Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжая цикл о поколениях игровых систем, я публикую статью о втором поколении игровых систем. Чем же отличилось это поколение? Основными нововведениями данного поколения стали картриджи. Те, кто читал предыдущий выпуск, возможно, вспомнят, что у первой в мире игровой консоли Odyssey уже были картриджи. Так чем же отличаются картриджи первого поколения от второго? Ответ на этот вопрос, а также множество познавательных фактов, вы, как всегда, можете узнать из статьи. А еще вы узнаете, почему 1983 год является роковым для индустрии видеоигр.
Ну что, под кат?:)
Появление основных приставок
1976 год, ноябрь. Свет увидела консоль от компании Fairchild Semiconductor, получившая названием VES — Video Entertainment System. Консоль эта интересна тем, что во-первых, это первая приставка второго поколения игровых систем, а во-вторых, процессор был разработан основателем компании Intel — Робертом Нойсом. Правда, Intel он основал позднее, но не суть. Процессор, созданный Нойсом, был гораздо сложнее существовавших тогда классических микропроцессоров того времени. У процессора F8, разработанного Нойсом, было гораздо больше входов и выходов, что затрудняло реализацию процессора в виде одной микросхемы. По этой причине, процессор был поделен на два отдельных чипа. Вместе они работали как одно целое.
По сравнению с каноничным Pong, у VES был достаточно весомое нововведение — цвет. Уровень графики остался на примерно том же уровне, но теперь она была цветная. Кроме того, VES могла использовать звук в играх. Однако, звук воспроизводился не телевизором, а самой консолью — в ней был установлен соответствующий динамик. Главное же отличие крылось в том, что теперь, как вы могли заметить, использовался не просто набор чипов для обработки графики и управления, а полноценный процессор, подобных тем, что использовались в калькуляторах, компьютерах и прочих ЭВМ. Упомянутый процессор работал на частоте 1,79 МГц, а размер ОЗУ и видео-ОЗУ составлял 64 байта и 2 КБ соответственно. Провода, соединящие консоль с контроллерами и телевизором (видеовыход) были жестко прикреплены к консоли. Картинка, которая была видна пользователю, была разрешением 102х58 пикселей (т.н. видимое поле), однако рабочее разрешение консоли составляло 128х64 пикс.
Компания Magnavox, выступившая в роли первопроходца в мире игровых консолей, не осталась в стороне. Она также выпустила консоль, которая получила название Odyssey^2 (в квадрате). Отмечу, что на момент выхода новой консоли (а это 1978 год), компания Magnavox уже принадлежала североамериканскому отделению Philips. Magnavox не стала выделяться среди остальных приставок нового поколения, и выпустила приставку, в которой, в отличии от первой версии, был разъем для картриджа с ПЗУ, а не для картриджа с набором перемычек. Подобные действия со стороны производителей домашних игровых систем дали свободу геймерам, которые могли теперь составлять свои библиотеки и коллекции игр, а не пользоваться набором, предоставленным со стороны производителя. Odyssey^2 имела мембранную клавиатуру, достаточно редко встречающуюся в игровых системах, которая была полноценной цифро-буквенной клавиатурой. Эта клавиатура использовалась для выбора особых опций в играх, а также для обучения: она использовалась в обучающих играх, а также для обучению программированию. Отмечу, что Odyssey^2 предлагала поддержку синтезатора речи, который можно было купить отдельно.
Компания Atari, вдохновленная успехом Pong, выпустила свою консоль почти сразу же после Fairchild VES, в 1977 году. Для того, чтобы показать, что Atari готова к конкуренции с Fairchild, новая консоль получила название Atari VCS — Video Computer System. Fairchild приняла ответные меры и переименовала Fairchild VES в Fairchild Channel F. Продажи Pong-консолей падали, она перестала быть востребованной. В связи с этим, Atari недосчитывалась прибыли, а потому и денег на разработку новой системы стало не хватать. Чтобы получить нужное финансирование, Atari была куплена компанией Warner Communications. После выхода консоли, Atari и Fairchild начали гонку, главный приз в которой — покупатели. Каждая из компаний попеременно снижала цены на свои устройства, а производители клонов Pong уходили с рынка один за другим, распродавая остатки произведенных консолей.
Несмотря на усилия и вложенные деньги, Atari продает всего 550 000 консолей из 800 000 произведенных к 1978 году. Это требовало очередных финансовых вкладов от Warner. Переговоры проходили неспокойно, у компаний возникали множественные разногласия, что привело к тому, что глава Atari не выдержал. Нолан Бушнелл ушел из основанной им компании. Однако, положение Atari начало улучшиваться: компания Fairchild ошибочно посчитала, что видеоигры — это индустрия, которая уже заканчивает свою жизнь так же резко, как и начала. Из-за этого мнения, компания-производитель первой приставки второго поколения покинула рынок. Atari осталась практически одна на рынке — ни один другой производитель не мог составить серьезную конкуренцию Atari. Все это привело к тому, что Atari 2600 — а именно так называлась Atari VCS, после переименования Fairchild VES -> Channel F — стала хитом продаж в рождественский период 1979 года, став самым желанным и лучшим подарком. «Atari 2600» и «Atari» так вообще стали синонимами. А сама Atari росла как на дрожжах — ее центр стал одним из крупнейших в Силиконовой долине. Отмечу, что у Atari была еще одна приставка второго поколения — 5200 (1982 год), но она не снискала особой популярности и в целом является неудачной. Сама 2600 имела модификацию 2600 Jr., которая продавалась вплоть до 1992 года.
Прочие консоли
Полный список консолей второго поколения:
- Fairchild VES -> Fairchild Channel F (1976)
- Bally Astrocade (1977)
- Atari VCS -> Atari 2600 (1977)
- Atari 5200 (1982)
- Magnavox Odyssey^2 (1978)
- Mattel IntelliVision (1980)
- 1982 год: Milton Bradley Vectrex, ColecoVision, Emerson Arcadia 2001
- Sega SG-1000 (1983)
Среди них выделяются ColecoVision, Vectrex, IntelliVision и Sega SG-1000. ColecoVision умела воспроизводить игры от Atari 2600, вместе с тем имея и собственную библиотеку игр, достаточно неплохую. Это позволяло называть ColecoVision обладателем крупнейшей библиотекой игр среди всех консолей второго поколения. Однако, ColecoVision смогла завоевать и дурную славу: в многочисленных каталогах, телепередачах и брошюрах рекламировались игры, а также демонстрировались их афиши и даже изображения геймплея готовой игры, однако около 50 игр так и не вышли, хоть и были неплохо разрекламированы.
Vectrex интересна тем, что это единственная игровая консоль, которая использовала векторную графику и соответствующий векторный дисплей — у нее был собственный экран. Для нее также, как и для нескольких других консолей, в том числе и для Magnavox Odyssey первой версии, продавались накладки на экран.

Mattel IntelliVision
IntelliVision от компании Mattel, от той самой компании-производителя кукол Барби, была достаточно интересным предложением для пользователей. Mattel обещала игровую консоль с продвинутой графикой и основной опцией, на которую делала упор Mattel — 90-кнопочная клавиатура, превращающая консоль в полноценный домашний компьютер. Mattel предлагала потенциальным покупателям «считать налоги на IntelliVision», что так и не стало реальностью — ограничения в ПО не было, проблема крылась в том, что акссесуар, который был ключевым для консоли так и не поступил в продажу. 200 000 проданных устройств потеряли шанс стать домашним компьютером, ибо производимая клавиатура была неудобна и часто ломалась, поэтому она и не поступила в продажу. Впоследствии были попытки продавать IntelliVision II и IntelliVision III, но они не увенчались особым успехом. Отмечу, что название «IntelliVision» складывается из «intelligent television» — интеллектуальное телевидение.
Sega SG-1000 же примечательна тем, что это первая приставка Sega — до этого она занималась исключительно игровыми автоматами. Однако, приставка не стала хитом продаж, хотя продавалась неплохо.
Прочие консоли:
Контроллеры
Контроллеры были различными, но большинство систем предлагали либо 10 кнопок +1 (цифровые от 0 до 9 и одна кнопка без цифры), либо джойстик с одной кнопкой. Встречались и геймпады, которые были больше похожи на таковые у следующих систем. Отличался контроллер Channel F — его надо было держать одной рукой, а второй двигать «шляпку».
Микропроцессоры
В нескольких системах сразу использовался Zilog Z80 или его клоны — это те самые процессоры, которые использовались в домашних компьютерах того времени. Z80 — это процессоры, которые сыграли большую роль в индустрии домашних вычислительных машин. В остальных консолях же использовались MOS (Atari 2600) и другие процессоры, малоизвестных производителей.
Карманные консоли
Впервые были выпущены карманные игровые приставки — это Milton Bradley Microvision (1979) и японская Epoch Game Pocket Computer (1984). Последняя предлагала графику на уровне Atari 2600. Оба устройства продавались плохо, для них было создано мало игр, и их производство было свернуто достаточно быстро.
1983 год
Почему же 1983 год — роковой в истории видеоигр? А потому, что именно 1983 год являлся кризисным. Дело в том, что на рынке появилось много производителей приставок, многие из которых производили клоны более популярных приставок. Их было не просто много, их стало очень много. Рынок перенасытился, а полки магазинов были забиты. Магазины не справлялись с продажами текущего количества приставок, как к ним предлагали новые. Естественно, что магазины отказывали. Компании-производители, а также их дистрибьюторы несли крупные убытки. Это привело к тому, что производители консолей, например Magnavox и Coleco, закрывали соответствующие подразделения компании. Компания Activision, которая стала первым сторонним разработчиком игр, производила игры и для персональных компьютеров, что позволило им удержаться на плаву и продержаться этот трудный период. Atari также понесла крупные убытки. Если до кризиса общий рынок игр был на уровне 3 млрд долларов США, то к концу кризиса это число стало составлять 100 миллионов долларов США.
Глава Nintendo в 1986 году (Хироси Ямаути), сказал, что «Падение Atari произошло из-за излишней свободы разработчиков игр, что позволило заполонить рынок мусорными играми».
Видео
Геймплей игр Atari 2600
Первая реклама IntelliVision с играми и клавиатурой
Обзор первой карманной консоли, миниатюрной Microvision (английский язык, но можно просто оценить габариты)
Думаю, на этом можно и закончить сегодняшний выпуск Канувших в лету. Надеюсь, он был познавателен для вас.
До следующего выпуска!
может лучше так
Картинка, которая была видна пользователю, имела разрешение 102х58 пикселей (т.н. видимое поле)
?