adblock check

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Как и в подавляющем большинстве других кинокартин, в этом необычном триллере есть множество положительных и негативных сторон

В постапокалиптическом научно-фантастическом триллере Гранта Спьюторе молодая актриса Клара Ругаард играет роль девушки, поставленной перед выбором между мамой-роботом (Роуз Бирн), вырастившей её в изоляции, и пугающей незнакомкой из внешнего мира, роль которой исполнила актриса Хилари Суонк.

Продвинутая робототехника должна стать либо спасением, либо погибелью для человечества — смотря какую из сторон конфликта «женщина против робота» вы готовы занять в этом фильме. Австралийский режиссёр рекламных роликов Грант Спьюторе выходит на большую сцену с необычайно амбициозной дебютной лентой, которая способна похвастаться и отличной дизайнерской работой, и классными визуальными эффектами, и глубокой проработкой темы искусственного интеллекта, а приправлено это все, конечно же, отличной игрой на первом плане от датского новичка — Клары Ругаард. С другой же стороны, здесь уже знакомые идеи о саморазрушении человечества, крайне тягучее повествование и некоторая нехватка эмоциональной вовлечённости в сюжет.

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Вступление с чередой открывающихся автоматических дверей в слабоосвещенных коридорах бункера в стиле хай-тек так и пропитано влиянием фильма «Чужой» Ридли Скотта. В это время на экране вспыхивает текст, который с таким же успехом мог быть создан компьютером, управляющим Nostromo (кому название не знакомо — срочно пересматривать «Чужого») — такой же, по-сути, «Матери», только с некоторыми переработанными настройками от сценариста «Дитя робота». Дней с момента вымирания: 0. Человеческих эмбрионов доступно: 63.000. Текущее количество человеческих обитателей: 000.

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Отдельно стоит похвалить костюм дроида, который был создан специализирующейся на спецэффектах и реквизите новозеландской компанией Weta Workshop (к слову, получившей в своё время мировое признание благодаря работе над трилогией Питера Джексона «Властелин Колец»). Подобное решение выделяет фильм на фоне других подобных творений, в которых, как правило, актёры носят зелёные костюмы а-ля нательный хромакей, а уже на пост-продакшене на них дорисовывается необходимый облик с помощью CG-эффектов. Такой подход добавляет некой особой интимности и реалистичности отношениям между роботом и ребёнком, которого «Мама» выращивает из эмбриона и воспитывает в огромном сооружении, построенном людьми до войн с целью повторного заселения в случае вымирания.

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Процесс рождения также гипнотизирует. Дроид терпеливо сидит, наблюдая 24-часовой цикл развития от эмбриона до плачущего младенца. Вытянутая, угловатая голова робота с единственным освещённым «глазом» умудряется передавать чувства и эмоции. Говоря спокойным голосом актрисы Роуз Бирн, «Мама» перебирает песенки, чтобы успокоить ребёнка, и останавливается на музыкальной композиции Arcade Fire — Baby Mine, исполненной в диснеевском Дамбо. Такую «Маму» можно по праву считать настоящим Робокопом родильного отделения.

В фильме нам показывают мелькающие картинки детства — поделки, оригами, забавные наклейки, уроки балета — до тех пор, пока персонаж Ругаард не предстанет перед зрителем подросшим, смышлённым ребёнком, идентифицируемым, как «Дочь». Обширное образование, полученное от «матери», раскрывается благодаря видеоряду из уроков: тут и медицина, и этические проблемы, и философия. Лишь ночами, когда «Мама» отключается для перезарядки, у «Дочери» есть время, чтобы подумать в одиночестве, что же мешает привести её братьев и сестёр в этот «герметичный» мир. Позже робот объяснит: «Матерям требуется время для этого».

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Однажды, находясь без присмотра в ходе неполадок системы, «Дочь» находит в воздушном шлюзе, отделяющем её мир от внешнего, мышь. У ребёнка возникают вопросы, ведь «Мама» утверждала, что человека, как и любую органическую форму жизни, во внешнем мире ждёт смерть — там невозможно выжить. Похоже, сомнения «Дочери» вызывают у «Матери» сильное раздражение — она быстро сжигает мышь, отправляет ребёнка в душ для дезинфекции, а её голос приобретает холодные нотки: «Ты помнишь, чтоб я хоть когда-нибудь была неправа?»

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Основной катализатор конфликта возникает, когда одной ночью «Дочь» слышит, как за стенами, на улице, женщина зовёт на помощь. На тот момент любопытство и жажда общения с людьми побеждают страх, и «Дочь» впускает раненную незнакомку (Суонк) до того, как «Мама» успевает ей помешать.

К этому моменту кино уже начало погружаться в летаргический сон, но на мгновение темп вновь нарастает, когда «Мама», осознавая угрозу, передвигается по коридорам с целенаправленностью бегущего Тома Круза. Излишне говорить, что отношения между «Мамой» и незнакомкой, мягко говоря, недружеские, особенно на фоне заявления второй, что она была подстрелена дроидами, охраняющими внешний мир, где якобы немногие выжившие скрываются в шахте.

Хотя незнакомка не подпускает к себе «Маму», чтобы та её вылечила, она всё-таки доверяется «Дочери», которая извлекает пулю. В ходе восстановления женщины между ней и дочерью возникает нерешительное доверие на фоне посеянных в голове «Дочери» зёрен сомнения. Незнакомка убеждает «Дочь», что робот кормит её выдумками, в то время как «Мама» пытается доказать обратное. Отбиваясь от нападок женщины, «Мама» заявляет: «Моя главная директива — забота о человечестве». Так как кровавое и безжалостное столкновение между роботом и женщиной неизбежно, как и выход «Дочери» за пределы сооружения, героине Ругаард предстоит узнать, что обе стороны конфликта многого не договаривали, а как быть дальше — предстоит решать только ей самой.

События всё более-менее вяжутся, создаётся целостность сюжета, но он не оказывается таким уж тревожным и психологически давящим, как, похоже, представляется режиссеру и сценаристу. И так как фильм пробивает отметку в два часа, к концу начинаешь немного уставать. Также в фильме звучит весьма качественный саундтрек от Дэна Лускомба и Энтони Партоса, сочетающий в себе звуки окружающего мира, симфонические мотивы и электронику.

Хилари Суонк отыгрывает свою роль с мрачным упорством, однако характер персонажа остаётся отталкивающим — враждебность, паранойя и жестокая твёрдость. Боль её потерь до прибытия на объект довольно детально проиллюстрирована. Персонаж Клары Ругаард также не менее интересен, её ум и открытость привлекают на протяжении всего фильма. Игра актрисы напоминает молодую Натали Портман в её ранних фильмах, которые принесли ей мировую известность.

Рецензия на фильм «Дитя робота»: хорошо, но могло быть лучше

Проблема в том, что несмотря на свои убедительные навыки, режиссер Спьюторе настолько увлечён технологичностью картины, что иногда теряет контроль над очень важными составляющими антиутопии — напряжённостью и примитивными человеческими эмоциями. Он использует весьма беспроигрышный ход с противопоставлением человека и машины, игру с отношениями людей на фоне материнских уз с роботом. И все же, фильм не берёт за душу так, как хотелось бы, однако стоит того, чтобы уделить ему свои 2 часа жизни.

Оценка фильма: 7 из 10 баллов.

HYSTEREO
Платиновый комментатор
Золотой автор
3 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
А мне фильм понравился!
Автор
Значит у тебя есть вкус ;)
Туфта полнейшая...