кажутся совсем не такими, какими они запечатлены на снимках.

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе
Случается, что затвор камеры спускается в самый неудачный момент | «Пикабу»

Причина может быть и в оптике, от неё сильно зависят пропорции

Почему мы на фото кажемся хуже, чем в жизни. Дело не только в объективе

Фокусное расстояние объектива и дистанция от камеры до человека могут сильно влиять на пропорции. На иллюстрации выше заметно, как сильно отличаются пропорции лица в зависимости от фокусного расстояния (от 85 до 8 мм) и дистанции (от 200 до 20 см).

В случае с камерами смартфонов эта проблема может быть как менее ощутимой, так и даже более заметной. С одной стороны, в мобильных устройствах используются «стандартные» объективы, подходящие для типичных снимков людей, а также задействуются алгоритмы коррекции искажений. С другой стороны, те же портретные снимки часто создаются на дополнительные камеры (телефото или широкоугольную), а алгоритмы для коррекции искажений могут срабатывать некорректно или нереалистично.

BoobyBoo85
Без вести проспавший
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Да, иногда зеркалка в фотосалоне делает фото хуже, чем фронтальная камера смартфона. Но и с зеркалокой верно утверждение, как и с машиной (прослойка между сиденьем и рулём)))) что многое зависит от фотографа