test adv
,

Как снимают кино на смартфоны и есть ли шанс, что мобильные камеры заменят профессиональные

Рассказываю про преимущества и недостатки мобильных камер перед профессиональными и раскрываю секреты «киношной» картинки

Вот уже более 15 лет производители смартфонов каждый год стараются удивить нас всё более продвинутой камерой и её возможностями для фото и видеосъёмки, с каждым годом на презентации очередной новинки делая всё больший упор именно на камерах — последние несколько лет даже смартфон за 100$ имеет минимум 2-3 модуля. Поэтому неудивительно, что сегодня многие блогеры для съёмки видео покупают не зеркальную камеру или GoPro, а последний iPhone, и снимают 90% контента на него. Но возможности смартфонов уже давно ушли дальше простеньких влогов и съёмки роликов для TikTok — именитые режиссёры вроде Зака Снайдера («Снег, пар, железо», 2017) и Пак Чхан Ук («Ночная рыбалка», 2011) снимали короткометражки, а Стивен Содерберг («Не в себе», 2018«Птица высокого полёта», 2018) имеет в своём портфолио даже несколько полнометражных фильмов, почти полностью снятых на смартфон.

Как снимают кино на смартфоны и есть ли шанс, что мобильные камеры заменят профессиональные
Съёмка Snow Steam Iron Зака Снайдера | IMDB

Кажется, ещё немного, и громоздкие кинокамеры на съёмочной площадке останутся лишь для съёмки очень сложных сцен. Увидим ли мы в ближайшем будущем волну любительских фильмов, снятых на смартфон? Всё же физику не обманешь, и не просто так профессиональные камеры стоят десятки тысяч долларов....

Почему смартфон не заменит профессиональную камеру (хоть и очень пытается)

Изначально съёмка на мобильник была уделом гиков и становилась серьёзным вызовом из-за ряда технических ограничений, испытывая на прочность креатив съёмочной команды — шумная матрица, плохое качество объектива, низкое разрешение и битрейт, блеклые цвета, отсутствие стабилизации… Со временем большинство представленных проблем уже не так выражены или вовсе решены в флагманах, но некоторые из них решить практически невозможно.

 Давайте разберём основные из них.

Маленькая, шумная матрица

Одна из фундаментальных проблем мобильных камер кроется в их размере — ограничения толщины не позволяют использовать серьёзную оптику и большие сенсоры. Если сильно упростить, то при прочих равных условиях, чем больше сенсор, тем лучше качество изображения. Большие сенсоры имеют больший размер пикселя и захватывают больше света, выдавая менее шумную картинку при съёмке с плохим освещением. Некоторые производители вроде Sony, Samsung и Xiaomi смогли уместить дюймовые сенсоры в свои флагманы, однако даже такие крупные сенсоры значительно меньше Super 35mm и полнокадровых матриц, что используются в профессиональных видеокамерах.

Как снимают кино на смартфоны и есть ли шанс, что мобильные камеры заменят профессиональные

Отсутствие стандартизации программных фишек и API

Большинство смартфонов «из коробки» не имеют гибких настроек съёмки видео и подходят лишь для любительской съёмки. Для профессионалов существуют специальные приложения вроде Pro Movie (iOS), FilmicPro (iOS и Android), mcpro24fps (Android), однако безупречной работой и поддержкой всех функций может похвастать только iPhone.

Многие производители Android-смартфонов по различным причинам не используют все возможности Android API, используют собственные решения, не документируя или вовсе не предоставляя доступ к ним сторонним разработчикам. К примеру, съёмка в максимально доступном качестве зачастую доступна лишь в системном приложении камеры, возможность включения или отключения цифровой стабилизации, HDR и шумоподавления также доступна на смартфонах избранных производителей. Практически единственным хорошим выбором для профессионалов кроме iPhone являются смартфоны Sony — они имеют продвинутые возможности настройки видеосъёмки «из коробки» и наиболее совместимы с приложениями от сторонних разработчиков.

Сложности с аксессуарами для съёмки

Снимать как профессионал, имея лишь руки и смартфон — практически невозможно. Ведь они кроме камеры используют ещё множество аксессуаров, вроде сменных объективов, внешних вспышек, микрофонов и других облегчающих съёмку гаджетов, речь о которых пойдёт ниже.

Проблема с ними ровно та же, что и у программной части — отсутствие унификации. Из-за огромного разнообразия моделей смартфонов и кардинальных различий в их дизайне и камерах производители специализированных аксессуаров просто не в состоянии охватить их все. Поэтому большинство сконцентрировалось на iPhone и флагманах от Google, Sony и Samsung.

Со временем большинство из этих проблем уже не так выражены или вовсе решены во флагманах, но в силу особенностей конструкции некоторые с нами ещё надолго.

Как профи снимают кино

Если коротко — они не снимают на «голый» смартфон, а используют с ним дополнительное оборудование, аксессуары и программы для обработки и монтажа видео.

Рассмотрим подробнее.

Штатив и стэдикам

GripTight PRO Video GP Stand и DJI Osmo Mobile 6

Качественный штатив и стабилизатор — основа основ профессиональной картинки. При съёмке с рук очень трудно снять плавные проводки или добиться статичной картинки без штатива. Хороший стабилизатор позволит снимать в движении без тряски и завала горизонта, что особенно актуально для смартфона без оптической стабилизации.

Держатель-клетка

Как снимают кино на смартфоны и есть ли шанс, что мобильные камеры заменят профессиональные
Ulanzi U-Rig

Позволяет использовать вместе со смартфоном навесное оборудование вроде внешнего микрофона подсветки, и увеличивает комфорт съёмки — мастхэв для современных тонких смартфонов с минимальными рамками.

Внешние объективы

Как снимают кино на смартфоны и есть ли шанс, что мобильные камеры заменят профессиональные
SANDMARC lens iPhone 11 Pro

Кардинальное отличие смартфонов от профессиональных камер заключается в невозможности смены объектива. Разрабатывать и унифицировать крепление для сменных объективов не имеет смысла, поэтому сейчас даже бюджетные смартфоны имеют по 3-4 различных фотомодуля, направленных на конкретные задачи. Однако потребность в сменных объективах есть, и производители выпускают как наборы линз с универсальным креплением-прищепкой, так и чехлы с резьбой.

Наиболее популярными являются фишай- (объектив с эффектом рыбьего глаза), макро- и анаморфные объективы.

Фишай- и макро объективы отлично подходят для узкоспециализированной съёмки, позволяя эффектно отснять концерт или мельчайшие детали предмета, тогда как анаморфный объектив более универсален — он изменяет пропорции снимаемого изображения, делая картинку чуть более вытянутой и приближенной к той, что мы видим в кино.

Внешний микрофон и подсветка

Звук важен не меньше (а то и больше!), чем изображение. Если вы не планируете записывать звук на этапе монтажа или делать это отдельным устройством, вам просто необходим качественный внешний микрофон, подключаемый к смартфону. В некоторых случаях также полезен дополнительный источник света — портативные кольцевые лампы для блогеров или RGB-подсветка, позволяющая экспериментировать с визуалом.

Приложения для профессиональной съёмки видео

ProMovie, FiLMiC Pro, mcpro24fps

На iPhone снимают с помощью ProMovie и FiLMiC Pro. Это профессиональное ПО, позволяющее настраивать разрешение, битрейт, формат и частоту кадров, а также точно регулировать цвет, экспозицию и фокусировку… Настроек так много, что с непривычки можно потеряться. Кроме того, они умеют работать с внешними микрофонами и поддерживают работу с внешними объективами.

Для Android можно отметить FiLMiC Pro, ProShot и особенно mcpro24fps — приложение от российского разработчика с крайне широким функционалом, хоть и не самым дружелюбным интерфейсом.

Снимать без бюджета на смартфон — реально

Посмотрите на этот клип, снятый в 2020 году русским режиссёром-видеографом и собравший множество наград с различных кинофестивалей.

«Лёдъ» — «Погибели навстречу»

Впечатляет, не правда ли? Он был снят не на последний iPhone, а на среднебюджетный Redmi Note 9 Pro.

В 2021 году Марк Кривошеин снимает ещё один клип, за исключением нескольких сцен с квадрокоптера снятый полностью на Xiaomi Mi 10 Pro.

«Лёдъ» — «Хребет Урала» собрал 3 гран-при и получил 6 номинаций на международных кинофестивалях

Оба клипа снимались практически без бюджета и использования дорогого профессионального оборудования. Получить максимальное качество видео удалось с помощью тонкой настройки камеры в mcpro24fps, грамотная постобработка и монтаж смогли сгладить недостатки мобильной камеры — в видео нет долгих сцен, снятых одним кадром, а плохая в сравнении с профессиональными камерами цветопередача и зернистая картинка была исправлена цветокоррекцией и обыграна визуальным стилем клипов.

Конечно, смартфоны не смогут полноценно заменить профессиональные видеокамеры за тысячи долларов, но и преимуществ у них тоже масса — компактность, стоимость, возможность начать съёмку в любом месте и в любой момент позволяют отказаться от покупки бюджетных камер и приоткрыть дверь в мир большого кино.


Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием