Космос манит человечество со времён первых людей, которые удивлялись всем небесным процессам и давали им божественное значение, и до сих пор, когда сверхсовременные обсерватории и высокотехнологичные орбитальные камеры способны заглядывать в самые дальние уголки Вселенной. Однако самому человеку отправиться в путешествие по космическим просторам довольно тяжело. Люди только начинают этот путь, проходя через многочисленные ошибки. В данной статье собраны крупнейшие трагедии человечества, связанные с попытками выйти в космос.
«Аполлон-1»
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» совершил первый в мире полёт человека в космос. В 1965 году Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос из корабля «Восход-2». Американцы проигрывали космическую гонку, а поэтому спешили сделать хоть что-то историческое — совершить первый полёт на Луну. Спешка привела к одной из первых серьёзных трагедий в истории космонавтики. Во время испытаний космического корабля «Аполлон-1» в 1967 году ещё до старта случился пожар. В результате чего погиб весь экипаж: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи.
Проблемы начались с самого начала — модуль был серьезно недоработан, а необходимые изменения инженеры делали на ходу. Подготовка к старту проходила при постоянных неполадках — то связь отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине и пуск приходилось откладывать. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения, скорее всего, при коротком замыкании. Вероятно, из-за плохо изолированной проводки возникла искра, которая вызвала возгорание в кислородной среде корабля. Астронавты не смогли эвакуироваться из-за плохой конструкции двери люка, которая была слишком тяжёлой и медленно открывающейся. Пилотируемые полёты по программе были задержаны на полтора года, чтобы избавиться от всех недоработок.
«Союз-1»
Однако 1967 год стал тёмным и для советской космонавтики. Во время испытаний первого корабля новой серии «Союз» погиб космонавт Владимир Комаров. Ещё до старта Юрий Гагарин вместе с техниками проводили осмотр «Союза-1» и выявили 203 конструктивных недостатка. Они требовали отложить запуск, но руководство космической отрасли решило провести испытания по плану. Запуск корабля и его выход на орбиту Земли прошли успешно. Однако затем начались проблемы: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль начал испытывать дефицит электроэнергии. Из-за этого был отменён старт однотипного корабля «Союз-2», который должен был произвести стыковку с первым прямо в космосе.
«Союз-1» был отозван на Землю. Комарову пришлось совершать манёвры по сходу с орбиты практически вручную из-за недостаточной проработки ориентационных возможностей корабля. На последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался. Космический корабль не смог затормозить падение после входа в атмосферу и разбился от удара об землю со скоростью 50 м/c. В течение следующих 18 месяцев было произведено 6 беспилотных запусков для тестирования множественных доработок конструкции.
«Аполлон-13»
«Аполлон-13» был третьим по счету кораблём, который отправился к Луне с целью высадки астронавтов на её поверхность. Однако в историю его полёт вошёл из-за одной из крупнейших поломок, случившихся в открытом космосе. Причём благодаря профессионализму и находчивости экипажа, а также небольшой доли удачи корабль смог вернуться на Землю. В 1970 году Джеймс Ловелл, Джон Свайгерт и Фред Хейз отправились на «Аполлоне-13» к Луне. После стандартного перемешивания кислорода и азота в соответствующих баках астронавты услышали звук удара и почувствовали толчок. В командно-служебном модуле корабля взорвался кислородный бак, что автоматически означало отмену миссии.
Однако ещё предстояла серьёзная работа по возвращению корабля на Землю. Было решено использовать лунный модуль в качестве спасательной шлюпки. Благодаря его двигателям, астронавты смогли сделать виток вокруг Луны, что придало им дополнительное ускорение, и отправиться к Земле. По ходу операции помимо технических проблем с кораблем были и отказы систем жизнеобеспечения. Температура в модуле упала до 5 градусов Цельсия. Содержание углекислого газа в кабине достигло 13%. Экипажу пришлось делать «фильтры» воздуха из подручных материалов. Тем не менее лунный модуль «Аполлона-13» вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Индийском океане.
«Союз-11»
В 1971 году к первой орбитальной станции «Салют-1» стартовал корабль «Союз-10» с первой экспедицией, которая должна была работать на орбите около 24 суток. Однако ещё во время стыковки произошла авария. Космонавты не смогли перейти на борт станции и были вынуждены вернуться на Землю. По результатам полёта стыковочный узел и система управления космического корабля «Союз-11» были доработаны. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев отправились на нём к «Салюту-1». Стыковка со станцией прошла в штатном режиме. Космонавты провели поверхностный ремонт станции, смогли провести сеанс ТВ-связи с Землёй и проработать там 11 дней.
Однако затем на станции произошло возгорание и экипажу пришлось покинуть станцию. При входе корабля «Союз-11» в атмосферу Земли при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался. Скафандров в космическом корабле не было из-за конструкционных особенностей. У экипажа быстро закончился кислород и они задохнулись примерно за 30 минут до приземления. С тех пор космонавты должны носить скафандры на любом этапе миссии, где возможна разгерметизация.
«Салют-7»
В 1985 году космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестаёт отвечать на сигналы центра управления полётом. Также батареи станции больше не могут совершать подзарядку. «Салют-7» превращается в кусок металла. Экипаж космического корабля «Союз Т-13» (Владимир Джанибеков и Виктор Савиных) отправляется на сложнейшую миссию в истории. Мало того, что станцию нужно было для начала отыскать на орбите, так ещё и совершить стыковку с неуправляемым 20-тонным объектом, чего ранее не делал никто. Однако советским космонавтам это удалось.
Более того, космонавты работали на станции в условиях невероятного холода. Вместе со специалистами на Земле они в течение трёх месяцев методично восстанавливали работоспособность всех систем: электропитания (благодаря чему на «Салюте» появились свет и тепло), очистки воздуха, водоснабжения, управления и так далее. Работы по восстановлению станции «Салют-7» до сих пор считаются одними из сложнейших за всю историю космонавтики как с технической, так и с моральной точки зрения. Благодаря этой миссии «Салют-7» смог проработать ещё год, как раз до запуска новой станции «Мир».
«Челленджер»
Космический корабль «Челленджер» был вторым, построенным по программе «Спейс шаттл». Это многоразовые многофункциональные аппараты, которые стали гордостью американской космической программы 80-х годов. 28 января 1986 корабль должен был совершить уже десятый свой полёт в космос. Более того, на борту находилась школьная учительница Криста МакОлифф, которая должна была провести пару уроков прямо из космоса. Поэтому запуск транслировали по телевидению и за этим наблюдала практически пятая часть населения Америки. Через 73 секунды после взлёта с мыса Канаверал «Челленджер» взорвался. Корабль распался в воздухе и упал в Атлантический океан.
Инженеры ещё до старта предупреждали NASA, что резиновые уплотнительные кольца, которые предназначены для разделения ракетных ускорителей, могут не выдержать температуру ниже 12 °C, и что запуск следует отложить. Самое страшное, что астронавты пережили взрыв, но все семеро погибли при приземлении от удара кабины об воду на скорости 330 км/ч. Тут же был объявлен запрет на использование шаттлов на 32 месяца. После этого инцидента технология твердотопливных ускорителей была серьёзно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.
«Союз ТМ-5»
С 21 декабря 1987 по 17 июня 1988 на станции «Мир» находился космический корабль «Союз ТМ-4». 7 июня к станции пристыковался также «Союз ТМ-5». 5 сентября 1988 года второй космический корабль с Владимиром Ляховым и Абдулом Ахадом Момандом на борту отстыковался от «Мира». При возвращении на Землю для экономии топлива также отсоединяется бытовой отсек, в котором обычно космонавты переодеваются, едят и ходят в туалет. Однако позже оказалось, что в управляющий компьютер «Союза ТМ-5» была заложена программа входа в атмосферу с прошлой миссии, что при хорошем стечении обстоятельств грозило приземлением в Китае, а плохом — гибелью.
Автоматика блокировала попытки экипажа совершать манёвры вручную, а вернуться на станцию было невозможно, так как стыковочный блок устанавливается на бытовой отсек. Экипажу пришлось провести в скафандрах, чтобы не замёрзнуть в спусковой капсуле корабля, без воды, еды и возможности ходить в туалет целые сутки, пока Центр управления полётами просчитывал новую траекторию спуска и загружал данные в бортовой компьютер. После этого случая бытовой отсек оставался на кораблях до момента завершения работы тормозных двигателей.
«Мир»
В феврале 1997 года в одном из модулей случился пожар из-за дефекта кислородной шашки регенерации атмосферы. К станции было пристыковано два корабля «Союз ТМ», что позволяло эвакуировать все шесть человек экипажа. Однако один из кораблей оказался отрезан очагом пламени. Космонавты сумели потушить пожар, но их проблемы только начинались. Температура на станции поднялась до 40 градусов, система получения кислорода сбоила, трубопровод протекал и так далее. В отличие от «Аполлона-13», у космонавтов была возможность в любой момент эвакуироваться на Землю. Однако они продолжали ремонтные работы.
В апреле к станции как раз подоспел грузовой корабль «Прогресс М-34» с дополнительным оборудованием. Именно он в июне при испытании системы ручной стыковки протаранил модуль «Спектр» на «Мире». Экипажу вновь пришлось спасать станцию, вручную закрывая люк в разгерметизированный модуль. Отсечение модуля повлекло за собой временную потерю электроэнергии, так как через него проходили кабели от солнечных батарей. И хотя подачу энергии удалось восстановить обходными путями, сам модуль так и остался в нерабочем состоянии до конца жизнедеятельности станции.
«Колумбия»
Космический корабль «Колумбия» совершил свой первый полёт 12 апреля 1981, став первым в программе «Спейс шаттл». 16 января 2003 он отправился на свою 28-ю космическую миссию. Сразу после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок термоизоляционного покрытия, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла. Руководство NASA посчитало, что повреждение от удара изоляционной пены не может привести к серьёзным последствиям. Технические специалисты трижды направляли запрос на получение изображения повреждений, а экипаж даже не получил разрешения провести визуальный осмотр корабля на орбите.
Утром 1 февраля шаттл «Колумбия» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Однако небольшое отверстие в крыле позволило воздуху просочиться внутрь, что повлекло разгерметизацию и разрушение корабля. Космический корабль сгорел при входе в атмосферу с экипажем из семи человек на борту. Именно эта трагедия стала началом конца для программы «Спейс Шаттл», которая была признана технологически устаревшей. Более того, полёты шаттлов сразу после инцидента были временно закрыты, а американских астронавтов на МКС доставляли с помощью российских «Союзов».
МКС
В июне 2007 года в модуле «Звезда» Международной космической станции отказали все бортовые управляющие компьютеры. Без них стало невозможно управлять системами двигателей ориентации всей станции. Более того, сбой в российском сегменте отключил дублирующие компьютеры и оставил станцию без нормальной работы оборудования для генерации кислорода, поглощения углекислого газа и других систем жизнеобеспечения. Спасением станции стало то, что в это время к МКС был пристыкован американский шаттл «Атлантис», который смог обеспечить временное поддержание ориентации станции в пространстве и снабжение её кислородом.
В первые часы, когда причина выхода из строя сразу всех компьютеров ещё была неясна, NASA предлагало эвакуировать экипаж на Землю (а это, по сути, означало потерю МКС). Однако благодаря космонавтам Федору Юрчихину и Олегу Котову, находившимся в модуле «Звезда», и подсказкам российских инженеров в ситуации удалось разобраться. Оказалось, что причиной поломки стал конденсат на электрических контактах, который вызвал короткое замыкание компьютеров в российском модуле. А это, в свою очередь, привело к глобальному сбою. После этого была усовершенствована система кондиционирования воздуха. Технику на станцию доставили российским кораблем «Прогресс».