Сегодня Marvel — не просто компания, создающая графические новеллы. Скорее, это один из крупнейших агрегаторов комикс-культуры, являющийся неотъемлемой частью счастливого детства и юности многих из нас. Своя киновселенная, супергерои и суперзлодеи, истории настоящей дружбы и подлого предательства — всё это корпорация создаёт для нас уже не одно десятилетие. Сегодня мы разберёмся, как всё начиналось, и проследим её жизненный путь от первых комиксов до мировых блокбастеров.
Первые годы жизни компании: до комиксов от бульварной желтухи
Годом зарождения Marvel можно по праву назвать 1939. Тогда американский издатель по имени Мартин Гудмен захотел превратить несколько своих компаний в одну — он назвал её Timely Comics. В то время он в основном занимался разработкой pulp-журналов — недорогих регулярных газетёнок, в которых публиковались скандальные истории, сентиментальные рассказы и прочее бульварное чтиво. Само слово «pulp» означало дешёвую бумагу из вторсырья — самый доступный на тот момент материал, подходящий для нанесения типографской краски.
Как раз в это время популярность комиксов только начинала расти, а на рынке уже появились первые графические рассказы о Супермене и прочих героях, впоследствии вошедших во вселенную DC Comics. Гудмен был предприимчивым человеком, обладающим акульей бизнес-хваткой. Поэтому он обратил внимание на эту быстрорастущую нишу, и в скором времени в Timely Comics появилось новое лицо — Джо Саймон, который стал её главным редактором.
Именно под руководством Саймона художники Карл Бургос и Билл Эверетт придумали и разработали первый комикс, который был датирован октябрём 1939 года. Главными героями Marvel Comics #1 стали Человек-Факел и Немор-Подводник. Первый тираж в 80 000 экземпляров раскупили так быстро, что уже через месяц Гудман был вынужден выпустить вторую партию. Так и началось становление Marvel как одного из самых крупных супергеройских издательств.
Пока Человек-Факел сражался с противниками на бумажных страницах, в реальном мире начиналась Вторая Мировая Война, и Гитлер совершил нападение на Польшу. Да, Соединённые Штаты были далеко от этих событий, но даже у обычных горожан, не говоря уже о политиках, было явное чувство грядущей катастрофы.
Жестокие европейские диктаторы и милитаристы из Японии были не только влиятельными личностями, но и готовыми образами для злых антигероев. Их главными чертами оказались жажда власти, могущество и разрушительная сила, сметающая всё на своём пути. Дело оставалось за малым — придумать супергероя, который не только победит всех плохих, но и даст читателям надежду на светлое будущее, торжество добра и мирное небо над головой.
Так появился Капитан Америка. Впервые о нём упоминается в выпуске Captain America Comics #1, датированном 1941 годом. Конечно, явной целью его создания было поднятие патриотического духа граждан, ведь в условиях накалённой политической обстановки в мире все понимали — грядут тяжёлые для страны времена.
Капитан Америка представлял собой очеловеченную пропаганду, но тогда именно этого и требовала ситуация. Его звёздно-полосатые костюм и щит, как и весь образ, были полной собственностью американского правительства, а сама идея персонажа вполне соответствовала военному времени. Концепция заключалась в том, что без костюма Капитан Америка мог быть кем угодно — строителем, врачом или продавцом овощей. Но надевая свою сине-бело-красную униформу, он становился национальным героем — оружием Соединённых Штатов, всегда готовым к ответному удару. По сути, комиксы про этого супергероя воспитывали в американских читателях чувство собственной значимости для страны и готовность всегда прийти ей на помощь.
В довольно короткие сроки Капитан Америка стал безумно популярным персонажем. Миллионы выпусков комиксов о нём были отправлены в другие страны и даже на линии фронта. Журналы о супергерое-воителе любили все — от солдат до их оставленных в тылу детей. Персонаж, олицетворяющий собой саму Америку, крушил нацистов, японцев, итальянцев, да и вообще всех, кто попадал под категорию «плохой». Это давало читателям надежду на то, что светлая полоса обязательно наступит, а храбрые солдаты этому только поспособствуют. Успех Капитана Америки затмил собой даже культового в те времена Супермена.
Тогда в Timely Comics пришли ещё двое новых сотрудников. Одним из них был обожающий книги семнадцатилетний подросток из семьи еврейских иммигрантов. Парень по имени Стэнли Мартин Либер занял в издательстве должность автора, а позже взял себе псевдоним Стэн Ли. Вместе с ним на работу приняли Джека Керби, и именно из-под пера этих двух гениев и вышли в дальнейшем все самые культовые и каноничные персонажи Marvel.
В 1944 году на экраны вышел фильм про Капитана Америку. Несмотря на то, что он картина не имела ничего общего с комиксами, зрители восприняли её с теплотой и интересом.
Трудности подросткового возраста: спад популярности после войны
Успех издательства в военные годы был ошеломительным, но после победы над Германией и Японией читатели заметно охладели к супергероям-воинам. Уставшие от настоящих сражений, американцы не хотели сталкиваться с ними ещё и на страницах комиксов, и в индустрии наступили тёмные времена. Даже самые популярные супергерои вроде Капитана Америки или Человека-Факела больше не были прибыльными.
Но Мартин Гудмен был настоящим бизнесменом и не собирался так просто сдаваться. В конце сороковых он изменил название своей компании на Atlas Comics, и решил идти по уже проверенному конкурентами пути, выпуская детективные, приключенческие и романтические комиксы, а также детские и подростковые журналы. Спустя десять лет Гудмен опять попытался возродить былую славу «великой тройки» героев, но ему это не удалось, и стало понятно, что формат требует изменений.
Американское общество в те годы было настроено радикально против когда-то любимых супергероев, обвиняя их создателей в пропаганде преступности и агрессии. Это послужило толчком к созданию в издательствах стандартов цензурирования, что заметно повлияло на качество комиксов.
Хоть и медленно, но индустрия продолжала развиваться. Именно в эти годы на «нейтральных» графических новеллах оттачивали своё мастерство Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби, впоследствии подарившие нам десятки действительно культовых произведений. В 50-х годах большой популярностью пользовались научные и фантастические фильмы, и Гудмен принял решение ударить именно по этой тематике. Были выпущены серии комиксов «Удивительные миры», «Тревожные истории» и «Мир фэнтези», но и им не удалось выстрелить так же, как когда-то смог Капитан Америка
Настоящее отрочество компании: перерождение издательства
Наступили шестидесятые. Поколение детей войны уже выросло, и его место заняли дети, для которых сражения с нацистами были чем-то вроде страшилки от взрослых. Общий уровень жизни американцев улучшался, и противники графических новелл выражали своё недовольство всё меньше и меньше. Именно тогда, посчитав наступившие времена весьма благоприятными для развития, многие издательства начали возвращать на полки истории о когда-то культовых супергероях.
Само собой, Мартин Гудмен не мог остаться в стороне. Снова переименовав свою компанию (на этот раз она стала называться Marvel Comics) он выпустил в тираж The Fantastic Four #1, где впервые рассказывалось о приключениях Фантастической Четвёрки. В отличие от DC Comics, которые тогда просто вернулись к привычному формату историй про Флеша, Бэтмена и Супермена, Marvel Comics полностью переосмыслила свой продукт.
Именно в это время издательство совершило поистине революционный шаг, превратив супергероев из сверхъестественных и обладающих аномальными силами существ в простых людей. Компания добавила им человечности, тем самым стерев грань между героем и читателем, точно также, как когда-то, будучи ещё Timely Comics, объединяла воинствующего Капитана Америку с теми, кому предстояло отстаивать честь страны в реальной жизни.
Полностью сменив вектор повествования, Marvel Comics показали, что даже сверхлюди могут ругаться, переживать, смеяться и плакать. В первых выпусках они даже были одеты в особые костюмы. Такой подход сделал персонажей одновременно и сложнее и проще. Читатели чувствовали, что новые борцы с несправедливостью такие же, как они — это только увеличивало популярность комиксов.
Примерно в это же время у Marvel Comics открылась и тёмная сторона, а именно плагиат. Главный персонаж Фантастической Четвёрки по имени Мистер Фантастик довольно неприкрыто копировал Пластичного человека, созданного издательством DC Comics. И речь не просто о внешнем сходстве — у героев были одинаковыми семейная история, уровень развития и даже имена жён. В дальнейшем Marvel обвиняли в плагиате ещё не единожды — некоторых популярных персонажей нельзя было назвать их полноценной собственностью.
И всё же любовь публики была так сильна, что компании Мартина Гудмена удалось выйти из затяжного кризиса. Шестидесятые стали важным временем для индустрии — именно тогда издания стали добавлять в свои комиксы научно-технические элементы. Были созданы Халк, Человек-паук, и другие супергерои, получившие свои силы благодаря радиации или генным модификациям. Комиксы стали более продуманными, хотя их идеям всё ещё не хватало реалистичности.
Через год после выхода серии про Фантастическую четвёрку Стэн Ли и Стив Дитко создали одного из самых культовых супергероев всех времён — Человека-паука. Впервые читатели увидели Питера Паркера в 1962 году в выпуске Amazing Fantasy #15, и он тут же обрёл заслуженную популярность. Сама концепция скромного и тихого парня, по случайности получившего суперсилы, позволяющие ему восстановить уличную справедливость, пришлась по душе многим подросткам. Читателям было легко ассоциировать себя с героем, и он стал так популярен, что Marvel пришлось выпустить отдельный комикс о паучьих приключениях под названием Amazing Spider-Man.
Популярность Питера Паркера была так высока, что молодые люди считали его такой же иконой эпохи, как Боб Дилан или Че Гевара. На приключения супергероя обратили своё внимание даже власти Соединённых Штатов — они предложили Стэну Ли интегрировать в паучьи приключения соцрекламу для предотвращения наркомании.
В 1971 году вышли выпуски The Amazing Spider-Man #96-98, где авторы достаточно детально раскрыли моральные и физические проблемы наркотической зависимости. Изначально из-за излишней жёсткости сюжета его хотела запретить комиссия Comics Code Authority, но тогда издательство проявило стойкость, выпустив комикс самостоятельно. И это оказалось правильным решением, ведь его продажи оказались невероятно высокими.
Помимо Человека-паука в те времена родились ещё несколько культовых персонажей вроде Халка и Человека-Муравья, а также своеобразный аналог Брюса Уэйна — Железный человек. Представший перед читателем в 1963 году, Тони Старк боролся со злом с помощью своего ума и различных высокотехнологичных устройств. В том же году были созданы Мстители, которые сразу же получили отдельную сюжетную линию.
Известная компания в зрелом возрасте: конкуренты и не только
Шестидесятые подходили к концу, и в индустрии определились однозначные лидеры — DC и Marvel. Естественно, они жёстко конкурировали, и порой за их сражениями наблюдать было интереснее, чем за нарисованными баталиями. В начале семидесятых случился неожиданный поворот — Джек Кирби, работающий со Стэном Ли над практически всеми персонажами Marvel, заявил о своём переходе в DC Comics. Это привело к сокращению продаж, и компания практически обанкротилась. Благодаря этому её в 1989 году выкупила корпорация MacAndrews and Forbes.
Несмотря на, казалось бы, довольно трудные времена, продукты Marvel начали выходить на телеэкраны. Отдельные экранизации получили Питер Паркер, Халк, Капитан Америка, Фантастическая Четвёрка, Люди Икс и многие другие. Даже истории малоизвестных героев вроде Блейда получили свои киноверсии.
На пороге 90-х издательству в очередной раз пришлось несладко — из него ушли практически все топовые художники. Некоторые из них впоследствии объединились и создали компанию Image Comics. После этого продажи Marvel резко упали, и компания внезапно вступила в партнёрские отношения с DC Comics для разработки совместных выпусков-кроссоверов, повествующих о том, как персонажи разных вселенных сражаются друг с другом.
Двадцать первый век принёс издательству положительную динамику. Доминирование DC наконец перестало ощущаться так явно, а сами Marvel отказались от цензуры ассоциации Comics Code, и это дало им больше свободы самовыражения. После этого мы увидели несколько замечательных кинолент про Человека-паука и Людей Икс, а само издательство присоединилось к медиахолдингу Disney, что позволило ему стать крупнейшим игроком индустрии в наши дни. Сегодня Marvel является практически монополистом в области супергеройского контента — компании принадлежит около 45% рынка.