Астрономы открыли 12 новых спутников Юпитера

История газового гиганта остаётся доподлинно неизвестной, но обнаруженные луны на его орбите могут ответить на некоторые вопросы

Астрономы из Института науки Карнеги сообщили об обнаружении двенадцати новых лун на орбите Юпитера, в результате чего общее количество спутников планеты теперь составляет рекордное число — 79. Находка проливает свет на загадочное прошлое газового гиганта, а также даёт учёным представление о том, почему Юпитер сегодня выглядит так, как он выглядит. Международный астрономический союз уже официально утвердил обнаруженные небесные тела.

Согласно данным астрономов, все двенадцать новых спутников Юпитера очень маленькие — размеры лун в диаметре не превышают 3 км. Вместе с остальными они разбиваются на три разных группы. Две орбиты находятся ближе к планете и движутся в том же направлении, тогда как на расстоянии примерно 2,5 млн км есть девять спутников, которые вращаются противоположно Юпитеру. В этом отдаленном районе также зафиксирована ещё одна странная луна, названная астрономами как «Валетудо» (Valetudo). Она движется в том же направлении, что и газовый гигант, однако противоположно остальным спутникам поблизости. Учёные отмечают, что это очень нестабильная ситуация, поэтому вероятны даже лобовые столкновения планет.

Астрономы открыли 12 новых спутников Юпитера
Карта всех спутников Юпитера и направления их движения по орбите

Валетудо является не единственной луной Юпитера, движущейся против его направления. Другой спутник, известный как «Карпо» (Carpo), находится аналогично далеко от Юпитера и движется в противоположном направлении от множества соседних небесных тел. Тем не менее, Валетудо вращается гораздо дальше, чем Карпо, и может быть самым маленьким спутником Юпитера. Кроме того, астрономы считают открытие хорошим доказательством возможности столкновений лун в прошлом Солнечной системы, и что они отвечают за лунный ландшафт вокруг планеты.

Скотт Шепард (Scott Shepard), возглавляющий команду астрономов в Институте науки Карнеги, утверждает, что найденные спутники Юпитера являются остатками лун больших размеров, существовавших когда-то давно. Определенные общие черты планет заставляют учёных думать, что маленькие спутники на самом деле являются фрагментами трёх больших лун. Получается, что первоначально существовало три родительских планеты, и потом каждая из них каким-то образом разрушилась. Астрономы не знают, что разрушило объекты, но предполагают, что, возможно, именно по этой причине Валетудо вращается против направления Юпитера.

Изображение Валетудо от Гигантского Магелланового телескопа, май 2018 года

Обнаруженные двенадцать лун Юпитера интересны для изучения не только потому, что являются частью окружения газового гиганта. В отличие от больших внутренних спутников планеты, таких как Европа и Ио, группы лун, вращающихся далеко от Юпитера, состоят из одной материи. Вероятно, материалы летали вокруг Солнца по мере его формирования и вместо того, чтобы превращаться в другие планеты, они были захвачены гигантским гравитационным притяжением Юпитера. В то же время вопрос, как образовался сам газовый гигант, по-прежнему остаётся открытым.

IvS IvS