adblock check

История RPG: от настольных игр до космических опер

Из данной статьи вы узнаете, на что опирались BioWare, CD Projekt RED, Bethesda, Blizzard и прочие студии при разработке своих шедевров

Мы живём в такое время, когда современным детям сложно представить, как мир выглядел без смартфонов, планшетов и персональных компьютеров. Дети не играют в грязи, потому что прочитали в интернете о всяких бактериях, не собираются на площадках поиграть в футбол, потому что это травмоопасно и есть фифа, в которую можно играть с друзьями из Лондона. Конечно, я сильно утрирую, но определённая тенденция прослеживается уже давно, что подтверждается различными исследованиями и статистикой. В новой серии статей об играх мы с вами попробуем окунуться в историю и посмотреть, когда же люди начали уделять виртуальному миру больше внимания, чем реальному.

Сегодня наша тема – это история RPG, то есть role-playing game, что в переводе на русский звучит как «ролевая игра». И так как это первая статья из данной серии, мы попробуем зайти гораздо дальше появления компьютерных RPG (CRPG) и рассмотрим феномен ролевых игр, да и игр в целом, более детально.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Фракийские кубики из костей V-III в до н.э.

Как ни странно, но люди всегда любили играть. В этом наш вид ничем не отличается от других животных, которые тоже умеют развлекаться. Те, у кого есть домашние любимцы (неважно – коты, собаки, кролики или кто-то ещё), знают, что животные любят повалять дурака, побегать по комнате, покатать мячики и так далее. Но такое поведение присуще всем существам, а не только домашним питомцам. Люди же, в отличие от животных, научились сами создавать себе развлечения. Так, археологи часто находят древние игровые компоненты, вырезанные из костей, дерева, камней и других материалов. Самый древний набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден во время раскопок 5000-летнего кургана Башур Хаюк на юго-востоке Турции. Похожие наборы были найдены на территории Сирии, Ирака и Египта, где также изобрели выпивку, папирус (древняя бумага), мятные леденцы – всё для хорошей игровой сессии. 

История RPG: от настольных игр до космических опер
Набор для игры в сенет

Кстати, именно в Египте была придумана самая древняя известная настольная игра мира – сенет. Это очень важно, ведь именно из настольных игр выросли многие лучшие представители компьютерных RPG. Люди по всему миру придумывали разные варианты настольных игр независимо друг от друга. В Индии создают домино, в Риме – табулу (прообраз современных нард), в Китае – карты, а в Европе продолжают играть в кости и развивать игры шашечного типа. Со временем старые игры совершенствуются, разделяются на подвиды, появляются новые типы развлечений.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Одна из вариаций игры хнефатафл, прародительницы шахмат

Например, из китайских карт, которые сначала попали в Индию, затем в Персию и Египет, а оттуда вывезены в Европу, родилось огромное количество игр, большая часть из которых уже даже успела забыться, а в другие по сей день играем и мы с вами. Кстати, в 1889 году Фусадзиро Ямаути основал компанию Nintendo Koppai, которая изначально занималась производством и продажей игральных карт Ханафуда. Думаю, чем сейчас занимается Nintendo, читателям нашего сайта и так известно. А в мире появляются игры-ходилки (выросшие из сенета и нард), где игрокам нужно преодолеть определённое количество полей, бросая кости, игры с использованием алфавита, такие как Скрэббл (более известный в России, как «Эрудит»), где игрокам нужно выкладывать на поле слова и получать за это очки, а также экономические игры, например, «Игра землевладельцев».

История RPG: от настольных игр до космических опер
Игровое поле «Игры землевладельцев»

Наверняка, не многие из вас слышали об этой игре. Но присмотритесь к картинке выше. Квадратное поле, разбитое на множество участков, на каждом их которых указана цена. Ничего не напоминает? Верно, это предшественница «Монополии», придуманная Элизабет Мэги в 1903 году, чтобы обратить внимание людей на то, как налоги обогащают владельцев имущества и опустошают карманы арендаторов. Ещё через 50 лет была выпущена игра Tactics, которая считается первой настольной игрой жанра варгейм (военная игра). Это разновидность стратегических игр, где с помощью фишек или миниатюрных фигурок, обозначающих отряды войск, военную технику или мифические существа (драконы, огры), имитируются различные конфликты. В 1971 году компания Guidon Games издала игру Гэри Гайгэкса (Gary Gygax) и Джеффа Перрена (Jeff Perren) под названием Chainmail (кольчуга), которая практически сразу становится хитом. И вот мы подошли к 70-м годам двадцатого века – важному периоду становления компьютерных игр в целом, и жанра RPG в частности.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Игровое поле Tactics

Люди, опять же в отличие от животных, обладают невероятной фантазией. Помимо прочего это привело к созданию театра, а затем и кино, и другим видам деятельности, где людям приходится играть различных персонажей, то есть притворяться другими личностями. Писатели же выплёскивали всю свою фантазию на бумагу, что привело к появлению таких литературных жанров, как научная фантастика и фэнтези. Но дети, как известно, не очень любят читать, зато они прекрасно умеют выдумать себе приключения и представлять как будто палка – это автомат, а земля – лава. И если объединить военные настольные игры с любовью людей фантазировать и отыгрывать различные роли, мы получим то, что вышло у Гайгэкса и его товарища Дэйва Арнесона (Dave Arneson), когда они заметили, что их игровые сессии в Chainmail превратились из битв целых армий на огромных полях в приключения отдельных персонажей в небольших подземельях.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Инструкции для отыгрыша различных историй по правилам D&D

Так, в 1974 году компанией Tactical Studies Rules, основанной всё тем же Гайгэксом, издаётся первая редакция правил настольной ролевой игры Dungeons & Dragons (Подземелья и Драконы), по которым для комфортной игры рекомендовалось иметь под рукой правила Chainmail на случай, если в битвах начнут принимать участие большое количество существ и игроков. Тем временем в мире стремительно развиваются компьютерные игры. Но для полного понимания картины мы вновь вернёмся немного назад, а именно в 1940 год, когда на свет появился Nimatron – первый игровой автомат и фактически первая в мире компьютерная игра. Устройство представляло собой электронно-релейную машину для игры в ним (математическая игра, в которой два игрока по очереди берут предметы, разложенные на несколько кучек) против компьютера. Человек, делая ход, мог погасить от одной до четырёх ламп в одном из семи рядов, после чего ход получала машина. Выигрывает тот, кто выключает последнюю лампу.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Электронно-релейная машина Nimatron – первый в мире игровой автомат

Однако в то время люди ещё не были готовы к играм против компьютера и разработка не получила широкого распространения. В конце 40-х годов Алан Тьюринг (Alan Turing), английский математик и криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики и, в частности, – теории искусственного интеллекта, совместно с математиком и экономистом Дэйвидом Чампернауном (David Champernowne) разработали алгоритм шахматной игры для компьютера. Но машины, способной выполнить этот алгоритм, в то время ещё не существовало. Прорывными же для компьютерных игр стали 50-е годы, когда была представлена первая игра с графическим интерфейсом ОХО (крестики-нолики), а затем Tennis for Two – первая многопользовательская компьютерная игра, в неё можно было играть вдвоём и это считалось невероятным достижением. Технологии начали стремительно развиваться. В 1966 году появился электромеханический аппарат Periscope от SEGA. В 1971 году выпущен первый аркадный автомат под названием Galaxy Game. А под конец 1972 года на свет появляется всем известный Pong от Atari – первый в мире коммерчески успешный аркадный автомат.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Игровой процесс Pong от Atari

Золотую эпоху игровых автоматов вместе с такими играми, как Space Invaders, Pac-Man, Battlezone и другими, мы сейчас рассматривать не будем, а вернёмся к RPG. После выхода свода правил Dungeons & Dragons ролевые игры начали перебираться в виртуальный мир. Первая подобная попытка была сделана неизвестными умельцами, которые написали игру для образовательной компьютерной системы PLATO и назвали её pedit5. Однако власти университета Иллинойса, где была разработана система, само собой, не поощряли нецелевое использование казённого оборудования, и быстро заблокировали pedit5. И хотя игра просуществовала недолго, и в ней присутствовали лишь самые базовые элементы RPG (исследование подземелий, поиск сокровищ и уничтожение монстров), именно pedit5 может считаться родоначальницей компьютерных ролевых игр.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Игровой процесс родоначальницы компьютерных RPG pedit5

Позже, в 1975 году, всё для той же системы PLATO была написана ещё одна игра под названием dnd. Здесь уже у игроков появилась возможность создавать собственного персонажа, прокачивать его и продвигаться по сюжету, пусть и крайне примитивному. Но главное – в dnd появились «боссы» – очень сильные монстры, встречающиеся в конце уровня. В 1979 году на свет появилась первая научно-фантастическая компьютерная RPG – Space. Это была текстовая игра, максимально сфокусированная на персонаже и его развитии. При этом герой обладал широким спектром случайных характеристик, а также физиологических и психологических особенностей. Кстати, примерно в это же время начал развиваться феномен форумных ролевых игр, где люди описывали свои действия в онлайн-переписках. Именно Multi-User Dungeon (MUD), что в переводе на русский значит «многопользовательское подземелье», текстовые игры с онлайн-чатом, можно считать идейными вдохновителями для такого жанра, как MMORPG.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Скриншот из компьютерной игры Ancient Domains of Mystery

В 1980 году вышла ещё одна знаковая игра под названием Rogue, разработанная студией Epyx. Сейчас сложно представить, но игровой процесс Rogue представлял собой перемещение персонажа обозначаемого символом «@» по карте, нарисованной точками, и уничтожение различных монстров, представленных заглавными буквами (например, «Z» обозначала зомби). Игрок бегал по случайно генерируемым подземельям и уничтожал сотни бродячих монстров (теперь вы знаете, чем вдохновлялись создатели Diablo). Rogue сразу же стала одной из популярнейших игр своего времени и её клоны продолжают появляться до сих пор (Moria, Doom, NetHack, Angband, ADoM, Dungeon Crawl Stone Soup). Конечно, указанные выше игры по современной классификации больше напоминают roguelike с генерируемыми случайным образом уровнями, пошаговостью и необратимостью смерти персонажа (кстати, как вы могли догадаться, данный жанр получил своё название именно в честь Rogue), но тогда это были единственные компьютерные игры с элементами RPG. Именно они привели к созданию Ultima и Wizardry – игр, максимально повлиявших на формирование компьютерных RPG.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Скриншот оригинальной версии Ultima I: The First Age of Darkness для Apple II

В том же 1980 году восемнадцатилетний Ричард Гэрриот (Richard Garriott) создаёт свою первую игру Akalabeth: World of Doom для Apple II, в которой был реализован революционный на тот момент вид от первого лица при исследовании подземелья. После успеха данной игры Гэрриот объединил усилия со своим товарищем Кеннетом Арнольдом (Kenneth Arnold), чтобы создать нечто большее. Так, в 1981 году на свет появилась Ultima. Ручное распределение стартовых характеристик, масштабная карта, сражения с монстрами в подземельях с видом от первого лица и сюжет, развивающийся в течение нескольких эпох. Да, в первой части Ultima игрок начинал своё приключение в классическом фэнтезийном Средневековье с мечом в руке, а заканчивал путешествием во времени на космическом корабле с бластером на поясе. В 1986 году игра была переписана на языке ассемблера, улучшена в визуальном плане и переиздана под названием Ultima I: The First Age of Darkness. Интересно, что в 80-е годы компьютерные игры издавались посредством печати кода на страницах журналов. Дискеты были ещё дорогие, а коды не такими уж и длинными, поэтому людям было проще взять журнал и перенести игру в свой компьютер вручную.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Ultima IV: Quest of the Avatar

Параллельно с Ultima в 1981 году выходит игра, созданная Эндрю Гринбергом (Andrew Greenberg) и Робертом Вудхедом (Robert Woodhead), под названием Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord. Это была первая партийная компьютерная RPG в истории. Игрок мог на старте приключения выбрать каждому члену команды расу и класс. В следующих частях данной серии появились также альтернативные концовки, система случайных битв, престиж-классы и другие особенности, за которые современные игроки любят жанр RPG. Но если искать самую влиятельную RPG в истории, то главным кандидатом на эту роль можно смело считать Ultima IV: Quest of the Avatar, вышедшую в 1985 году. Здесь была впервые представлена система этических выборов. Игрок, взаимодействуя с миром, развивал в себе восемь Добродетелей. Помимо этого в Ultima IV появилась возможность собирать себе компаньонов по ходу путешествия (до этого момента в компьютерных играх вы либо всё время ходили в одиночку, либо создавали группу на старте). В итоге в 1997 году, выпустив 9 успешных игр в серии, Ричард Гэрриот совместно с издательством Electronic Arts запускает Ultima Online, которая вошла в историю, как первая коммерчески успешная MMORPG.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Dungeon Master – первая CRPG в реальном времени

В 1982 году вышла первая консольная ролевая игра Dragonstomper для Atari 2600, которая, к сожалению, больше ничем не выделилась. В 1986 году японская студия Chunsoft выпускает для приставки Nintendo NES игру Dragon Quest – первый представитель поджанра JRPG (японская ролевая игра). Однако она была не так популярна среди западных, как Final Fantasy 1987 года, которая стала основой целой серии игр, живущей до сих пор (впрочем, как и Dragon Quest). Но главный прорыв 87-го года – это, безусловно, Dungeon Master от FTL Games. Данная игра является первой компьютерной ролевой игрой в реальном времени.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Изометрия в Pool of Radiance

А вот 1988 год отличился особенно. Во-первых, на свет появляется Pool of Radiance от Sierra Entertainment. Это первая RPG с изометрическим видом, выпущенная к тому же с благословения создателей правил Advanced Dungeons & Dragons. В ней можно было выбирать тон разговора, например, «угрожающий» или «дипломатичный». Появилась возможность отдыхать прямо в подземелье, создавать персонажей, принадлежащих одновременно нескольким классам. Pool of Radiance послужила началом целой коллекции игр Golden Box, созданных на одном движке. Одной из игр «Золотой коробки» была первая графическая многопользовательская RPG Neverwinter Nights (1991 года), распространяемая в сети интернет-провайдера AOL (крупнейшего в США в те годы). Во-вторых, в 1988 году студия Interplay выпустила первую постапокалиптическую CRPG Wasteland. Она, помимо прочего, является первой успешной RPG, действие которой происходило не в мире фэнтези. Wasteland также входит в число первых игр, в которых NPC-спутники стали полноценными личностями, а не набором числовых характеристик. По сути, каждая RPG, где вместо меча и топора используется пистолет или бластер, обязана своим существованием именно успеху «Пустоши». Спустя около 10 лет после этого Interplay выпустит легендарную Fallout, а затем и Fallout 2 в 1998 году, которая позволяла игроку пройти практически каждую миссию несколькими способами, включая мирные, что в итоге стало важным требованием к компьютерным RPG.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Wasteland доказала, что RPG может быть с автоматом

Начало 90-х годов ознаменовалось первым кризисом в истории CRPG. Новые игры лишь копировали старые механики, а мир тем временем пополнялся молодыми жанрами, отрывающими от ролевых игр огромные куски аудитории. В 1993 id Software выпускает Doom – игру, которая сделала шутеры от первого лица популярными. В 1994 году появляется Warcraft: Orcs & Humans от Blizzard, которая вознесла жанр стратегий в реальном времени (RTS) на новый уровень. А фанаты RPG получают лишь очередные игры во вселенных Ultima, Wizardry и Golden Box, а также симулятор гладиаторских боёв, который по ходу разработки превратился в RPG, The Elder Scrolls: Arena от Bethesda Softworks. Однако ситуация начала резко меняться во второй половине 90-х. В 1996 году выходит вторая игра во вселенной «Древних свитков» – Daggerfall. The Elder Scrolls II до сих пор входит в пятёрку игр с самым большим миром. В Daggerfall игроку доступно для исследований более 160 тысяч квадратных километров, около 750 тысяч NPC, при этом вы сами решаете куда идти и с кем говорить (для сравнения, в третьей части «Ведьмака», где мы имеем один из самых больших открытых миров, доступно около 55 км²).

История RPG: от настольных игр до космических опер
Небольшой паук из необъятного Daggerfall

После этого компьютерные RPG начинают эволюционировать и распадаться на множество поджанров, вбирая в себя черты других игр. Так, в 1996 году студия Blizzard объединила ролевую составляющую с бесконечным зубодробительным экшеном, получив на выходе легендарную ныне игру Diablo, которая окончательно сформировала жанр ARPG (action role-playing game). В 1998 году студия BioWare объединила тактическую RPG с возможностью управлять отрядом в реальном времени, выпустив Baldur's Gate – эталон изометрических ролевых игр. Игра основывалась на правилах Advanced Dungeons & Dragons 2-й редакции и стала поистине «игрой мечты» для любителей компьютерных RPG того времени. Интересно, что даже в наше время некоторые издания называют Baldur's Gate самой важной компьютерной D&D игрой в истории.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Самая страшная комната в Diablo

Компания Black Isle, которая помогла BioWare с изданием Baldur's Gate, в 1999 году воспользовалась движком этой игры Infinity Engine для создания собственной RPG – Planescape: Torment. Данным творением разработчикам удалось вернуть «ролевой» элемент в ролевые игры. До этого в партийных CRPG не было как такового главного героя (за исключением Ultima и The Elder Scrolls). Здесь же игроку преподнесли историю конкретной личности, которую он мог повернуть в ту или иную сторону благодаря доступным выборам и моральным решениям. Вы сами определяли характер своего персонажа, а ваши выборы отражались в игре по мере продвижения по сюжету. Именно Planescape: Torment внесла в жанр возможность вступать в романтические отношения со спутниками.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Planescape: Torment: Enhanced Edition

В 2000 году выходит духовный наследник System Shock игра Deus Ex, которая объединила шутер от первого лица с ролевой составляющей в киберпанк сеттинге. В 2001 году выходит Gothic, в которой камера переместилась за спину главного героя, что часто использовалось в CRPG в дальнейшем. Например, в The Elder Scrolls III: Morrowind, вышедшей в 2002 году, была возможность переключаться между видами «от первого лица» и «от третьего лица». Однако, не это сделало третью часть «Древних свитков» легендарной, а проработанная вселенная. В Morrowind отдельные населённые пункты с собственными политическими, религиозными и этническими конфликтами, множество различных организаций и задания складывались в цельный мир со сквозным сюжетом.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Уникальная флора и фауна The Elder Scrolls III: Morrowind

Но главная заслуга первого десятилетия XXI века в разрезе компьютерных ролевых игр – это приближение их к кинематографическим эпикам. Первым шагом на этом пути стал выход в 2003 году Star Wars: Knights of the Old Republic. Эта игра объединила в себе правила D&D d20, джедаев, ситов, роботов, космических искателей приключений из «Звёздных войн» и кинематографические ролики, двигающие сюжет. Студия BioWare уже третий раз за несколько лет выпустила революционную игру (включая переиздание Neverwinter Nights 2002 года), а впереди их ждал как минимум ещё один прорыв. Но сначала стоит упомянуть, что в 2004 году после невероятного успеха Warcraft III: Reign of Chaos (2002) и Warcraft III: The Frozen Throne (2003) на свет появляется одна из самых популярных MMORPG, которая до сих пор числится в книге рекордов Гиннеса, World of Warcraft. А в России появляется одна из самых эпических игр, которая объединила в себе пошаговую стратегию, RTS, RPG, аркаду, текстовые квесты и многое другое, «Космические рейнджеры 2: Доминаторы» – продолжение одноименной игры 2002 года.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Star Wars: Knights of the Old Republic

И вот наступает 2007 год. Польская студия CD Projekt RED выпускает первую часть «Ведьмака». Кто-то может со мной не согласиться, но по большому счёту, это была Action/Adventure (приключенческий боевик) с элементами RPG. Именно поэтому я считаю, что для истории компьютерных ролевых игр более важным релизом была космическая опера от BioWare (да-да вот и снова они) Mass Effect. Данная игра не просто добавила кинематографичности в привычные RPG-шутеры, но подарила игрокам незабываемую историю с возможностью влиять на неё своими выборами. А ведь именно в этом и суть ролевых игр, не в прокачке и перетёрке монстров в порошок, а в возможности отыграть определённую роль, в возможности погрузиться в историю, сопереживать персонажам, влюбиться в них и оставить частичку себя в том выдуманном мире. Серия Mass Effect также подарила миру систему импорта важных решений из предыдущих игр.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Самый драматический момент в Mass Effect

После этого каких-либо значимых событий в CRPG уже не случалось. Да, были качественные и хорошие игры, но ничего принципиально нового они в жанр уже не вносили. В 2009 году вышла Dragon Age: Origins (и вы и так знаете, что это BioWare) – большая, глубокая, возможно, до сих пор лучшая в серии (вторая часть вышла в 2011, а Inquisition – в 2014 году). В 2011 поклонникам RPG представили сразу две игры: Deus Ex: Human Revolution (от Eidos Montreal и Square Enix) и The Elder Scrolls V: Skyrim (от Bethesda). В 2012 мир увидел две третьих части. Во-первых, неоднозначно закончилась трилогия Mass Effect. Качественная игра, эпическая история, но странный финал. Во-вторых, Владыка ужаса Диабло вновь заставил собраться героев Санктуария, а Blizzard сделать Diablo III. В 2012, кстати, вышла также игра Dishonored от Bethesda. Она выполнена в стимпанк сеттинге и принадлежит жанру стелс-экшен с элементами RPG. Игроки сами решали, как проходить уровень: пробраться через подземные туннели, пройтись по крышам, используя магические умения Корво, главного героя Dishonored, или же просто вырезать всю охрану на своём пути.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Стелс-экшен Dishonored

В 2014 году Wasteland 2 открыла разработчикам новую возможность, собрав деньги на краудфандинговой платформе Kiсkstarter. Таким же образом появились ностальгическая изометрическая партийная Pillars of Eternity (2015), интересная в плане подачи и возможности побывать в мире, где зло одержало верх Tyranny (2016), духовная наследница Planescape – Torment: Tides of Numenera (2017). Ещё в 2014 году были тактическая ролевая игра про зомби и выживание Dead State, а также суровая история о викингах The Banner Saga, которые также появились благодаря Kiсkstarter. А самое интересное, что в 2014 году вышла также Dungeon of the Endless от Amplitude Studios – смесь Tower defence (башенная защита) и RPG. В 2015 году выходит «Ведьмак 3: Дикая Охота» с одним из лучших открытых миров в современных RPG. Возможно, новый проект CD Projekt RED Cyberpunk 2077 сможет чем-то удивить поклонников компьютерных ролевых игр.

История RPG: от настольных игр до космических опер
Самая ожидаемая RPG на данный момент Cyberpunk 2077

Вот мы и прошли с вами путь от древних настольных игр, вырезанных из костей и камней, до кинематографичных шутеров от первого лица с глобальными сюжетами, любовными линиями и десятками харизматичных персонажей. Ролевые игры повлияли на многие жанры компьютерных игр, породив огромное количество гибридов, таких как Action RPG, тактические RPG, текстовые RPG, стратегии и шутеры с элементами RPG, Tower defence RPG, Roguelike и так далее. Отдельное место в этой истории занимают массовые онлайн-игры, которые объединяют миллионы игроков со всего мира в единое приключение. И именно о MMORPG хотелось бы поговорить в следующий раз. Обязательно пишите комментарии с впечатлениями, дополнениями и пожеланиями. До новых встреч на Trashbox.ru.

Iscorp Iscorp
Автор
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...