adblock check

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

У фанатов игр про выживание настоящий праздник — в свет вышла одна из лучших игр в своём жанре. Получилось очень брутально

По какой-то не совсем понятной причине геймеров сильно привлекают игры, в которых нужно выживать в очень тяжёлых условиях. Возможно, каждый из нас в душе хочет выйти из зоны комфорта и попробовать прожить без всех этих смартфонов, интернета и благ цивилизации. Вот только заниматься этим в виртуальном мире куда комфортнее, ведь здесь любая ошибка станет лишь причиной загрузиться с последнего сохранения. И создатели Frostpunk нам дают возможность ощутить все тягости и лишения человека, который остался без крыши над головой, средств для выживания и необходимой пищи.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Если в большинстве проектов про выживание мы играем от первого лица, то здесь наша задача в развитии целого городка. Можно проявить свои задатки стратега и политика, показать, насколько круто можно решать проблемы с архитектурой. Плюс, необходимо вникать в проблемы простых поселенцев и решать за них, как жить дальше. То есть, нам дают в руки не просто стратегию со стройкой, ресурсами и персонажами, а настоящий симулятор выживания, где любое действие может погубить всех. Сможете ли вы выдержать невероятные морозы и выжить вместе со своими подопечными? Совсем скоро мы это узнаем.

Сюжетная линия

Сценаристы Frostpunk одновременно и порадовали, и разочаровали. Начало игры оказалось очень волнительным и интересным — завязка сюжета отличная, можно хоть фильм снимать. Нам рассказывают, как в 1886 году в Великобритании обычное лето превратилось в настоящую катастрофу — пришли дикие холода, всё засыпало снегом и льдом, жизнь превратилась в мучение. Начались массовые беспорядки, люди в надежде выжить переступали через любые законы и правила. Да и это не самое страшное — с юга надвигался ледяной шторм невиданных масштабов.

Правительство приняло отчаянное решение создать колонии для избранных. Естественно, попали в список далеко не все — множество людей дрались со слезами на глазах, чтобы только попасть в новое место для выживания. Всё это достаточно эмоционально рассказывают, так что проникаешься атмосферой буквально с пары сцен. Новые колонии должны быть основаны за счёт паровых генераторов. Такая здоровенная башня, куда забрасываешь уголь и становится тепло в округе. Однако, доставить такие конструкции в нужные локации было очень непросто, а желающие выжить вообще добирались до места назначения пешком, пробираясь сквозь лёд и холод. Сколько экспедиций выполнили задачу и основали поселения? Об этом пока рано волноваться — у нас свои дела.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Когда вы организуете свой маленький город, сюжетная линия будет развиваться уже не так ясно. То есть, у нас есть отменное зарождение истории, но на время прохождения игры вам будут лишь вскользь напоминать о необходимой цели. Основная задача в игре — пережить надвигающуюся бурю. Любыми способами. Пока до бури ещё дело не дошло, нужно строить здания и решать бытовые вопросы, об этом мы тоже потом поговорим. Немного смутило, что после такой крутой завязки сюжет как-бы уходит с переднего плана. Это логично, что пора играть и кат-сцен больше не покажут, но после столь интересного старта хочется продолжения, а его уже не будет.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Помимо того, концовка игры смутила ещё больше. Я не буду спойлерить, хотя и это бы не испортило вам впечатление от игры, но концовка получилась вовсе не такой, как я бы хотел. Да и множество фанатов жанра со мной согласятся. Создаётся ощущение, что разработчики либо сами не знали как бы поинтереснее завершить свою историю, либо им не хватило ресурсов, либо они планируют делать DLC в будущем, и такая концовка их полностью устраивает. Тут я путаюсь в догадках, но в целом сюжетная линия мне скорее понравилась, чем наоборот. Завязка действительно крутая, нарисовано всё красиво и эмоционально, есть желание выживать в этом суровом мире. На протяжении всей игры некоторые детали и мотивация теряются, особенно если вы дотошный геймер и стараетесь каждую деталь изучить, но в итоге картинка получается полноценная и очень достойная. Даже задумываешься о том, на что люди готовы идти, чтобы остаться в числе выживших.

Строительство

Не будем забывать, что Frostpunk это градостроительный симулятор с элементами выживания, так что основная часть игрового процесса завязана именно на строительстве. В самом начале игры нам показывают нашу будущую колонию, точнее полигон, где её можно построить. Если сможете. С первого раза — вряд ли. Полигон похож на кратер от метеорита, только дно плоское, так что это идеальное место для постройки своей колонии. В центре уже установлен паровой генератор, теперь дело за малым — наладить жизнь и быт поселенцев.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Хотя разницы между механиками обычных градостроительных симуляторов и данным проектом нет, сама атмосфера нагнетает обстановку и к каждому заданию относишься очень серьёзно. Однако, про игровые особенности и задания мы поговорим потом, а сейчас у нас про строительство разговор идёт. Игрок должен максимально эффективно распределять ресурсы в начале и середине игры, ведь их постоянно катастрофически не хватает. Помимо этого, нужно осмысленно располагать здания вокруг нашего «сердца», так как тепло не резиновое и на всех его обычно не хватает.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Начнём с простого — строительство улиц. Вы можете прокладывать их как вокруг генератора, так и по диагонали, однако здесь нужно учитывать массу факторов. Раньше я не видел возможности прокладывать улицу в виде кольца, это интересное нововведение, которое немного меняет игровой процесс. Улицы нам нужны, чтобы у людей был доступ к необходимым постройкам. Если вы поставите дом, к примеру, но к нему не будет подведена улица, функционировать данное здание не будет. Это достаточно нелогично, ведь наши поселенцы спокойно пробираются сквозь сугробы снега и льда, а вот дойти до своего жилища три метра от генератора не в состоянии. С другой стороны, таким образом разработчики сделали механику строительства более сложной — на постройку улиц нужно тратить дерево, его постоянно не хватает, нужно всё время обдумывать буквально каждый метр полотна.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Помимо этого, нужно аккуратно и экономно расставлять шалаши вокруг генератора, планомерно окружая его постройками. Можно раскидать здания по всему периметру, но тогда вы не сможете отапливать столь большую территорию. В начале игры наш паровой монстр может отапливать лишь на первом уровне мощности. Этого хватает, чтобы укутать теплом первые два «кольца», а всё остальное ночью мёрзнет. Да и когда второй уровень откроется, отапливать большую часть локации будет очень дорого в плане ресурсов — вторая ступень генератора требует от вас больше угля, а его тоже кот наплакал. Вот и получается, что с самого начала игры вам нужно думать буквально над каждым домиком и не тратить лишние ресурсы.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Используя механику улиц, можно экономить дерево и получать доступ к необходимым постройкам. Например, если у вас стоит «заводик» по добыче древесины в дальнем углу карты, не обязательно строить несколько колец, дабы добраться до этого завода. Проще проложить одну дорогу напрямую, чтобы ваши работники могли добираться на работу и обратно. Да, это выглядит не так красиво, нет ощущения, что соблюдается архитектурная ценность и внутренний перфекционист требует иного, но это выживание в снегах, здесь не до стильных городов и улочек.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Главный совет в строительстве — не спешить. Лучше поставьте на паузу, сохранитесь, прочитайте все характеристики зданий, прикиньте сколько ресурсов останется, потом выберите самый оптимальный вариант для установки здания, ещё раз подумайте, а только потом нажимайте на левую клавишу мыши. Frostpunk даже на минимальном уровне сложности не балует вас ресурсами и лишний метр дороги вполне может загубить ваше поселение. Я уже не говорю про здания, которые при неумелом расположении будут плохо отапливаться и лишь приносить вред населению. Данная игра продемонстрировала, что при наличии весьма скудного количества типов построек (а их здесь и правда не так много), можно парой механик и небольшим количеством ресурсов вынудить пользователя проявлять невиданную смекалку.

Копим ресурсы

Как я уже сказал, данная игра не будет осыпать вас древесиной с углём на каждом шагу, за каждую единицу нужно сражаться. Это я немного утрирую, но суть вы поняли. В самом начале игры нам дают задание собрать 200 единиц угля и запустить двигатель. Здесь стоит сказать, что спешить нам некуда и сразу врубать отопление ради галочки в квесте не стоит. Да и когда насобираете угля 200 штук — тоже. Мы будем отапливать локацию только в самом тяжёлом случае, тогда как при адекватной температуре в -20 градусов по Цельсию жители могут терпеть морозы.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Для сбора ресурсов, того же угля, нам нужно построить специальное здание. Туда загоняем наших работяг и те добывают уголь с приличной скоростью. Правда, есть несколько нюансов. Первый — здание для добычи ресурсов (металла, дерева и угля) здесь одного типа. То есть, вы можете поставить хижину и там вам будут любой тип ресурса добывать, что существенно упрощает процесс. Но, сама постройка стоит дерева, плюс проложить улицу нужно, что тоже бьёт по нашему бюджету. Да и постройка эта имеет ограничение по радиусу — рабочие могут добывать нужные вам природные ископаемые только в определённой локации, которая достаточно мелкая в масштабах городка. И, когда ресурсы в радиусе будут добыты, здание будет пустовать, лишь занимая место на карте.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Исходя из этого, давайте поступим более хитрее — будем добывать ресурсы голыми руками. Да, наши поселенцы могут таскать уголь, дерево или металл и без данной постройки. К сожалению, разработчик ничего об этом не говорит и пять или шесть раз я перезапускал игру. Не мог понять, что делаю неправильно. Оказалось, если нажать на залежи природных ресурсов и «загрузить» туда рабочих, они будут таскать уголь через всю карту, пробираясь сквозь снег. При этом, мы экономим дерево на постройку здания и улицы, что очень важно в наших реалиях. Да, добыча будет не такой быстрой, плюс в процессе парочка поселенцев заболеет. Может даже умрёт. Зато у остальных будет больше шансов на выживание.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Следующий пункт, который нужно держать в уме, это важность распределения живой силы. У нас есть определённое количество поселенцев и они все пригодны для тяжёлой работы — добывать металл или дерево будет как работяга, так и инженер. Однако, для некоторых целей нужен только работяга, для других — исключительно инженер. Нужно постоянно держать это в уме и забирать рабочих с одной точки, перебрасывать на другую, распределять инженеров для исследований. Это происходит постоянно и если вы не научитесь комбинировать своих жителей, то будет беда. Если видите, что скоро ночь, а у вас угля минимальный запас, то забираем всех рабочих с инженерами и отправляем их на добычу этого ископаемого. Не хватает древесины, чтобы построить дома для выживших? Думаю, вы знаете что делать.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Заниматься увеличением своего города нужно лишь при крайней необходимости. Пообещали жителям, что построите дома для 40 человек — строим четыре шалаша. Не пять и не десять, а именно четыре. Даже если древесины у вас тьма и рабочие есть свободные. Хотите построить здание для изучения улучшений? Стройте его прямо посреди жилого «квартала». Да, будет выглядеть не так красиво, архитектура пострадает в декоративном смысле, зато не нужно будет тратить лишний уголь на отопление. Поставили здание, а теперь в нём нет необходимости? Ломаем его и забираем хоть какие-то ресурсы обратно, нам каждая доска пригодится. В условиях такой жёсткой экономии, добыча ресурсов превращается из банального тыканья мышкой в настоящий квест с элементами микро-менеджмента. Это действительно круто работает, есть ощущение, что ты глава поселения и делаешь всё, дабы каждый килограмм угля уходил в нужном направлении.

Моральная дилемма

Важнейшим элементом игрового процесса является выбор в той или иной критической ситуации ситуации. Здесь действительно продумали такие сценарии, что местами пробирает до дрожи. Про детский труд, к примеру, разработчики рассказывали еще на момент анонса. Суть в том, что вы, как глава поселения, можете использовать детей для любого труда — отправить их в шахты, заставить валить лес и так далее. Естественно, дети не выдерживают таких нагрузок, но вам нужно будет решить — наплевать на подрастающее поколение и получить нужное количеств угля, либо сохранить детей, но выключать генератор заметно чаще, ведь ресурсов будет недостаточно.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Таких ситуаций здесь очень много, они все разнообразные и требуют вашего внимания. То есть, это не просто какой-то диалог в игре, где вы бездумно тыкаете на любой ответ и даже не читаете описание, ведь от этого мало что изменится. Во Frostpunk ваши решения имеют прямую связь с дальнейшим развитием событий, просто это реализовано не какими-то кат-сценами или отношением персонажей к вашей персоне, а реальными последствиями для всего поселения. Каждый сам для себя решает каким образом он будет добиваться успеха в этой нелегкой миссии.

Некоторые моменты действительно выходят за рамки нормальности, но, если подумать, если бы такое случилось в реальном мире, то кто знает как бы поступил игрок. Меня больше всего поразила ситуация, когда нужно было решать лечить поселенцев или нет. Здесь есть легкие заболевания, когда рабочий просто простыл и после пары дней в «госпитале» его вновь можно отправлять на работу, а есть неизлечимые болезни. Вам предоставляют выбор — лечить таких больных или забыть про них и двигаться дальше. Вы освободите места для рабочих и те быстрее вернуться в строй, но этих выживших вскоре добьёт неизлечимая болезнь. Вроде виртуальных персонажей теряешь, но решиться на такие действия действительно тяжело. Особенно если проникнуться этой атмосферой.

У игрока есть два пути — можно быть добрым и сопереживать каждому жителю, стараясь держать всё под контролем с упором на заботу. Тогда у вас будет меньше ресурсов и управлять развитием своего поселения будет гораздо сложнее, но лояльность жителей будет выше. Второй вариант — путь тирана. Вы без зазрения совести выгоняете больных из палат, загоняете детей в шахты, не противитесь каннибализму и не тратите время на захоронение умерших собратьев. Ресурсов больше, но вот с моральной стороны всё выглядит просто ужасно. Это, кстати, достаточно ярко демонстрирует особенности характера геймера.

Слабые места

К моему большому удивлению, Frostpunk не обладает какими-то серьёзными недостатками. Разработчики неплохо потрудились над визуальной составляющей, аудио-эффекты и вообще музыкальный фон тоже в тему, интерфейс понятный и во время стройки вопросов не возникает. Это при том, что проект достаточно многогранный, а некоторые механики я увидел впервые именно здесь. Тем не менее, ничего идеального нет и парочку недостатков назвать могу. Хотя, повторюсь, эти моменты можно считать недостатками лишь в том случае, если вы изучаете игру под микроскопом и действительно хотите найти те самые минусы.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Первая слабая сторона проекта — реиграбельность. Пройти сюжетную линию от начала и до конца можно за 10-12 часов, зависит от скорости вашего мышления и от того, как часто вы будете ставить игру на паузу, чтобы просто думать. Когда вы наиграете десять часов, а потом захотите вернуться ещё и попробовать что-то новое, вас ждёт тотальное разочарование. Новых построек вы не увидите, новых локаций — тоже. Можно попробовать выбирать другие варианты ответов в разных ситуациях, но это, зачастую, лишь меняет количество ресурсов в вашем кармане, да и люди к вам немного иначе относятся. Так что после первого же прохождения вы можете спокойно удалять игру, заново её проходить захочется лишь истинному фанату. Ставите на более высокий уровень сложности и пытаетесь повторить сценарий, только уже с гораздо меньшим количеством ресурсов.

Второй момент, который лично меня разочаровал, заключается в концовке. Как я уже сказал, она приходит весьма странным образом и нет ни радости, ни печали. Сценаристы очень круто закрутили сюжетную линию, сама идея замести Великобританию снегом мне кажется достаточно интересной, но дальше как будто оборвалось всё. Вам не расскажут, что будет дальше с поселенцами после бури, не позволят дальше как-то двигаться и развиваться, не будет возможности взять своих дроидов (да-да, это же стимпанк) и отправиться на другой континент помогать людям.

Вы выжили — красавчики, сейчас всё растает (может быть), и можно будет жить как и прежде. Хотя, мы и этого не узнаем, так как нам не рассказывают как там с климатом дальше будет, насколько экология пострадала и всё в таком духе. Ощущение такое, как будто читаешь очень крутой детектив, тебе говорят, что преступник найден, но кто именно убийца не сообщают. И ты такой сидишь и думаешь, зачем только что десять часов втыкал в одну точку.

Итог: 8/10

Как вы могли заметить, инди-игры у нас получают достаточно высокие оценки. Дело в том, что разработчики из независимых студий вкладывают свою душу в каждый проект, тогда как большие игровые разработчики просто штампуют однотипные пустышки. Ещё на момент анонса Frostpunk было понятно, что создатели хотят удивить фанатов и подарить нам возможность не просто играть в выживание, а ощущать его всем своим нутром. У них получилось — от прохождения получаешь массу удовольствия, каждая игровая механика работает как нужно, нет каких-то странных действий или заданий, не связанных с основной целью нашего небольшого отряда выживших.

Обзор Frostpunk: жестокость ради выживания

Помимо этого, недостатки в виде слабой реиграбельности и незавершённой (мое личное мнение) сюжетной линии не являются критическими. Нужно понимать, что в этом жанре основную часть занимает геймплей, а не сюжет и эмоциональное повествование. Думаю, если бы разработчики полностью обрезали вступительный ролик и рассказали бы сюжет банально текстом на экране, то общий эффект от проекта не сильно изменился бы. Так что если ты большой фанат проектов про выживание, а высокая сложность прохождения лишь подстёгивает желание победить, то обязательно стоит окунуться в этот виртуальный мир. Он того явно стоит.

Особенности:

  • выживание в мире льда и холода;
  • продвинутая система строительства;
  • отличная сюжетная завязка;
  • решения несут за собой последствия;
  • достаточно сложная игра;
  • 10 часов на одном дыхании.

Может не понравиться:

  • слабая реиграбельность;
  • сюжет с эффектом незавершённости;
  • жестокость на запредельном уровне.

Гейминг Гейминг
10K участников
Вступить
3 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Она будет на Мобилы? Я долгий текст не стал читать.
читать полезно :)
Лучшая сурвайвл-стратегия в своем жанре.