В конце октября на базе центра прототипирования НИТУ «МИСиС» «Кинетика» прошли испытания беспилотного аэротакси Bartini. Модель собрана в масштабе 1:2, её главная задача — проверка аэродинамических характеристик и систем управления. По сути, это большой дрон, который в течение нескольких лет должен стать главным инструментом захвата мирового рынка аэротакси.
Что представляет собой аэротакси Bartini?
Это беспилотное устройство с четырьмя электродвигателями, которое самостоятельно выстраивает маршрут по заданным точкам. Модель названа в честь советского авиаконструктора итальянского происхождения Роберта Бартини, учителя Сергея Королёва.
Bartini взлетает как квадрокоптер, но при разгоне винты поворачиваются, принимая вертикальное положение, как двигатели самолёта. Движение в горизонтальной плоскости фактически происходит в самолётном режиме, что позволяет развить высокую скорость при экономном расходе топлива. Посадка производится в обратном порядке.
Прототип разгоняется до 200 км/ч. При серийном производстве аппаратов разработчики планируют довести его скорость до 300 км/ч. Время полёта — 30 минут. Массовый запуск планируется начать в 2020 году. Пока же проводятся испытательные полеты.
Кто-нибудь ещё занимается разработкой аэротакси?
Вообще разработкой летающих автомобилей занимаются по всему миру. Собственные проекты есть у Airbus, Rolls-Royce, Uber. Существуют и проекты от менее известных производителей: словацкий AeroMobil, немецкие Lilium Aviation и E-Volo, китайский EHang и т.д. Но пока дело не заходит дальше прототипов.
Самый известный российский проект — как раз Bartini. Это стартап, запущенный в 2015 году, в который на первых порах инвестировали сами участники. Он является частью McFly.aero — сообщества, использующего технологию блокчейна. Участники комьюнити получают токены за вклад в развитие проекта. Их также можно купить за криптовалюту — в дальнейшем токены планируют использовать для регистрации полётов и расчётов за них.
Разработкой прототипа Bartini руководит авиаинженер Владимир Салатов. Первая модель была представлена на Международном авиакосмическом салоне-2017. Сейчас Bartini — резидент «Сколково», а лабораторию и оборудование команде разработчиков предоставляет Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
Ещё один резидент «Сколково» и часть сообщества McFly.aero — компания «АвиаНовации», которая конструирует внутригородской мультикоптер «Гепард». В 2017 году разработчики рассказывали о том, что им удалось создать аппарат с распределённой архитектурой без единого центра, которая способна выдержать от 5 до 8 последовательных отказов систем. Работы продолжаются, но пока нет даже прототипа.
Созданием летательных аппаратов для городских перевозок занимается ещё несколько российских компаний, но сведений очень мало. В частности, в 2017 году появилось сообщение о том, что холдинг «Вертолеты России» и компания «СуперОкс» заключили соглашение о создании аэротакси. Его основой должен был послужить конвертоплан VRT30, представленный на Международном авиационно-космическом салоне-2017. Пресс-служба холдинга «Вертолёты России» тогда сообщила, что серийное производство запланировано на конец 2018 года, но затем появилась информация о том, что к 2019 году будет создан только прототип.
Периодически в СМИ всплывают фотографии и видео других проектов летающих автомобилей, часто — гибридов, которые могут передвигаться по дорогам и по воздуху. В том же 2017 году Федеральное агентство новостей рассказало о «Багалёте». Инженерные особенности — четыре колеса, которые обеспечивают устойчивость на дороге, и мягкое крыло парапланерного типа. Но к беспилотным аэротакси «Багалёт» точно не имеет никакого отношения.
Почему нельзя использовать вертолёты как такси?
Найти услуги частных авиаперевозок не проблема. Есть даже популярные маршруты, на которые устанавливаются конкретные ставки. Например, можно долететь из Москвы до аэропорта Шереметьево — стоимость аренды начинается от 24 000 рублей. Правда, есть ограничения: полёты разрешены только за пределами МКАДа.
Кроме столицы авиатакси развито ещё в нескольких регионах. В Санкт-Петербурге частные вертолёты могут находиться над центром города при наличии специального разрешения, поэтому их используют в том числе для организации экскурсий. Сочинская авиагруппа организует полёты по всему Краснодарскому краю и Крыму. В других городах развитие инфраструктуры тормозит высокая стоимость перелётов.
Однако вертолёты всё-таки не станут главным воздушным транспортом для передвижения в пределах города, даже если изменится законодательство. Использовать их для коротких полётов по населённым пунктам нерентабельно и небезопасно. Машинам некуда садиться при возникновении аварийных ситуаций; их негде хранить, учитывая пожароопасность топлива. Аэролёты, разработанные специально для перевозки 1-5 пассажиров в городских условиях, этих недостатков лишены. Вертолёты же будут использоваться для дальних полётов — например, между городами.
Кто будет пилотировать?
В идеале аэротакси — это беспилотные аппараты, которые пассажир вызывает через приложение. Машина прилетает на указанное место, забирает клиента и самостоятельно выстраивает маршрут. Проблема в том, что в городах нет безопасной инфраструктуры, которая способна предотвращать несчастные случаи и злонамеренные действия — об этом говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. По её мнению, на создание такой инфраструктуры понадобится больше 10 лет: то есть даже если летательные аппараты и нормативные акты будут готовы к 2020 году, то спокойно передвигаться в пределах российских городов можно будет не ранее 2030 года.
Первое время внутри аэротакси обязательно будет находиться пилот, который при возникновении аварийной ситуации берёт управление на себя. По этому поводу уже успели высказаться представители Росавиации: глава ведомства Александр Нерадько заявил, что для работы в аэротакси нужно иметь удостоверение коммерческого пилота, которое доказывает высокий уровень подготовки. Разработчики воздушных такси предлагают рассматривать свои аппараты в качестве авиации общего назначения (АОН).
Чтобы получить удостоверение частного пилота, которое требует Воздушный кодекс для авиации общего назначения, достаточно налетать 42 часа. Глава Росавиации считает, что этого мало для того, чтобы брать на борт пассажиров. В качестве аргументов он приводит статистику авиапроисшествий — в среднем с воздушными судами АОН они происходят раз в две недели, а в каждой катастрофе гибнет два человека.
Если аэротакси признают авиацией общего назначения и разрешат пилотам с минимальной подготовкой следить за безопасностью полётов, то количество аварийных ситуаций может стать таким, что сама идея перелётов в черте города будет дискредитирована. С другой стороны, услуга долго не будет массовой, если для управления аппаратами придётся получать удостоверение коммерческого пилота.
Какие у аэротакси перспективы?
Неплохие, если решить несколько проблем. Мы о них уже упоминали, но ещё раз акцентируем внимание.
Проблема первая — инфраструктура для безопасных полётов. Города не строились для того, чтобы по ним летали аэротакси без пилотов. Вопросы вызывает не только оборудование мест для взлёта и посадки, но и регулирование движения в воздухе. Для создания комфортной среды нужно несколько лет целенаправленной работы, а не выстраивания планов и написания концепций умных городов.
Проблема вторая — законодательство. Например, сейчас полёты над центром Москвы запрещены. Это сильно тормозит развитие частных перевозок на вертолётах и на корню убивает идею появления аэротакси. Требуются уточнения и в части опыта пилотов, которые первое время обязательно будут находиться внутри и следить за безопасностью полётов. Создатели аэротакси предлагают признать аппараты авиацией общего назначения, для управления которой достаточно налетать 42 часа; Росавиация настаивает на том, что перевозка пассажиров должна осуществляться коммерческими пилотами, которые прошли длительную подготовку
Законодательства в сфере применения беспилотных технологий для перевозки пассажиров вообще пока не существует, так как нет объекта регулирования. Всё это только предстоит разработать, но сначала нужно довести до ума сами аппараты, которые пока существуют только в виде прототипов.