adblock check

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён

Двигатели внутреннего сгорания уже кажутся приветом из прошлого, поэтому сложно представить, какой «налёт» ретро на паровом транспорте.

Пока в сети продолжаются споры между адептами двигателей внутреннего сгорания и энтузиастами электрической тяги, инженеры-любители из России строят паровые транспортные средства, работающие — условно — на дровах, прямо у себя в гараже. Тоже видели паровой мотоцикл от нашего энтузиаста на YouTube?! Именно он натолкнул меня на мысль вернуться на пару веков назад и копнуть в историю транспортных средств на паровой тяге, остановившись на ключевых моделях — для этого материала выбрал только самые интересные.

Паровая телега Кюньо (1769)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: AutoHistory

Для начала важно обозначить первое транспортное средство с паровым двигателем. Им считается паровая телега Жозефа Куньо. Трёхколёсную повозку первоначально планировалось использовать для перевозки артиллерийских снарядов, а также пушек. Во время проектирования чудо-машины возникла одна трудность — штоки поршней парового агрегата обязательно должны были располагаться параллельно оси движения транспортного средства даже во время поворота. Именно поэтому двигатель пришлось расположить на переднем колесе. Вместе с топливом его вес переваливал за тонну, поэтому управлять повозкой, в лучшем случае, могли минимум два человека. Без дозаправки эта громадина могла проехать около километра, а максимальная скорость машины не превышала 4–4,5 км/час. Впрочем, несмотря на настолько скромные показатели, транспортное средство считалось прорывом.

Паровая амфибия Эванса (1804)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: AutoCenter

Именно эта повозка на паровой тяге оказалась первым подобным транспортным средством на территории США. Пока в Европе уже вовсю пробовали разные варианты использования подобных машин, за океаном технологии сильно задерживались. Впрочем, у Оливера Эванса, который и представил это чудо техники на местном рынке, в рукаве был один важный козырь: его транспортное средство представляло собой амфибию — оно могло перемещаться не только по земле, но и по воде. В принципе, сама по себе «повозка» больше всего напоминала именно лодку. Колёса для движения по суше размещались в нижней части корпуса — с помощью парового двигателя в движение приводилась только одна пара из двух. Более того, он же был подключён к гребному колесу. По задумке, амфибия должна была использоваться для чистки рек и работ в доках Филадельфии.

▶︎ Факт: габариты этого транспортного средства были действительно невероятными — одна только длина составляла 9 метров. Более того, удивлял и вес посудины — целых 15 тонн.

Паровая повозка Хэнкока (1833)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: AutoCenter

В начале позапрошлого века был запрос на паровые повозки не только для промышленного сектора и транспортировки грузов, но и для перевозки пассажиров. Вполне себе востребованным вариантом оказалась модель Вальтера Хэнкока — омнибус Enterprise. Его маршрут пролегал от Лондонской стены до Пэддингтона. У транспортного средства была интересная особенность с отсылкой на современные системы помощи при вождении. Речь о фиксаторе руля, который был необходим на ровных участках трассы. При его активации не нужно было держаться за «баранку», в которую лихо «тарабанили» все неровности дорог первой половины XIX века. Максимальная скорость повозки составляла 32 км/час, а запас хода «маршрутки» превышал 16 километров. Жаль, из-за слишком плохих дорог развитие машины Хэнкока заглохло.

Паровой велосипед Роупера (1867)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: «Мир знаний»

К концу XIX века инженеры-энтузиасты поняли, что двигатели на паровой тяге пригодны и для самых компактных транспортных средств — даже для двухколёсных. Сильвестр Говард Роупер разместил под сиденьем двухцилиндровый агрегат, который крепился к раме пружинами. Пар выходил из специальной трубы за сиденьем, а под ним располагался резервуар с водой. Чтобы ускориться, нужно было повернуть специальную ручку на руле — если проделать эту же операцию в другую сторону, активировалось торможение. На выставках чудо инженерной мысли удивляло посетителей, но на дорогах общего пользования оно их только пугало.

▶︎ Факт: когда Сильвестр ездил по городу на одном из своих изобретений, его остановили полицейские и отправили в тюрьму. Впрочем, после изучения законодательной базы того времени они быстро поняли, что нормативных актов, по которым его можно было бы привлечь к ответственности, попросту нет.

Российский локомобиль «Дукс» (1902)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: Bonhams

В начале XX века тема паровых двигателей была вполне себе востребованной и в России. Тем более, подобные агрегаты казались более современными, чем электрические или бензиновые. Они были более тихими и быстрыми, поэтому на них акцентировали повышенное внимание. Производством самых разных моделей в дореволюционной России занималась компания «Дукс». В её ассортименте были самые разные повозки с двигателями от 6 до 40 лошадиных сил. Более того, инженеры даже выпускали спортивные экземпляры, которые можно было разогнать вплоть до 140 км/час. Жаль, Юлию Меллеру, главному инженеру «Дукса», работать с наземным транспортом очень быстро надоело, поэтому он перешёл в авиаиндустрию.

Model B братьев Доблов (1910)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: Bonhams

Паромобили Абнера и Джона Доблов считались революционными, потому что выглядели под стать современным автомобилям. Первым массовым экземпляром братьев стала Model B, уникальным элементом которой был радиатор для отработанного пара. 90 литров воды без этого элемента ранее хватало на 150 километров, но вместе с ним удалось добиться дистанции 1500–2000. Конечно же, настолько революционный экземпляр не мог не привлечь внимание общественности. Тем более, он и выглядел очень достойно, поэтому оказался максимально желанным. После сложных переговоров с инвесторами Доблам удалось привлечь около 200 тысяч долларов, которые легли в уставной фонд компании General Engineering.

▶︎ Факт: одной из самых сложных задач, с которой длительное время не могли разобраться братья Доблы, оказался автоматический розжиг системы. Первоначально нужно было банально разводить огонь под бойлером, который накапливал пар и забрасывал его дальше под давлением.

Doble-Detroit братьев Доблов (1917)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: Calisphere

Систему автоматического розжига братьев Доблов первым получила модель Doble-Detroit. Её придумал Джон, который лучше разбирался в инженерной части. Керосин под давлением проходил через карбюратор и поджигался с помощью специальной свечи. Горящая смесь шла в камеру сгорания, которая нагревал воду в котле. На запуск системы требовалось полторы минуты — в других автомобилях для этого нужно было потратить не меньше 20–30. Модель Doble-Detroit представили на автомобильной выставке в Нью-Йорке. Посетителей очень привлёк огромный запас хода и быстрый запуск — братья собрали больше пяти тысяч предзаказов. Впрочем, из-за начала войны и семейных разногласий производство модели остановилось.

Stanley Rocket братьев Стенли (1906)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: Science Focus Magazine

Братья Стенли обратили внимание на паровые автомобили задолго до Доблов. Впрочем, они не занимались гражданскими транспортными средствами, а сосредоточились на спортивных моделях. Одной из них оказалась «повозка» Stanley Rocket, которую пилотировал экстремальный гонщик Фред Марриотт. Чтобы добиться максимальной скорости, выбрали пляж Ормонд во Флориде недалеко от Дайтоны. На первых испытаниях удалось развить скорость больше 200 км/час — настолько же быстро до этого не ездил никто. Следующим рубежом должна была стать отметка в 300 км/час, но во время испытаний машина налетела на кочку — её перевернуло и разнесло в щепки по всему полигону.

▶︎ Факт: модель Stenley Rocket очень долго официально считалась самым быстрым транспортным средством на паровой тяге — больше века. Впрочем, ещё в 1985-м рекорд был побит Бобом Барбером на машине Barber-Nichols: скорость превысила 230 км/час. Но официальную фиксацию он не прошёл, поэтому остался без внимания.

Model E братьев Доблов (1924)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: Science Focus Magazine

Одним из последних транспортных средств на паровой тяге Доблов стала Model E, которая могла разогнаться до 160 км/час и заводилась приблизительно за 20 секунд. В создании этого чуда техники приняли участие двое других братьев в семье инженеров: Билл и Уорен. Они учредили новую компанию Doble Steam Motors, которая привезла свою первую разработку на выставку в Нью-Йорк. Автомобиль был чем-то невероятным и поразил как общественность, так и специалистов. Впрочем, для его постройки нужны были только самые технологичные комплектующие, а сама по себе конструкция была максимально сложной, что ещё сильнее повышало и без того немалую стоимость. Именно поэтому успешным проект в конечном итоге так и не стал.

Сверхскоростной Inspiration (2009)

На «дровах» быстрее 220 км/ч: вписавшийся в историю паровой транспорт всех времён
Источник: The National Motor Museum

Из-за того, что паровые двигатели давно никто не развивает, официальный рекорд скорости Stanley Rocket продержался вплоть до 2009-го. В августе этого года его побил Inspiration — болид, который напоминал военный истребитель. Даже удивительно, что он приводился в движение именно благодаря пару. Суперкар оснастили дюжиной эффективных бойлеров, которые нагнетали давление в пару турбин. Именно благодаря им удалось установить новый рекорд — 225 км/час.

▶︎ Факт: сложно сказать, что событие преодоление рекорда на американской авиабазе «Эдвардс» в Калифорнии широко освещалось. Более того, некоторые посчитали его не более чем фарсом, ведь сегодня с указанной скоростью может ехать даже самый обыкновенный автомобиль на базе двигателя внутреннего сгорания.

kirrrmorozovvv
Пользователь
Автомобили Автомобили
11,2K участников
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...