Здравствуйте, дамы, господа, может быть еще и дети. На этот раз я поведую вам о такой нетривиальной теме, как игровые, ну или графические, движки для смартфонов и коммуникаторов, работающих под современными операционными системами. Взламываем кат секатором.
Спойлер! Под катом много картинок-тяжеловесов! Людям с мобильным интернетом не рекомендуется его разворачивать!
Начнем с двух знаменитейших лиц этого мобильного подиума, а именно с Unity и Unreal Engine. Первым в бой пойдет Unity.

Итак, Unity — это, в первую очередь, кроссплатформенный движок, причем настолько кроссплатформенный, что может работать и под Windows, и даже под MacOS, хотя ориентирован он на мобильные устройства. Вот что нам о нем известно:
- Поддерживает Android, iOS, Windows Phone, Windows, Windows RT, MacOS, Linux, Wii, PS3 и XBox360;
- Поддерживает Flash, OpenGL и DirectX;
- Доступны скриптинги на языках Java и C# (C Sharp);
- Есть замечательный генератор ландшафтов;
- Идет в комплекте с хорошей документацией и описанием.
Но даже у такого развеселого движка, как Unity, всегда должны быть минусы, и они есть. Во-первых, не вся среда разработки, SDK то есть, доступна бесплатно, об этом я уже упоминал в своей прошлой статье. Во-вторых, на нем дико сложно разрабатывать 2D-игры, ибо ориентирован он на 3D. И в-третьих, собранное и скомпилированное приложение простейшего уровня с использованием Unity будет весить неприлично много. Однако, вкупе с перевешивающими достоинствами и большой популярностью среди разработчиков игр, Unity можно смело назвать эдаким мобильным Source.
Сразу за Unity идет мобильная версия Unreal Engine, а точнее, это перенесенный на мобильные операционные системы движок Unreal Engine 3. По факту, он лучше Unity в графическом плане, но на практике Unreal Engine 3 используется в гораздо меньшем количестве мобильных игр. Пройдемся по его свойствам:
- Поддерживает Android, iOS, webOS, Windows, Windows RT, MacOS, Linux, Xbox360, PS3 и многие многие другие платформы;
- Точно так же поддерживает Flash, OpenGL и DirectX;
- Скриптинг на C++.
Как по мне, так этот движок прекрасен во всех смыслах, у игр, работающих на нем, отменная графическая составляющая.
Третьим будет движок ShiVa3D. В принципе, этот движок, как и многие последующие, являет собой нишу среднячков, в то время как Unity и UE3 пожинают плоды первенства. Только вот цена у него совсем не среднячковая — 1000$ за доступ к SDK. И все же, по сути, цена — его единственный недостаток. Сами посудите:
- Поддерживает Android, iOS, BlackBerry OS, webOS, Bada OS, Symbian, Windows, MacOS, Linux и Wii;
- Вшита поддержка Subversion (SVN);
- Его физический движок — PhysX;
- Звук выводится через Fmod;
- Поддерживает Unicode;
- Поддерживает разномастные плагины;
- Обладает Web-плеером.
Думаю, за все его достоинства, а также поддержку новенькой BlackBerry OS 10, можно запросто заплатить тысячу американских долларов.
Четвертым по списку идет движок Marmalade. Как можно заметить на скриншоте выше, он не славится отменной графикой, но все же, заслуживает внимания. Итак, минута славы Marmalade началась:
- Поддерживает Android, iOS, Symbian и Bada OS. В скором времени появится поддержка LG TV, BlackBerry OS, Tablet OS, Windows, MacOS, Windows Phone и Linux;
- Позволяет портировать на мобильную ОС практически любой код на C++, например, другой игровой движок;
- Позволяет создавать 3D анимацию;
- Присутствует поддержка скриптинга на Lua;
- Дружит с шейдерами, OpenGL и программной отрисовкой.
Из минусов — нет готовых средств для работы с графикой, малопонятная документация, стоимость в 500$.
Перейдем к SIO2 Engine. К ниму можно смело применить характеристику «ни рыба, ни мясо». А все потому, что он обладает базовым набором функций и практически не имеет выделяющихся особенностей. Список Шиндлера фишек:
- Поддерживает Android, iOS, Windows и MacOS;
- Поддерживает импорт моделей из Maya, 3DS Max и Blender;
- Знает OpenGL ES, а также Imagination Technology;
- Есть скриптинг на Lua;
- Достойная документация.
Конечно же, скажу и о стоимости среды разработки. За SDK для смартфонов выставлена цена в 200$, за поддержку Windows и MacOS нужно платить больше — 1200$.
Долго ли, коротко ли, но добрались мы наконец до EDGELIB game engine. Признайтесь, вам тоже нравится то, что вы видите на скриншоте выше. Я вот, например, любуюсь девушкой, но и графика не подкачала. Арсенал EDGELIB:
- Поддерживает Android, iOS, Maemo 5, Antix Game Player, Symbian, Windows Mobile/Windows CE, Linux, Windows, MacOS, GP2X console.
- Обладает собственным пакетом инструментов для сборки проекта сразу для множества платформ и операционных систем;
- Высокопроизводителен;
- Обладает поддержкой модулей камеры и Bluetooth.
Самое интересное в этом движке — его стоимость. Сядьте, если еще не сидите, и держитесь крепче, если уже сели. Цена за пакет SDK — 5000€. Неплохо для «среднячка».
Седьмым движком я поставил Cocos2D-X, героя 2D игр всех магазинов приложений. Он сочетает в себе множество достоинств:
- Поддерживает Android, iOS, BlackBerry OS/Playbook OS, Windows Phone, Bada OS, Windows, Linux;
- Распространяется бесплатно;
- Скриптинг на C++, JavaScript и Lua;
- Встроена поддержка для работы со звуком и сетью.
Есть у него и пара мелких огрех. Например, отсутствуют эмуляторы для тестирования приложений и плохая документация.
Предпоследним нашим гостем является творение от Papaya Developers под названием Social Game Engine. Ничего особенного в нем нет, он прост и очень распространен среди 2D игр. Что умеет:
- Поддерживает Android и iOS;
- Скриптинг на ActionScript;
- Поддерживает организацию виртуальной валюты, для доната;
- Поддерживает импорт кода HTML5 и Flash;
- Ориентирован на многопользовательские проекты;
- На нем можно писать приложения типа «Живые обои»;
- Есть вшитый физический движок;
- Поддерживает встраивания чата по типу ICQ, Jabber и подобных.
Как и у многих движков, у него скудная документация, однако он целиком и полностью бесплатен.
И последний на сегодня игровой движок, веселый паренек под названием AndEngine. На самом деле рассказывать о нем тоже особо нечего, он является своеобразным братом близнецом Social Game Engine. И вот почему:
- Поддерживает Android;
- 2D графика программируется через OpenGL;
- Есть поддержка сетевых игр;
- Вшитый физический движок Box2D;
- На его базе можно создавать «Живые обои»;
Собственно, единственным минусом остается поддержка лишь одной ОС. Как и Social Game Engine он бесплатен.
Что ж, вот и подошла к концу сегодняшняя статья. Надеюсь, вам было интересно.
Спасибо за внимание.
На чем работает nfs mw?
Как дела с игрой Треша?
Вот чего бы действительно хотелось, так это адаптацию под АРМ-устройства умопомрачительного движка EGO (DiRT 1/2/3, GRID 1/2). Графика игр была бы кинематографичная.