test adv
,

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов

Всё началось с простых монохромных гонок на игровых автоматах, а закончилось доминированием Need For Speed

На современном рынке видеоигр гоночные симуляторы пользуются весьма заметной популярностью среди геймеров — жанр уступает разве что ролевым играм и шутерам. Причина востребованности в желании аудитории посидеть в кабине гоночного суперкара и насладиться невероятной скоростью, пусть даже всё это происходит на экране монитора, а не в реальном мире. Вот только зародился жанр никак не с Need For Speed или Forza Motorsport — сначала гоночные симуляторы выглядели совсем не так, как их себе представляет современный пользователь. Всё было куда скромнее как в плане графики, так и в плане геймплея.

Первые гонки были без автомобилей: 1972 — 1973

  • старт и финиш;
  • соревновательный режим;
  • кооператив.

Естественно, как и со всеми остальными видеоиграми, изначально жанр зародился на игровых автоматах, которые в 70-х годах прошлого столетия пользовались невероятной популярностью. Компания Atari, которая сейчас планирует вернуть себе былую славу, в 1972 году выпустила игровой автомат Pong, продав в общей сложности 8 000 экземпляров, а уже через год выпустила новый продукт под названием Space Race — это первый в истории представитель гоночных симуляторов. Экран был монохромный, контроллер в виде джойстика работал лишь в двух направлениях, а механика старта и финиша лишь зарождалась.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Space Race | cachivachemedia.com

Игровой процесс Space Race требовал от геймера уклоняться от астероидов, чтобы не потерять космический корабль, и пролететь определённую дистанцию. Уже тогда разработчики позаботились о кооперативе — можно было играть вдвоём на одном дисплее. То есть, все основные правила жанра были заложены уже тогда: соревновательный режим, скорость, препятствия, условные старт и финиш, возможность сражаться с товарищем за победу.

Примерно в то же время был выпущен игровой автомат Astro Race от единственного на тот конкурента — компании Taito. Геймплей от Space Race почти не отличался, но тут появилась возможность двигать корабль в четырёх направлениях, а не двух. Аудитории очень понравилась возможность соревноваться в скорости и проворности, но, естественно, ракеты и космос не сильно способствовали погружению в жанр. Именно по этой причине разработчики уже через год решили пересадить поклонников за руль автомобиля.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Рекламный постер игрового автомата Astro Race | flyers.arcade-museum.com

Кольцевые гонки и кабина пилота: 1974 — 1976

  • вид сверху и от первого лица;
  • кольцевые гонки;
  • аркадные гонки с разрушениями;
  • цветная графика;
  • тактильная отдача.

В Atari решили сделать ход конём — в 1974 году они представили кольцевую гонку Gran Trak 10 с видом сверху, где гоночный автомобиль представлял собой прямоугольник из светящихся точек с конусом впереди, а трасса была представлена аналогичными точками на экране. Чтобы это всё хоть как-то напоминало реальную гонку, к автомату был прикручен настоящий руль из автомобиля — этого было предостаточно. У игроков напрочь отпало желание гоняться с астероидами, и все моментально пересели за новый автомат. Аналогично поступил и конкурент — в том же году Taito представили автомат Speed Race с рулём в виде основного элемента управления, но здесь нужно было уклоняться от автомобилей на трассе, а не ездить по кругу.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Gran Trak 10 | alchetron.com

Более того, пока конкурент трудился над хардкорным геймплеем, реализмом и красивой картинкой, в 1976 году Taito выпустила на рынок первую аркадную гонку Crashing Race, в которой не нужно было ставить рекорды времени — здесь нужно было врезаться в автомобили, получая за это очки. Даже два руля реализовали, чтобы можно было играть вместе с товарищем, и аудитории это очень понравилось. Собственно, именно этот игровой автомат и механика аркадных столкновений заложила фундамент для будущих мастодонтов рынка видеоигр.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Рекламный постер игрового автомата Crashing Race | flyers.arcade-museum.com

Но, естественно, аркадная гонка от конкурента даже близко не стояла с игровым автоматом, который Atari и Namco выпустили в том же 1976 году — F-1 буквально разорвала конкурента в клочья. Разработчики отказались от монохромного дисплея в угоду цветной графике, реализовали вид от первого и третьего лица, да и ехал геймер не по прямой, а по самой настоящей кольцевой трассе. Автомат оказался невероятно востребованным, продемонстрировав разработчикам, в каком направлении стоит двигаться. Чуть позже Atari также представила фанатам более простую версию гоночного симулятора с видом от первого лица — Night Driver. От помпезной цветной графики отказались, но геймплей остался тот же, так что автомат тоже поклонникам понравился.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Игровой автомат прорывной F-1 | thespeedtrap.net

В том же 1976 году на рынок гоночных игровых автоматов вышла компания Sega со своей моделью FONZ — геймеру предоставили возможность ездить на мотоцикле, уклоняться от столкновений, а если это всё же не удавалось, то руль вибрировал. Это первый игровой автомат с тактильной отдачей, которая сейчас используется в геймпадах повсеместно. И, что неудивительно, услышав хвалебные отзывы аудитории, Sega начала активнее работать в этом направлении. Особенно производителю в развитии нового жанра помог тот факт, что конкуренты создавали гонки про автомобили, а не про мотоциклы, и конкуренции просто не было.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Первый в истории жанра игровой автомат FONZ с гонками на мотоциклах | warosu.org

Завершать столь урожайный для жанра год должна была гонка Death Race, но всё пошло не по плану. Разработчики представили игровой автомат, в котором гонщику нужно было сбивать виртуальных гремлинов, зарабатывая очки, вот только выглядело всё так, как будто игрока мотивируют сбивать пешеходов. Проект вызвал волну негатива в СМИ, начались протесты, и вскоре Death Race запретили.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Death Race | изображение от museumofplay.org

Первый шаг в сторону 3D: 1977 — 1979

  • реальные авто;
  • заканчивающееся топливо;
  • 3D-гонка.

В начале 1977 года Atari выпустила ещё один игровой автомат с гоночным симулятором Super Bug — игрок управлял жёлтым Volkswagen Beetle, гоняя по постоянно меняющейся карте. Ничем особенно примечательным проект похвастаться не смог, но это первый случай в индустрии, когда в гонке появился реальный автомобиль. Примерно в это же время Sega решила закрепить доминирующую позицию с мотоциклами, выпустив гонку Twin Course T.T. — это, фактически, та же FONZ, только у игрового автомата было уже два руля и можно было соревноваться с друзьями.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Игровой автомат Twin Course T.T., создан для кооперативных заездов | senscritique.com

Далее, в 1978 году Atari решила сделать шаг назад в плане графики, но привнесла в жанр совершенно новые механики — игра Fire Truck удивила наличием топлива у пожарной машины, необходимостью избегать столкновений с препятствиями на обочинах и лужами масла, которые необходимо было объезжать. Но настоящий прорыв состоялся в 1979 году, когда Kasco выпустила в свет The Driver. Пока все разработчики старались удивить качественной картинкой, программисты этой компании решили использовать киноплёнку в качестве подложки, а игроку нужно было лишь вовремя выполнять необходимые действия. Уже тогда, в 1979 году, разработчики реализовали Quick Time Event, которыми теперь изобилует рынок видеоигр.

Геймплей The Driver

Более того, в том же году рынок увидел первую трёхмерную гонку — Speed Freak. Конечно, задний план игры был полностью чёрным, трасса была представлена белыми полосами, а автомобили состояли из «каркаса» без текстур, но они были объёмными. При учёте повального числа «плоских» игр, этот релиз действительно выделился, опередив своё время и собрав множество различных наград. Но, к сожалению, открыть эру трёхмерных релизов Speed Freak было не суждено — мощности железа тогдашним компьютерам всё ещё не хватало.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Первая 3D-гонка выглядела так | pctuning.tyden.cz

Цветная графика, музыка, ралли и 3D: 1980 — 1989

  • раллийные гонки;
  • преобладание цветной графики;
  • фоновая музыка;
  • объёмные автомобили;
  • тюнинг.

Начало 80-х годов ознаменовалось новыми более продвинутыми гоночными симуляторами, но от объёмных карт и автомобилей пока что пришлось отказаться. В 1980 году, например, была представлена довольно простенькая в графическом плане Rally-X, которая обзавелась прокруткой карты, полноценным радаром с отображением авто на трассе и фоновой музыкой. Да, ранее геймеры наслаждались заездами в тишине, теперь же погружение в виртуальный мир обеспечивалось ещё и аудиосоставляющей.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей Rally-X (анимация доступна по нажатию) | indieretronews.com

Через год Sega доказала, что умеет делать гонки не только про мотоциклы — в 1981 году в релиз отправился игровой автомат Turbo, который моментально привлёк к себе внимание цветной картинкой. Для того времени это был настоящий прорыв, ведь большинство игровых новинок при всей своей технологичности могли похвастаться лишь монохромным изображением.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Sega Turbo | boardgamegeek.com

Но действительно весомым событием на рынке гоночных симуляторов стала игра Pole Position, разработанная Namco и выпущенная Atari в США в 1982 году. Именно эта гонка предопределила развитие жанра на десятки лет вперёд — то, что было реализовано тогда, сейчас геймеры видят на своих мониторах, просто графика стала чуть красивее. Впервые в истории жанра разработчики добавили в игру трассы из реального мира, противников на основе искусственного интеллекта, предварительные квалификационные заезды, измерение скорости и временные ограничения при прохождении круга.

Геймплей Pole Position

Естественно, удачные наработки именитой гонки стали использовать и другие разработчики, но им понадобился целый год, чтобы представить нечто достойное. Например, в 1984 году Sega показала GP World — цветной гоночный симулятор, в котором трасса была не нарисованной, а отснятой на плёнку. Кадры подставлялись под игровой процесс, так что геймер гнал на виртуальном болиде по реальным трассам, да и все остальные преимущества Pole Position тоже были скопированы. Данная реализация очень понравилась и геймерам, и конкурентам, которые позже тоже будут использовать оцифрованный видеоряд в качестве трасс.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей GP World | segadoes.com

Например, нечто подобное выпустила компания Taito, но качество видеоряда было на голову хуже того, что показала Sega. Чтобы как-то исправить ситуацию, разработчики компании выпустили Buggy Challenge — первый в истории гоночный симулятор с багги, грунтовым покрытием и условным бездорожьем. До этого никто в эту сторону даже не смотрел — разработчики предпочитали треки «Формулы-1», но геймерам, привыкшим к однообразным кольцевым гонкам, подобное нововведение очень понравилось.

Геймплей Buggy Challenge

Также в 1984 году состоялась первая попытка выпустить гоночный симулятор не для игрового автомата, а для персонального компьютера — гонка Revs была создана для компьютера BBC Micro, но из-за слишком малой мощности разработчику пришлось отказаться от нескольких трасс в пользу одного трека. Виртуальный мир был неплохо проработан (разметка трека, оппоненты, приборная панель болида), но на этом преимущества гонки заканчивались.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Компьютеры BBC Micro | bbc.com

С 1985 по 1989 годы на рынке гоночных симуляторов было относительно спокойно — крупные разработчики экспериментировали с графикой, улучшая 2D-составляющую, тогда как в Out Run от Sega впервые появилась возможность ехать не по единому маршруту, а самостоятельно выбирать путь. В Atari, видимо, оставшись вовсе без идей, решили выпустить RoadBlasters — гонку, в которой нужно было не только ехать, но и стрелять. Нечто схожее в 1988 году представила CBS Sony — в Paris-Dakar Rally Special тоже можно было стрелять, уклоняться от бомбардировки самолётов, даже покидать автомобиль. Но, что неудивительно, стрельба в данном жанре так и не прижилась.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей RoadBlasters | retrogamer.net

Скачок в развитии жанра случился в 1989 году, когда в свет вышло сразу два крупных релиза. Во-первых, Atari выпустила Hard Drivin’ — первую гонку с полноценной трёхмерной графикой, поддержкой обратной связи force feedback и мгновенными повторами при аварии. Игра очень понравилась фанатам за графическую составляющую, приятную вибрацию руля и продвинутый ИИ.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Hard Drivin’ с полноценной приборной панелью | old-games.ru

Во-вторых, в свет вышла гонка Indianapolis 500: The Simulation, которая порадовала геймеров невероятным по тем временам набором особенностей. Разработчики впервые в истории жанра использовали физику и телеметрию для реалистичного поведения автомобиля на трассе, появилась механика поломок и ремонта, а также тюнинг в гараже. К сожалению, несмотря на все преимущества, игра была выпущена с прицелом на персональные компьютеры, которых в то время было не так уж много, так что коммерческим успехом новинка похвастаться не смогла.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей Indianapolis 500: The Simulation | retrogames.cz

В игру вступают Electronic Arts, Sony и Nintendo: 1990 — 1996

  • преобладание консолей и ПК;
  • упор на проработку объектов и автомобилей;
  • реалистичная физика.

В начале 90-х годов игровые приставки и персональные компьютеры стали всё чаще появляться в домах пользователей, постепенно выдавливая с рынка игровые автоматы. Крупные разработчики быстро поняли, куда дует ветер, и начали активно выпускать аркадные гонки для домашнего прохождения. Так, например, на рынке появилась Super Mario Kart для игровой приставки Super Nintendo Entertainment System. Главная особенность гонки была в простоте освоения, возможности мешать противникам и красочной графике с известными аудитории персонажами. Этого хватило, чтобы покорить аудиторию.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей Super Mario Kart | nintendo.ru

Ещё одним знаменательным событием того времени стала игра Daytona USA от Sega, выпущенная в 1993 году — разработчики впервые применили наложение текстур, существенно повысив детализацию изображения и качество графики в целом.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Daytona USA | gerillastudio.com

И пока Sega наслаждалась приличными продажами, Electronic Arts довольно скромно в 1994 году выпустила The Need for Speed — весьма неплохую гонку от студии Pioneer Productions, которая сначала вышла на игровой приставке 3DO, а потом была портирована на PlayStation, Sega Saturn и ПК. В будущем серия станет наиболее популярной в своём жанре, но на тот момент уделать именитых конкурентов с первой же попытки не вышло.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей The Need for Speed | myabandonware.com

Да и сами конкуренты не сидели сложа руки — Sega в 1995 году представила Rally Championship, в которой впервые в истории геймеры ездили не по одному типу покрытия, а по нескольким — был и асфальт, и грязь, и даже гравий. Более того, разработчики порадовали фанатов новой механикой сцепления, которая серьёзно влияла на игровой процесс и управление — в будущем это станет основой всех раллийных гонок современности. И пока Sega шаг за шагом превращала своё творение в хардкорный симулятор, Nintendo выпустила ещё одну аркадную гонку — Mario Kart 64. Удивительно, но несмотря на невероятный контраст между проектами, они оба пользовались повышенным спросом.

Геймплейный трейлер Mario Kart 64

А уже через год, в 1996-м, компания Sony в одно мгновение покорила рынок гоночных симуляторов — в релиз на PlayStation вышла Gran Turismo, удивив не только феноменальной графикой, но и множеством уникальных особенностей. Стоит отметить, что обычно на создание игр у крупных издателей уходил год, тогда как на Gran Turismo Sony потратила четыре года — это, вероятно, и стало причиной успеха. Проект порадовал механикой тюнинга, режимом карьеры, детализацией виртуального мира, шикарными трассами и качественной отрисовкой автомобилей. Этой серии было суждено стать флагманом Sony и второй по популярности гоночной франшизой в истории (после Need for Speed).

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Gran Turismo | pushsquare.com

Эра игровых автоматов подходит к концу: 1997 — 2005

  • открытый мир;
  • реалистичные повреждения авто.

Если в 70-х годах пользователи не могли и мечтать о запуске видеоигр на своих компьютерах, то ближе к концу двадцатого столетия это стало вполне возможно. ПК обзавелись приличной мощностью, не только догнав, но и оставив позади игровые автоматы, а дискретные графические ускорители лишь закрепили это превосходство. Эра игровых автоматов довольно резко оборвалась, уступив новому рынку персональных компьютеров — и в лидерах остались те компании, которые вовремя поняли, что кидать монетки в автомат геймеры уже не желают.

К примеру, Electronic Arts начала с завидным постоянством выпускать новые части Need for Speed — свежую гонку франшизы выпускали каждый год начиная с 1997-го (лишь два раза разработчикам понадобилось взять окно в год). А в 1998-м году британская студия Codemasters выпустила раллийную гонку Colin McRae Rally, которая порадовала фанатов физикой, графикой и детализацией как автомобилей, так и гонщиков. Впоследствии данная серия трансформируется в DiRT — одну из самых реалистичных раллийных гонок современности.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей Colin McRae Rally | pcgamesdatabase.de

А вот бывшие лидеры рынка, которые ранее успешно продавали игровые автоматы, гонку в жанре успешно проиграли. В Sega решили сделать упор на графику и выпустили Daytona USA 2 с первой в истории жанра реалистичной механикой столкновений авто. Но тягаться с конкурентами игра не могла, а одного бонуса явно было недостаточно. В 1999 году Sega показала миру Crazy Taxi — первую гонку с открытым миром, по которому можно было спокойно передвигаться. Покорить аудиторию игрой про таксиста было невозможно, но идея открытого мира в данном жанре понравилась многим разработчикам.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей Crazy Taxi — первой гонки с открытым миром | store.steampowered.com

В 2000 году в релиз отправилась Midnight Club: Street Racing от студии, которая позже стала Rockstar San Diego. Главная особенность игры была именно в открытом мире — гонщику нужно было добираться до контрольных точек любыми путями, а от стандартного трека авторы отказались. Удивительно, но несмотря на невероятное развитие гонок на ПК и консолях, в продажу продолжали поступать игровые автоматы с довольно примитивной графикой и геймплеем, которые в Азии и США даже пользовались спросом.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Midnight Club: Street Racing с продвинутым освещением и открытым миром | xTimelessGaming

Добить автоматы пришлось Electronic Arts — издатель представил сначала Need for Speed: Underground и Need for Speed: Underground II, а затем, в 2005 году, выпустил Need for Speed: Most Wanted, которую по сей день многие геймеры считают лучшей в истории, особенно стоит отметить отменный режим погонь от полицейских, в котором геймеру нужно было ездить не от старта к финишу, а уходить от преследования. В тот же год на рынок вышла Forza Motorsport — игра от Microsoft, создаваемая специально для Xbox. Разработчики сделали ставку на реалистичность физики, красивую графику и детальную прорисовку автомобилей, чем и заслужили любовь аудитории — за пять лет Microsoft продала более 10 миллионов копий гонки.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
Геймплей Forza Motorsport | Paragleiber (Gleiber)

Отдельного упоминания достойна франшиза FlatOut, которая показала себя в 2004 году, — тягаться с Sony, Microsoft и EA за рынок аркадных гонок было тяжело, так что разработчики из Bugbear Entertainment пошли другим путём, вспомнив успех Crashing Race. Они представили гонку, в которой большая часть геймплея основывалась на физике повреждений, столкновений и полётах водителя. Пока другие студии берегли игрока, во FlatOut можно было вылететь через лобовое стекло, врезаться в дерево, а потом вернуться на трассу. Даже отдельный режим игры был, где нужно было водителем сбивать кегли или целиться в карты.

Легендарные игры, изменившие жанр гонок: история гоночных симуляторов
FlatOut | store.steampowered.com

Вплоть до наших дней

В дальнейшем разработчики крупных франшиз занимались активным улучшением графики, которая от года к году становилась лишь красивее, улучшением физики, разработкой новых движков, реализацией мультиплеера и даже сюжетными линиями. Основной же фундамент, правила игры, механики и особенности жанра были заложены ещё в 70-80-х годах прошлого столетия, а все известные современные релизы являются лишь их красивыми версиями. Достаточно посмотреть, например, на Indianapolis 500: The Simulation и любую свежую Need For Speed — разница лишь в графике, физике и более гибком тюнинге, которые в те времена банально были недоступны. Никаких кардинальных перемен с тех времён не произошло.

Те же компании, которые решили не переходить от игровых автоматов к ПК и консолям, погибли ещё в начале XXI века, хотя ещё 30 лет назад они были мастодонтами данного рынка.

Игры, которые изменили жанр гоночных симуляторов

Рынок видеоигр повидал массу интересных гоночных симуляторов, которые в той или иной степени повлияли на его развитие. Но есть релизы, которые сформировали жанр таким, каким мы его привыкли видеть на сегодняшний день.

Важнейшие для жанра игры:

  • Gran Trak 10 — первая кольцевая гонка;
  • F-1 — первая цветная гонка;
  • Super Bug — первая гонка с использованием реальной модели авто;
  • The Driver — первая гонка с механикой Quick Time Event;
  • Speed Freak — первая 3D-гонка;
  • Pole Position — трассы из реального мира, ИИ, измерение скорости;
  • Buggy Challenge — первая гонка по бездорожью;
  • Hard Drivin’ — вибрация руля;
  • Indianapolis 500: The Simulation — первая гонка с тюнингом;
  • Crazy Taxi — открытый мир в гонках;
  • FlatOut — продвинутое повреждение авто.

Последнее изменение:
 
winnizpooh
winnizpooh, 21 января 2021 - 21:40   (...)
Первые гонки были без автомобилей: 1972 — 1973 далеко назад в прошлое занесло однако
Ответить
ForBox
ForBox , 22 января 2021 - 06:53   (...)
NF MW это конечно был прорыв
Ответить
ForBox
ForBox , 22 января 2021 - 06:54   (...)
NFS*
Ответить
voloshinvlad
voloshinvlad, 22 января 2021 - 09:08   (...)
Странно, что после неё прорывов у EA больше не было даже близко
Ответить
dmitriysnitko97
dmitriysnitko97, 27 января 2021 - 10:46   (...)
Потому что сейчас есть практически всё и фуррор уже создать тяжелее.
Ответить
voloshinvlad
voloshinvlad, 27 января 2021 - 11:03   (...)
Да почему, постоянно что-то яркое на рынке происходит, просто это «яркое» создают не мастодонты рынка, а небольшие студии
Ответить
andbna
andbna , 26 января 2021 - 14:33   (...)
Смотришь на прошлое и думаешь:«Как же это всё убого выглядело», а потом заходит мысль в голову:«А лет через 30-50 кто то будет думать тоже самое про сегодня».
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием