Дональд Трамп подписал законопроект, разрешающий провайдерам продавать личную информацию своих клиентов третьим лицам. До этого Конгресс и Сенат США большинством голосов поддержали документ. Закон вступит в силу 4 декабря этого года. Американские СМИ успели похоронить приватность в интернете, а правозащитная организация Electronic Frontier Foundation сообщила, что страна погрузилась в тотальную слежку, причем теперь уже вполне легально.
Барак Обама за год до своего ухода с поста главы США сделал одно очень хорошее дело – он поручил Федеральной комиссии по связи (FCC) утвердить правила, запрещающие провайдерам использовать информацию пользователей без их разрешения. Эти правила касались продажи личных данных третьим лицам без согласия пользователей (местоположение, история посещений веб-страниц, приложений, информация о семье, здоровье, финансах и прочее). Помимо этого, провайдерам запрещалось осуществлять подмену поисковых запросов и вставлять рекламу в интернет-трафик.
Нынешний президент Трамп, как известно, с самого начала выступал за отмену правил, утвержденных администрацией Обамы, поэтому сразу подписал документ, несмотря на многочисленные протесты. Что это, предпринимательский просчет или желание всех контролировать?
Реклама — двигатель торговли
Эксперты считают, что отмена правил, регулирующих действия интернет-провайдеров, позволит им в полной мере собирать данные о своих клиентах. Однако, в целом личность пользователя провайдеров не интересует. В первую очередь им важно знать его предпочтения и интересы, в какое время он обычно пользуется компьютером, какие сайты чаще просматривает и т.д. Так, например, провайдер может определить, что данным планшетом пользуется ребенок и целенаправленно навязывать ему тематическую рекламу. А рычаги управления у провайдера куда более сильные, чем у отдельных интернет-сервисов.
Крупные американские операторы, такие как AT&T, T-Mobile, Sprint и Verizon уже в предвкушении подвинуть Google и Facebook* на рынке рекламы. Эти компании уже давно инвестируют значительные средства в рекламный бизнес, скупают медиакомпании, знают, что вы смотрите по телевизору, что вы делаете в интернете на ПК, в смартфоне и планшете. Теперь эту информацию можно продавать рекламодателям.
Контроль превыше всего
Не секрет, что государственные структуры практически любой страны мира, обладая наивысшими полномочиями, могут получить доступ к персональным данным любого пользователя. В США ситуация немного другая – крупнейшие технологические компании все же стараются придерживаться политики конфиденциальности и защиты личных данных. Взять хотя бы недавний случай, когда ФБР требовало от Apple разблокировать телефон террориста из Сан-Бернардино в декабре 2015 года. Компания Apple отказалась, мотивируя это тем, что поставит под вопрос конфиденциальность своих пользователей, а вместе с этим – их безопасность и свою репутацию. С принятием закона сделать нечто подобное теперь не составит труда. Причем Google, Apple, Facebook* – это уже не столь важно, когда есть провайдер, собирающий информацию сразу обо всех и обо всем. У спецслужб появились законные основания, которые, в случае чего, можно использовать для получения логинов и паролей к соцсетям, электронной почте и прочим сервисам. В этом случае идентифицировать человека и воссоздать его профиль – вопрос лишь времени.
Возможность получить персональные данные привлекает не только властей, но и тех, кто находится по ту сторону закона. Террористические организации и группировки выйдут на новый уровень. Узнав подробную информацию об аудитории, изучив ее социальные и психологические стороны, политические убеждения и другие интересы, им станет гораздо проще вербовать в свои ряды граждан и совершать теракты.
Не останутся в стороне и политики, для которых важно знать, как живут и о чем думают их избиратели. Вероятно, политтехнологи уже готовятся закупать у провайдеров «полезную» информацию. Только вспомните, как во время недавних президентских выборов в США Трампа обвиняли в манипуляции пользователей интернета с помощью социальной сети Facebook*. Специалисты полагают, что персонализированная реклама также оказала существенное влияние и на результаты референдума по выходу Великобритании из Евросоюза.
Однако, возможно не все так печально, как мы себе это представляем. FCC, разумеется, не может повторно запретить интернет-провайдерам использовать данные пользователей. Но, чтобы не допустить хаоса, агентству придется разработать новый набор правил по обеспечению конфиденциальности в интернете. Вероятно, это будет запрет на сбор определенных данных, касающихся здоровья пользователей, состава семьи, финансов и прочего. Тем не менее, история браузеров, поисковые запросы и другая подобная информация окажется в распоряжении провайдеров. Впрочем, этого им будет достаточно.
А что у нас?
Снятие запрета на использование персональных данных вызвало обеспокоенность не только американских пользователей, но и европейских властей. Так, в США прибыли представители Евросоюза, чтобы напомнить о стандартах защиты персональных данных и заручиться гарантиями, что данные европейцев в США будут в безопасности.
В России, Украине и других странах СНГ пока нет подобной практики. Здесь действует закон о защите персональных данных. Так как мы всегда стремимся к зарубежным стандартам, новые американские законы потенциально могут стать дурным примером и для нас.
Тем временем, от таких нововведений выиграют владельцы VPN-сервисов и мелкие интернет-провайдеры, которые будут привлекать клиентов, гарантируя им полную конфиденциальность пользовательских данных.
* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.