test adv
,

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

История жизни родоначальников практической космонавтики на нашей Родине

Идет 2019-й год, а космос все так же продолжает быть для нас чем-то чудесным, незыблемым и загадочным. Цели покорения пространства за пределами Земли люди стали ставить еще в Античные времена. Однажды это все-таки удалось сделать, и мы впервые покинули наш родной дом, выйдя в бесконечно темное, покрытое миллиардами звезд пространство. Это был большой шаг для земной цивилизации. В науке произошел невероятный скачок в понимании нашего бытия. Сегодня, на высоте около 400 км, круглые сутки трудится команда Международной Космической Станции.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Благодаря этим по-настоящему смелым людям, мы знаем намного больше о природе космоса. Страной, которая внесла грандиозный и несоизмеримый вклад в развитие космонавтики, осуществив запуск первого искусственного спутника на околоземную орбиту и полет первого человека в космос, является некогда великий Советский Союз. СССР можно бесконечно любить и также ненавидеть, но отрицать заслуги десятков инженеров–конструкторов, ученых, физиков и космонавтов нельзя ни при каких условиях. Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев, Валентин Петрович Глушко — это лишь малая часть людей, которые работали на создание будущего, ставшего нашим с вами настоящим. Имена и фамилии этих людей, я считаю, должен знать каждый.

Через призму биографий людей, внесших неизмеримый вклад в развитие этой удивительной науки, я постараюсь рассказать об общей истории советской космонавтики. То, что историю пишут победители — ложь. Историю на самом деле пишут гении, смельчаки и безумцы.

Константин Эдуардович Циолковский

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Константин Эдуардович родился 18 сентября 1857-го года в Рязанской губернии. Учась в школе Циолковский показывал себя, как талантливы и перспективный физик. Для того чтобы Константин продолжил развиваться в этом направлении, его отец Эдуард Игнатьевич решает отправить сына в Москву для обучения в Высшем техническом училище (ныне МГТУ имени Баумана). По неизвестным причинам Циолковский не поступает в училище, однако решает начать заниматься самообучением: штудируя многотомные энциклопедии и научные статьи. Ежемесячно отец высылал ему по 10-15 рублей и снимал жилье. За три года самостоятельного обучения Циолковский смог изучить университетский курс физики и математики.

Все это время, до своего возвращения домой, Циолковский тратил на еду в месяц от силы один рубль, а все остальные деньги вкладывал в приобретение литературы и специальных научных устройств, которые были для него необходимы. По возвращении в свою родную губернию Циолковский решил начать работать репетитором. Спустя еще какое-то время он решается вплотную заняться теоретической космонавтикой. И в своих научных трудах им было изложено несчетное количество мысленных экспериментов, которые в конечном счете, спустя десятки лет, были воплощены потомками в жизнь. Принципы запуска за пределы Земли ракеты на реактивном двигателе, первый искусственный спутник Земли, правила выхода в открытый космос, схематичные чертежи ракет, и не только были описаны Циолковским задолго до первых опытных проектов по разработке реактивных двигателей и планов по отправке человека в космос.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Без иронии этого человека можно смело назвать провидцем. Юрий Алексеевич Гагарин после того, как впервые побывал в космическом пространстве, подтверждал изменение восприятия окружения и прочие ощущения связанные с невесомостью, которые были описаны Константином Эдуардовичем задолго до этого события.

1896-й год принято считать переломным в его жизни. Тогда Циолковский получил книгу, даже правильнее сказать брошюру, написанную русским изобретателем Александром Петровичем Фёдоровым. Называлась она — «Новый принцип воздухоплавания». В ней Александр Фёдорович описал принцип создания пилотируемой ракеты, предназначенной для полетов за пределами земной атмосферы. По задумке при помощи пара, сжатого воздуха и углекислого газа ракета должна была подниматься на довольно серьезные высоты и при помощи отдельно выведенных двигателей изменять свое положение в пространстве. Когда Константин Эдуардович Циолковский ознакомился с рукописями, он вдохновился и начал активно работать над собственными исследованиями ракет и реактивного движения.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

В ходе упорных трудов им была выведена формула, известная нам ныне как «Формула Циолковского». Даже на сегодняшний день она не утратила свою актуальность — инженеры при проектировании ракет пользуются ей для вычисления конечной скорости летательных аппаратов. Впервые формула была опубликована в 1903-м году в образовательном журнале «Научное обозрение». Благодаря формуле Циолковский также определил тип топлива, которое можно использовать в космических летательных аппаратах — жидкий водород и окислитель в виде сжиженного кислорода. С тех времен общий принцип устройства ракет особо не изменился.

После обретения славы Циолковский не раз признавался в том, что для него рукопись Александра Фёдорова была как яблоко упавшее на голову Ньютону. Что примечательно, оба ученых совершили научную революцию — один открыл принцип земного притяжения, а другой проложил путь исследователям, мечтавшим познать космос.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Последователи Циолковского появились во всем мире. В Соединенных Штатах — это был американский ученый Роберт Годдард. Он был вдохновлен идеями Циолковского и в конечном счете создал первую в истории реактивную ракету. Его ранние опытные модели ракет поднимались на высоту до нескольких десятков метров, а вот более поздние могли достигать уже двух-трех километров.

В Германии популяризатором космонавтики стал Герман Оберт. В детстве он вдохновился романом Жюля Верна «На ракете до Луны» и все юношество жил этой идеей. Ему было известно, что для межпланетных путешествий требуется преодоление рубежа скорости в 11 километров в секунду, то есть преодоление второй космической скорости. В романе описывался фантазийный принцип, по которому автор предполагал, что для отправки путешественников на Луну необходимо создать специальную трубу, подобие пушки, которое будет вдоволь заполнено порохом, а над ним будет находится полый конусовидный заряд.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

А в нем будут находится смельчаки решившиеся на экстремальное путешествие. Оберт понимал опасность и невозможность создания опытного проекта «Колумбиады», предназначенной для путешествия на Луну. В конечном счете он пришел к тому же выводу, что и Циолковский — для путешествий за пределы земной атмосферы требуются ракеты, работающие на жидкостно-топливном двигателе. К 1912-му году Оберт самостоятельно вывел формулу, в которой описывал основной принцип проектирования ракет. Тоже самое вывел Циолковский за десять лет до Оберта.

Через 12 лет, в 1924-м году, один из учеников Германа Оберта перевел рукописи Циолковского на немецкий язык и подарил ему. Тогда Оберт впервые познакомился с трудами своего иностранного коллеги.

ГИРД

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

На нашей же родине первенцами в практическом ракетостроении стали Фридрих Артурович Цандер и Сергей Павлович Королев.

На базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) в 1931-м году Королев и Цандер организовал команду, занимавшуюся исследованием реактивного движения — ГИРД (Группа исследователей реактивного движения). Участники группы, в шутку, придумали свой вариант расшифровки аббревиатуры — (Группа инженеров работающих даром). Фактически так и было. Члены команды ГИРД трудились над своими проектами в свободное от работы время на чистом энтузиазме. На первых порах никаких денег эти люди, изменившие историю не получали. На фотографии вы можете увидеть первых членов команды во главе с самим Сергеем Павловичем Королевым.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Ими был создан ракетный двигатель ОР-2, в соответствии с чертежами Фридриха Артуровича Цандера. ОР-2 был предназначен для использования в ракетоплане РП-1, главным конструктором которого выступил Борис Иванович Черановский. При первых испытаниях двигатель, к сожалению, подвергался саморазрушению. В дальнейшем учениками Цандера двигатель был доработан, а в качестве топлива стал использоваться этиловый спирт, так как он производит при горении меньшую температуру. Облицовка стала изготовляться из огнеупорной керамики.

Еще одним довольно крупным проектом над которым работала команда ГИРД, была ракета ВР-190. Кроме самой ВР-190, разрабатывались и способы отправки человека в космос по баллистической траектории. Любители теорий заговора утверждают, что во время работы над проектом, запуск первых людей произошел еще 1950-х годах. Однако никаких официальных документальных подтверждений существованию «нулевых» космонавтов нет. Просмотрев несколько страниц форума, посвященного этой версии я пришел к выводу, что аргументы в сторону теории слишком «притянуты за уши». Так как ни в каких архивах совсем нет упоминаний участников экспериментальных полетов. А с учетом того, что на данный момент практически все архивы советского союза рассекречены, можно прийти к выводу, что эта легенда является лишь результатом воображения конспирологов. Изначально эта теория появилась в итальянской прессе и, как мне кажется, возможно, легенда о «нулевых» космонавтах является лишь одним из порождений холодной войны. Так как информация довольно провокационная и потенциально может способствовать возникновению протестных настроений среди граждан… Давайте отойдем от обсуждения этого факта и примкнем к реальным данным, которые относятся непосредственно к нашей истории.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

В соответствии с реальным секретным постановлением правительства СССР, 1946-й год является годом начала активных работ в ракетной отрасли, так как в этом году все документы и материалы проекта ВР-190 были доложены Иосифу Виссарионовичу Сталину. Тот ответил резолюцией, что он и правительство заинтересованы в финансировании такого проекта. До этого Гирдовцы, как они сами себя называли, занимались исключительно разработками военных баллистических ракет под руководством маршала Тухачевского. Но дух авантюризма в молодых людях никак не иссякал. И благодаря тому, что правительство согласилось оказать поддержку, в 1951-м году на высоту больше 100 километров впервые в истории были успешно запущены животные.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Это были две собаки — Цыган и Дезик. После полета, на примере собак, ученые выяснили какие изменения происходят в организме во время полета. При взлете вес тела собак-космонавтов увеличился практически в пять раз, а пульс в четыре раза больше нормы (550 ударов в минуту при норме в 120 ударов в минуту). После того, как ракета поднялась на высоту 101 км, через несколько минут она стала падать. На высоте 7 км, после 15 минут от старта, на отсеке с собаками сработала система парашютов и новоиспеченные астронавты успешно приземлились на землю. Группа исследователей переживала, как никогда раньше. Самые первые, прибывшие к месту падения кабины, искренне обрадовались лаю из герметизированной кабины. Собаки испытали мощнейший шок, однако выжили и в конечном счете с ними все было в порядке. Полет Цыгана и Дезика является грандиозным шагом вперед в истории освоения космоса самими людьми. Благодаря этому ученые точно убедились, что невесомость и перегрузки не могут никак пагубно влиять на живой организм.

Как я сказал в начале главы, ГИРД была основана на базе РНИИ (Реактивного научно-исследовательского института). В РНИИ, кстати, с 1933-го года начал свою работу другой инженер, олицетворяющий нашу отечественную космонавтику — академик Валентин Петрович Глушко.

Валентин Петрович Глушко

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Валентин Петрович родился в Одессе в 1908-м году. Его отец Петр Глушко был военнослужащим, а мать — домохозяйкой. Когда Валентину было всего 13 лет, он прочитал свои первые романы Жюля Верна «С Земли до Луны» и «Вокруг Луны». После этого, будучи еще довольно юным, Валентин решил посвятить всю свою жизнь идее осуществления полетов в космос. Он не мечтал тогда быть космонавтом, как многие из нас в детстве тогда даже не было такого понятия, как «космонавт». Термин появился лишь в 1950-х годах, а одним из первых, кто ввел его в обиход, считается советский журналист и писатель Виктор Сапарин в своей повести «Новая планета».

Валентин понимал: для того чтобы разработать летательный аппарат, на котором можно было бы полететь в космос, важно очень хорошо знать физику и математику. Ради осуществления своей мечты он в школе стал стараться изучать технические предметы и, кстати, получалось это у него довольно успешно. Несмотря на свое «инженерное нутро» в детстве он проявлял талант и к сфере вовсе противоположной — к гуманитарной. В 5-7 лет он интересовался музыкой и игрой на музыкальных инструментах (прямо как и Эйнштейн, ведь тот часто любил прибегать к игре на скрипке, когда у него что-то не получалось). Кроме основной учебы в школе, Глушко начал заниматься чтением научно-популярной литературы по теме астрономии и инженерии. Одной из этих книг были труды Константина Эдуардовича Циолковского. Юноша так был воодушевлен ими, что не побоялся и решил написать письмо своему идейному наставнику. Спустя несколько недель ожидания Валентин Петрович получил ответ. Примерно в этот период его заинтересовала идея создания «ракетоплана» — летательного аппарата, предназначенного для пилотируемых полетов на околоземной орбите и последующего возвращения на стартовую площадку на Земле. Эдакий симбиоз ракеты и самолета.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Деловая переписка в рамках которой будущие коллеги по цеху обменивались опытом продолжалась с 1923-го по 1930-е годы. Так что особо сильное влияние на развитие Глушко оказали не только научные работы Циолковского, но также и он сам. В 1925-м Глушко переезжает в Ленинград для поступления в университет. Учеба продолжалась до 30-х годов, однако уже в 25 лет в 1933-м году Глушко становится руководителем одного из секторов РНИИ, а в 1936-м — главным конструктором ракетных двигателей. В январе специально для оформления этого материала я посетил «Музей космонавтики и ракетостроения имени В.П.Глушко г. Санкт-Петербург». В нем я узнал намного больше про двигатели и проекты к которым был причастен Валентин Петрович, а также увидел их опытные образцы лично.

Валентин Петрович начал свою деятельность в газодинамической лаборатории (ГДЛ). Им был разработан первый жидкостный ракетный двигатель ЖРД-ОРМ вместе с другим двигателем — «ОРМ-1». «ЖРД-ОРМ» был создан для испытаний готовых смесей горючего и окислителей.

В 1931-м году двигатель успешно прошел ряд из 46 испытаний. Кроме системы подачи горючего и окислителя в корпусе был предусмотрен прибор для измерения давления, предохранительные клапаны, набор сопел и электрозажигательная система.

За 1932-й год Валентином Петровичем был разработан ряд экспериментальных двигателей: «ОРМ-4», «ОРМ-5» и «ОРМ-8».

Также им был получен ряд авторских свидетельств и патентов: за разработку прибора для измерения расхода жидкости, топливного бака для реактивного двигателя, реактивного аппарата, самого реактивного двигателя, регистрирующего манометра, способа повышения теплотворной способности топлива и прочего.

1933-й был не менее успешным и продуктивным для Валентина Петровича. За это время им были созданы несколько экспериментальных ракетных двигателей серии «ОРМ». Часть из них была эксплуатационно-пригодной. Они имели уже тягу до трехсот килограмм, что позволяло использовать их в самых настоящих ракетах. «ОРМ-50» и «ОРМ-52» успешно прошли официальные испытания. На те времена эти двигатели были самыми мощными и передовыми среди всех.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры
Авторские свидетельства и патенты

Под руководством Глушко в механических мастерских ГДЛ, располагавшихся на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (здесь сейчас находится Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко), было произведено несколько реактивных ракет серии РЛА (реактивных летательных аппаратов).

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

«РЛА-1» и «РЛА-2» не имели возможности пилотирования, то бишь управления. Однако в «РЛА-3» была реализована система пневматических приводов и сервотяг. Подобное уже использовалось ранее в морских торпедах. Все три ракеты могли взлетать на высоту до 4 километров.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

В проекте была также разработка ракеты «РЛА-100». По задумке благодаря её конструкции РЛА-100 могла подниматься на высоту до 100 километров. В конструкции головной части был предусмотрен отсек парашюта, а также зона с установленными метеорологическими приборами. Грузоподъемность составляла порядка 20 килограмм. Сама ракета весила 400 килограмм. «РЛА-100» послужила качественным прототипом для будущих разработок реактивных ракет в Советском Союзе. Однако когда РНИИ во главе с Валентином Петровичем Глушко в конце 1933-го года сконцентрировались на разработке жидкостных ракетных двигателей, все разработки ракет были переданы в обособленное подразделение разработки ракет. Но, к сожалению, разработки оказались не очень-то и востребованными. Государству было важнее военное оборудование.

Период жесточайших Сталинских Репрессий не смог не затронуть и Валентина Петровича Глушко — Советского инженера с великим потенциалом.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

По тому же делу что и Королева, в ночь на 23-е марта 1938-го года Валентина Петровича арестовали сотрудники НКВД. 25-го марта под насильственным принуждением он написал ложное признание, в котором утверждал, что он участник антисоветской организации. Через несколько месяцев, попав в Бутырскую тюрьму он отказался от сделанного заявления и начал просить пересмотра его уголовного дела. За этой просьбой он писал многим советским партийным деятелям, судьям, и даже самому Сталину. Ответа никто не давал. Через письмо Лаврентию Берия Глушко смог добиться смены следователя. Получить оправдание было крайне сложно. В том же 1938-м комиссариат постановил: «Заключить Валентина Петровича Глушко в исправительной колонии на восемь лет». В 1940-м году Глушко, будучи влиятельным и признанным инженером был переведен на работу в Казанский авиа-технический завод. Там же, в 1942-м году к нему присоединился другой основоположник практической космонавтики в СССР — Сергей Павлович Королев.

В 1944-м году оба инженера были досрочно освобождены. В соответствии с личным указанием Иосифа Сталина, ранее обвиненные лица не подлежали полной реабилитации от знаменитой 58-й статьи, которой были загублены жизни сотен людей от мира науки и культуры. Совместно с Сергеем Павловичем была создана первая межконтинентальная ракета Р-1. Первоначальной задачей была цель изготовить аналог Германской баллистической ракеты Фау-2, но из советских материалов.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Позже было дано указание создать ракету, которая могла бы пролететь 3000 километров. Начав работы в 1948-м году, к 1950-му разработка Королева и Глушко была принята властями СССР на вооружение. В ракете применялся жидкостный ракетный двигатель разработанный Валентином Петровичем. Когда в 1957-м году был запущен первый в истории искусственный спутник земли, началось самое быстрое развитие ракетостроения и космонавтики за все время. Валентин Глушко стал одним из самых авторитетных лиц в Советской инженерии. Им также был инициирован проект по созданию обитаемой лунной станции. Но после неудачных запусков ракеты Н-1 правительство от проекта отказалось.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

На заре своей жизни Валентином Петровичем еще был создан космический корабль «Буран», послуживший прототипом для американских шаттлов. Создание летательного аппарата сочетающего в себе свойства самолета и орбитальной космической станции, было не самой легкой задачей для инженеров. Перед ними встали проблемы заключающиеся в подборе теплоизоляционных материалов и охладительных систем. «Буран» успешно прошел несколько испытаний, в ходе одного из которых он успешно достиг первой космической скорости, совершил несколько витков вокруг земли, после чего приземлился на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур. Это был триумф для Советского Союза. К сожалению, 10 января 1989-го года в возрасте 80-ти лет Валентин Петрович Глушко ушел из жизни. После его смерти разработку проекта никто продолжать не хотел, а после дефолта в 1990-х команда летно-исследовательского института, которая ранее разрабатывала проект была распущена. Перед самым концом своей жизни Валентин Глушко все таки смог исполнить свою детскую мечту — создать «самолет», на котором можно было слетать в космос.

В одном из первых писем, которые Валентин Петрович писал Константину Эдуардовичу Циолковскому, еще будучи школьником, он пообещал:

"…Межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела".

Верность своему обещанию он сохранил до конца своей жизни.

Сергей Павлович Королев

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Родоначальник практической космонавтики на всем постсоветском пространстве родился 12-го января 1907-го года в Житомире. Родители Сергея Павловича были педагогами по образованию. Когда совсем юному Королеву исполнилось 10 лет, в 1917-м году он пошел в первый класс Одесской гимназии, но проучился там совсем не долго. К сожалению, гимназия закрылась. Но благодаря тому, что родители были педагогами на домашнем обучении он смог пройти всю школьную программу. Как и у предыдущих героев материала, интерес Сергея к авиатехнике появился в подростковом возрасте. Реализовать свой потенциал ему удалось во время учебы в специальных инженерных кружках в период с 1922-го по 1924-е годы. В 1924-м Королев поступает в Киевский политехнический институт на факультет строительства авиационной техники.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Однако при появившейся возможности перевестись в Московский высший технический институт имени Баумана (где некогда должен был учиться Циолковский) Сергей Павлович немедля переезжает в Москву и продолжает обучение там. Королев мечтал не только сконструировать летательный аппарат на котором люди смогли бы летать в космос, но и сам на нем полететь. Во время учебы Королев показывал себя, как перспективный летчик и авиаконструктор. В итоге ему удалось закончить ко всему прочему еще и Московскую летную школу, подтвердив тем самым свои навыки в управлении летательными аппаратами. Ровно как и Глушко, Сергей Королев познакомился с работами Константина Эдуардовича Циолковского в молодости. Если раньше им правила идея полета за облака, но после прочтения одной из рукописей Константина Эдуардовича, Королев уже на полном серьезе грезил о полете за пределы земной атмосферы.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Детский интерес и неиссякаемый энтузиазм были с ним до конца жизни. После того, как Сергей Павлович защитил свой дипломный проект опытного летательного аппарата «Коктебель», он вместе со своим другом Фридрихом Артуровичем Цандером создал «Группу изучения реактивного движения» — ту самую ГИРД, о которой я говорил ранее в статье. В неё также входили сотрудники научно-исследовательского института изучения реактивного движения. Однако, должен упомянуть, что кроме «Коктебеля» Сергей Павлович разработал еще две модели опытных самолетов «Красная Звезда» и «СК-4». Последний был наиболее отличительным от остальных — благодаря легкой и максимально простой конструкции самолет мог спокойно подниматься на высоту до 4 километров, а продолжительность непрерывного полета могла составлять около 12-ти часов. Все это работало от двигателя общей мощностью 60 лошадиных сил. Позднее, в 1930-м году на СК-4 профессиональные пилоты демонстрировали фигуры высшего пилотажа, например такие, как «мертвая петля».

Своего конструкторского таланта Королев не стеснялся. О Сергее Павловиче начали писать в газетах. Так он смог лично встретиться с Константином Павловичем Циолковским. Беседа с ним еще больше увлекла Королева идеей полета за пределы тропосферы (то есть на высоту более 20 километров). Достичь своей мечты Сергею Павловичу позднее удалось. Благодаря его идеям и смелости СССР стала первой страной, запустившей первый искусственный спутник Земли, а также человека в Космос. Однако этого всего могло бы и не быть.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Судьба жертвы Сталинских репрессий постигла и его — человека-легенду. Причиной тому стали возникшие конфликты внутри РНИИ. Один из его руководителей принадлежал ранее одной из антиправительственных организаций. В сталинские времена действовал принцип, по которому всех приближенных к главному нарушителю людей цепочкой привлекали к уголовному наказанию. После того, как московский ГИРД и петербургский ГДЛ были объединены в РНИИ (реактивный научно-исследовательский институт), маршал Михаил Николаевич Тухачевский оказал поддержку молодым и умелым инженерам, дав им возможность поработать на благо Советского Союза.

Члены РНИИ работали над крылатыми ракетами, а также ракетопланом (самолетом с реактивным двигателем). Когда РНИИ был передан в новый руководственный комитет, тип его сменился на закрытый. А имя его стало НИИ-3 (Научно-исследовательский институт-3). Началось все с ареста маршала Тухачевского по сфабрикованному делу, как члена антиправительственной Троцкистской организации. В том же году Михаилу Николаевичу Тухачевскому была присуждена высшая мера наказания. За Тухачевским, по той же причине были казнены многие заместители и прочие представители руководства института. Начались доносы. Никто не хотел умирать. Это было следствием идеологической проверки сотрудников, в ходе которой поплатилось своей жизни минимум несколько десятков человек.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

В деле Глушко и Королева было указано, что оба задерживали разработку вооружения, а также были участниками контрреволюционных движений. На деле же все было иначе. После того, как Королева задержали в ночь на 23-е марта конструктор целый год провел в Бутырской тюрьме, где на допросах он подвергался тяжелейшим физическим издевательствам со стороны следователей. Для того, чтобы тот согласился с выдвинутыми обвинениями и подписал все нужные бумаги, надзиратели сломали ему челюсти. После в 1939-м он был отправлен в ссылку в трудовой лагерь на Колыму на золотой прииск. Там он проходил, как политический заключенный и другие арестанты издевались над такими, как он. Списывали на них свои обязанности под угрозой физической расправы. Условия в лагере были зверские. За год пребывания в нем Королев успел переболеть цингой. Он лишился всех своих зубов. В силу того, что Сергей был известным проектировщиком, у него были связи с высокопоставленными лицами.

Этим воспользовалась его мать. Написав письма в Верховный Совет СССР она заручилась поддержкой Валентины Гризодубовой и Михаила Громова. Благодаря этому, дело Сергея Павловича Королева было передано на рассмотрение, а затем было поручено отправить арестанта в Москву. Однако перед этим был перенаправлен в Владлаг (Владивостокский трудовой-исправительный лагерь), относившийся к структуре ГУЛАГа.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

Весной 1940-го он все таки прибыл в Москву и после вторично осужден. Однако на этот раз отправлять Королева в лагерь никто не собирался. Его умения и знания были важны для Советского Союза, особенно в период Великой Отечественной Войны. В специальной тюрьме при НКВД, Королев вел разработку авиационных бомбардиров Пе-2 и знаменитого Ту-2. Успех конструктора не остался незамеченным. В 1942-м его перевели в новое место — на Казанский авиазавод. Там же трудился и другой пионер советской ракетно-космической техники Валентин Петрович Глушко. Там заключенные работали над созданием и совершенствованием реактивных двигателей, предназначенных для самолетов.

В 1944-м году Королева досрочно отпустили. Однако еще в течение пяти лет он не имел никакого правового иммунитета и все также числился политическим изменником. Хоть одна промашка — и незамедлительно он бы снова оказался в местах «не столь отдаленных». Такой нелегкий этап судьбы оставил свой отпечаток на характере. Спустя много лет, живя на своей даче под государственной охраной Королев нередко говорил, что в любой момент люди, которые согласились защищать его жизнь, его же и предадут.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

К счастью такого больше не случалось. Сергей Павлович королев умер 14 января 1966-го года во время операции. За всю жизнь он сделал огромное количество личных достижений, которые в итоге стали достижениями огромной страны. В 1957-м году Королев запустил в космос первый искусственный спутник Земли на спроектированной им самим ракете Р-7.

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

12 апреля 1961-го на ракете «Восток» он отправил самого первого человека, гражданина Советского Союза — Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Его исключительному энтузиазму и энергии можно только удивляться. Очень жаль, что причиной его преждевременной смерти стала злокачественная опухоль. Трудно представить, каких бы высот достиг Советский Союз и Россия в отрасли космонавтики, если бы нить его жизни не была оборвана так рано. Сергей Павлович Королев скончался на 59-м году своей жизни.

Заключение

История Советской космонавтики в лицах. Главные инженеры

На этом первую часть «Истории Советской космонавтики» я хочу закончить. В материале я рассказал историю жизни основных конструкторов в СССР. Без них мы бы не смогли увидеть красоту нашей планеты с высоты сотни километров, и мы бы знали намного меньше о сути пространства, в котором живем. Циолковский, Королев, Глушко — это пионеры космонавтики нашей истории. Однако помимо этих трех великих людей, без героизма и решительности Юрия Алексеевича Гагарина, отважности Титова Германа Степановича, исключительности Терешковой Валентины Владимировны, а также Леонова Алексея Архиповича никто и никогда не узнал бы чуда полета в Космос. О истории самого первого отряда космонавтов мы поговорим в одном из следующих материалов.

Последнее изменение:
 
TARANS_
TARANS_, 24 апреля 2019, 18:43   #   (...)
слишком много текста. не смог осилить
Ответить
andbna
andbna, 24 апреля 2019, 22:46   #   (...)
А ты попытайся)))
Ответить
andbna
andbna, 24 апреля 2019, 22:39   #   (...)
Спасибо за статью, поставил бы 100 лайков если бы смог)))Написано так, что интересно читать, не знаю почему другие не могут осилить эту статью)
Буду ждать следующею)
Ответить
flopberry
flopberry, 24 апреля 2019, 23:10   #   (...)
Как всегда интересно и познавательно! Спасибо тебе! Люблю тебя, Телогрейкин! Хочу с тобой встретиться и пожать тебе руку! Обожаю тебя и твои статьи! Всё как всегда на высоте!!!
Ответить
andbna
andbna, 25 апреля 2019, 21:31   #   (...)
Где-то я видел точно такой же комментарий)))))
Ответить
flopberry
flopberry, 28 апреля 2019, 11:45   #   (...)
Та ну, врёшь!
Ответить
andbna
andbna, 28 апреля 2019, 21:50   #   (...)
Счас расследование проведу)))
Ответить
VALVIX
VALVIX, 25 апреля 2019, 15:19   #   (...)
Да что ж так что ни годнота то от одного автора)
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием