adblock check

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Преданным фанатам, ценящим дух приключений, эта игра, вероятно, действительно понравится. А вот всем остальным?

Удивительно, но даже спустя десятки лет первые две части Jagged Alliance всё ещё пользуются спросом у фанатов — это уникальные тактические игры, совмещающие макро- и микроконтроль. Но, что вполне естественно, в графическом и техническом плане они давно устарели, так что преданным поклонникам хотелось чего-то посвежее, поинтереснее и с поддержкой современных мониторов и высокого разрешения. Jagged Alliance 3 именно это и предоставляет — она не сошла с тропы оригинальных игр, доработав механики, графику, текстовые описания и всё то, за что франшиза в своё время завоевала армию геймеров.

Нужно думать, думать и ещё раз думать, а только потом стрелять

Jagged Alliance 3 достаточно быстро, буквально в самом начале сюжетной линии, объясняет, что бежать сломя голову — не лучшая стратегия. Например, при зачистке форта «Ло Блё» я по старой привычке из куда более простых тактических игр надеялся нанести удар в лоб, а потом уже разобраться с ситуацией и занять выгодные позиции для дальнейшего отстрела солдат «Легиона». Но уже после четвёртой неудачной попытки осуществить свой план, когда мою команду буквально уничтожали превышающие по количеству враги, я детально осмотрел карту, нашёл минное поле, за которым располагается лестница, ведущая прямо в тыл базы, после чего занял выгодные позиции на крыше здания и планомерно расстрелял всех оппонентов.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

И подобного рода уловки приходится использовать постоянно, так как иначе победить без потерь будет очень тяжело — моя стандартная тактика заключается в том, чтобы аккуратно занять выгодные позиции (чем выше, тем лучше), после чего отправить самого живучего Игоря Долвича с перком «Ваше здоровье!» (он выпивает нечто из своей фляги и сначала при получении урона теряет силу воли, а только потом — очки здоровья) и попытаться вырезать врагов тихо, не поднимая шума. Обычно мне удавалось убить одного-двух головорезов, после чего поднималась тревога, но так как изначально стрелки уже были рассажены по выгодным огневым точкам, то выиграть было проще.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

При этом нужно учитывать массу факторов — например, у каждого из ваших наёмников разное оружие, которое эффективно на определённых дистанциях. Допустим, у моего взрывотехника по кличке «Гвоздь» имеется в инвентаре только двуствольное ружьё — смысла садить его на дозорную вышку для дальних выстрелов нет, потому что он всё равно не попадёт. Зато в упоре он наносит приличный урон и вполне может отработать ранее полученный аванс. А вот у «Мага», который меня чуть не обанкротил, имеется перк, повышающий шанс критического урона на 50%, если стрелять с господствующей высоты — если дать ему в руки хорошую винтовку, то он будет очень серьёзным воином.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Так что перед тем, как расставлять своих наёмников на карте и отправляться в бой, стоит сначала изучить их перки и особенности — их очень много и они действительно позволяют перевернуть бой в свою пользу. К примеру, Иван Долвич (дядя Игоря Долвича и по совместительству мой любимый наёмник в игре) имеет перк, который планомерно повышает точность стрельбы, если атака ведётся по одному и тому же противнику. Значит, стоит посадить Ивана где-то на крышу за мешками с песком и стрелять по какому-то особенно защищённому укрытием врагу — постепенно с набором точности он начнёт «пробивать» оппонента, даже если у того видна только рука из-за бетонной плиты.

Персонажи с душой, характером и закидонами

Впрочем, изучить характеристики и особые перки наёмников стоит ещё перед тем, как брать их на работу, чтобы сформировать эффективную команду из разносторонних персонажей, а не уповать на точность шести стрелков, использующих оружие одного и того же калибра. Сами по себе наёмники делятся на четыре ранга — новички, ветераны, элита и легенды. В самом начале стоит смотреть на первые две категории, потому что за элиту нужно платить слишком много денег, а для разблокировки легендарных наёмников нужно заплатить 20 тысяч долларов — на начальном этапе в этом нет смысла.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

При подборе персонажей обращайте внимание на уникальный перк — к примеру, у «Фазы» есть возможность при выгрузке на карту узнать местоположение всех врагов, если для этой локации имеются разведданные. Соответственно, можно будет заранее расставить своих наёмников или совершить парочку скрытых ликвидаций, чтобы иметь перевес в бою. Или вот Фидель Дахан может бросать за раз сразу две гранаты, что в определённых сценариях позволяет наносить огромный урон по области — достаточно выбрать момент, когда в зоне поражения будет три противника, и забросать их гранатами без прямого контакта.

Есть и перки, которые улучшают отряд за пределами поля боя — наёмник по кличке «Волк» ускоряет подготовку ополчения на 10%, что позволяет заниматься этой операцией в одиночку вместо того, чтобы отдавать сразу двух наёмников в качестве инструкторов. А Тор Кауфман способен раз в 48 часов производить одну единицу травяного сбора — всё это на деле окажется полезным, если вы понимаете преимущества перков и знаете, как ими можно пользоваться для получения выгоды на поле боя или за его пределами. Так что советую перед сбором отряда прочитать описания всех перков и биографии персонажей, чтобы знать все тонкости и собрать команду мечты.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

И, что самое приятное, это не просто болванчики на поле боя, а вполне себе личности с характерными чертами, репликами, предысторией и манерами. Например, при сборе первого своего отряда я вдруг узнал, что «Лиска» не хочет воевать вместе с «Анаболиком» и напрочь отказалась от контракта, хотя полностью устраивала меня своими перками и характеристиками (таких ситуаций было как минимум две), плюс однажды наёмник отказался продлевать контракт, так как ему не понравились мои лидерские качества. В самом же бою персонажи часто перекидываются смешными фразочками, иногда говорят на английском с ужасным акцентом и могут врываться в диалог с NPC даже в том случае, если их не просили.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Макроэкономика на уровне сомалийских пиратов

Не забывайте, что хотя вы и нанимаете персонажей для выполнения поставленных задач, на деле они не ваши подчинённые — это просто наёмники, которые по истечению контракта уйдут по своим делам. Это и хорошо, и плохо. Положительный момент в том, что вы можете менять персонажей, подбирая наиболее оптимальную конфигурацию отряда — зачем продлевать контракт с тем, кто приносит минимум пользы или стреляет в молоко? Подписали контракт на неделю, испытали бойца, поняли, хорош он или нет, после чего приняли решение о продлении контракта — игра позволяет тасовать наёмников по своему усмотрению, делая геймплей более интересным.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Негативный момент заключается в том, что на этих персонажей нужно тратить немало денег — при приёме на работу они берут аванс и ещё медицинский депозит, но в конечном итоге вы ими не владеете на постоянной основе. Заплатили 4 800 долларов, повоевали неделю, и нужно платить ещё, либо же отказаться от классного стрелка. А учитывая, что в самом начале игры приток денег не такой уж большой, это вынуждает очень осторожно нанимать персонажей, экономя деньги буквально на всём. Из-за этого, например, мне пришлось некоторые задания проходить вчетвером (максимально можно взять шесть персонажей в отряд), что было крайне тяжело, но зато по карману не било.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Более того, из-за ограничения по деньгам брать более сильных наёмников у вас не получится — я вот взял «Тень» на неделю и потом сильно пожалел. Да, легендарный персонаж обладает кучей перков, стреляет точно и характеристики у него отличные, но за его цену я мог бы легко набрать отряд новичков из шести человек — и они были бы куда эффективнее одного бойца как на поле боя, так и в процессе подготовки к дальнейшим операциям. Также не стоит забывать о необходимости чинить оружие и экипировку, крафтить недостающие патроны правильного калибра, собирать взрывчатку, тренировать ополчение, собирать разведданные и отдыхать.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Между всеми этими занятиями придётся ловить баланс — если ваши наёмники устанут, то получат негативный эффект (меньше очков действий в бою) и будут сражаться хуже. Значит, им нужно отдохнуть и выпить в баре, но пока они пьют и рассказывают анекдоты, проходит время оплаченного контракта. Оно же затрачивается на крафт, ремонтные работы, сбор данных и даже перемещение по локациям. Значит, нужно думать наперёд, не ремонтировать лишь слегка побитую броню и оружие, передвигаться без лишних остановок и думать о деньгах — они здесь имеют решающую роль.

Мачете гораздо опаснее заряда картечи в упор

Есть и довольно странные геймплейные механики, которые вызывают массу вопросов. Начать стоит со странного баланса холодного и огнестрельного оружия — его просто нет. Например, солдат «Легиона» в шортах, с повязкой на голове и мачете наперевес может подбежать и нанести моему медику 65 урона с одного удара (при общем количестве очков здоровья в 85 единиц), тогда как медик ему в ответ выстрелом из двуствольного ружья в упор нанесёт 18 урона. Да, игра не тянет на невероятный реализм, но всё же такую разницу в уроне я не совсем понимаю, как и тот факт, что наёмник с ножом со спины может зарезать оппонента, а вот расстрелять насмерть — нет.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Ещё мне не совсем понравилась система укрытий — она и визуально отображается странно, и на деле работает не так, как ожидаешь. Я вот решил посадить Калину Соколову на крышу, потому что с дальних расстояний она игнорирует защиту брони и может наносить неплохой урон, и она стреляла из-за мешков с песком с господствующей высоты — враг находится сильно ниже, что в теории давало мне непробиваемую защиту. Но на деле оказалось, что парень с АК-47, сидящий за деревянным ящиком, по моему снайперу изредка всё же попадает, а вот мой персонаж пробить его «укрытие» не способен. Но это ещё цветочки.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

У всех персонажей при стрельбе по противнику есть определённая точность — чем больше очков действий вы потратите, тем выше она может быть. Также есть части тела, по которым можно стрелять, и выбранная зона влияет на урон. Всё это интересно и вынуждает дополнительно думать о ведении боя, но когда мой наёмник умудряется промахиваться при стрельбе в упор (буквально клетка к клетке на тактическом поле) в тело автоматной очередью, то хочется задать разработчикам вопрос — почему так? То есть только что в голову метров с 30 он попал тремя пулями подряд, а сейчас с метра не может попасть ни разу? Странно, очень странно.

Эту игру ждали 24 года: обзор Jagged Alliance 3, в которой ваши персонажи могут отказаться играть за вас

Последняя моя претензия к игре касается технической части — к счастью, игра не вылетает, сохранения работают нормально (хотя сама сортировка сохранения слегка неудобная), статтеров и прочих бед ААА-релизов этого года не наблюдается. Но при этом игра нагружает 75-85% видеокарты RTX 3060 Ti в 1080р — при данном уровне графики это слишком много. Для примера, в Call of Duty: Modern Warfare II на максимальных настройках графики эта же видеокарта загружена в среднем на 66%, хотя в графическом плане она, мягко скажем, выглядит более презентабельно.

Отзыв

Jagged Alliance 3, безусловно, очень нишевая игра — она довольно сложная, невероятно многогранная и совершенно не спешит обучать вас тактикам, стратегиям и тонкостям ведения боя. Так что сказать, что она покорит всех и каждого, к сожалению, не могу при всём желании. Но мне она понравилась — самобытная, совершенно уникальная в геймплейном плане, со смешными репликами, проработанными персонажами, чудаковатым сюжетом и морем удовольствия от каждой добытой победы. Да, иногда она заставляет страдать и множество раз загружаться с сохранения в попытке всё же победить в стычке, но именно в этом и заключается её шарм — наслаждения от такой победы куда больше, чем в какой-то аркадной стратегии.

✅ Преимущества

  • Колоритные персонажи с уникальными перками и особенностями.
  • Сложная, но увлекательная боевая система.
  • Увлекательная макроэкономика со своими хитростями.
  • Масса неплохих побочных квестов.
  • Моральный выбор, действительно влияющий на развитие событий.

❌ Недостатки

  • Чрезмерная для такой графики нагрузка на видеокарту.
  • Спорный баланс холодного и огнестрельного оружия.
  • Иногда NPC поражают своей невероятной точностью.

Гейминг Гейминг
19,7K участников
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...