Датская студия IO Interactive была сформирована в 1998 году, и за свой относительно юный по меркам рынка видеоигр возраст успела побывать под крылом двух крупных издателей, довольно эпично провалиться и вновь вернуться на пьедестал. Сейчас, конечно, про серию Hitman и легендарного лысого киллера по имени Агент 47 знают абсолютно все геймеры, по мотивам этой видеоигры 20th Century Fox даже сняла два полноценных фильма, а Hulu планирует выпустить сериал. Но 23 года назад, когда небольшая команда датских разработчиков только задумала создавать игру про заказные убийства, всё было совсем иначе.
Hitman: Codename 47 (2000)
- переодевание в костюмы других персонажей;
- штраф за лишние убийства;
- две концовки.
Первая часть серии вышла 21 ноября 2000 года на ПК и моментально покорила как критиков с журналистами, так и геймеров. Проект удивлял упором на скрытное прохождение — геймер мог использовать обходные пути, чтобы скрыться от охраны, получил функцию переодевания, дабы получать доступ к различным локациям, а за убийство случайных прохожих выдавали денежный штраф, мотивируя уничтожать исключительно цель. Ничего подобного геймеры в то время не видели — в других шутерах наоборот нужно было жать на курок каждую секунду, но в Hitman: Codename 47 приходилось думать, строить планы, использовать обманные манёвры.
Кроме того, сюжетная линия оказалась вполне неплохой даже по современным меркам. Сначала геймеру показали, как безумный доктор Орт-Майер соединил ДНК четырёх своих друзей, чтобы создать клона с неимоверными физическими и умственными способностями — он проделал массу экспериментов, но лишь на 47-м всё получилось. Дальше главного героя отправляют на полевые испытания, в ходе которых он благополучно (и очень интересно) прикончит всех своих «отцов», узнав о безумствах доктора. Концовка получилась крайне эпичной — Агент 47 сразился с волной 48-х клонов, чтобы добраться до своего творца. Исход, думаю, объяснять не стоит.
Стэлс-шутер продали тиражом в 500 тысяч копий (очень хорошо для нового тайтла от только что зародившейся студии), оценка на Metacritic остановилась на отметке 73 балла. Сомнений в сиквеле и быть не могло — разработчики начали писать новую историю лысого убийцы сразу после того, как в декабре выпустили последний патч.
Hitman 2: Silent Assassin (2002)
- очки профессионализма;
- база для подготовки к заданию;
- обширная реиграбельность.
Вторая часть начинается ровно с того момента, на котором закончилась первая — российский торговец оружием Сергей Заворотко, брата которого 47-й убил в конце предыдущей истории, решил нанять крутого киллера для уничтожения своих конкурентов. Но вместо того, чтобы предложить задание напрямую, он решил украсть единственного друга наёмника — настоятеля церкви по имени Витторио. Агент 47, желая найти товарища, обратился в некое Агентство, чтобы получить информацию. Ценные данные ему, конечно, предоставили, но взамен потребовали выполнить несколько заданий, в ходе которых 47-й уничтожает оппонентов Сергея, им же и заказанных.
Правда, вскоре наш главный герой не только конкурентов преступного авторитета уничтожит, но и самого Сергея отправит в мир иной. После этого лысый убийца принимает решение не прятаться от мира, а делать то, что он умеет лучше всего, но уже на своих правилах. Собственно, уже исходя из концовки было понятно, что третьей части быть, но критики с геймерами лишь подвели итог: отличные продажи, 87 баллов на Metacritic, 100% свежести на Rotten Tomatoes и 9 из 10 баллов на основе оценок профильных изданий.
Конечно, в столь восторженных отзывах виноват не только сюжет, но и геймплей с графикой. Разработчики показали очень красивые на тот момент кат-сцены, порадовали локализацией, а количество заданий выросло до двадцати одного. При этом после каждого задания 47-й мог вернуться на свою базу, дабы разобраться с гаджетами, оружием, экипировкой и подготовиться к следующему заданию. А ещё он научился вскрывать двери и смотреть в замочные скважины, получил легендарные сильверболлеры и массу другого интересного оружия, плюс тактика грязного прохождения теперь тоже приветствовалась — она лишь повышала реиграбельность.
Кроме того, впервые в истории серии Hitman посетил не только ПК, но и консоли, порадовав разными возможностями и уровнем графики на всех платформах.
Hitman: Contracts (2004)
- повышенный градус жестокости;
- ремейки заданий из оригинальной игры;
- сеттинг с упором на нуар;
- плавный переход к песочнице;
- сюжет с продолжением в следующей части.
В третьей части франшизы сценаристы вновь решили поэкспериментировать, сделав ставку на воспоминания главного героя. Агент 47, получив серьёзное ранение в живот, врывается в гостиницу в Париже, где его начинает латать врач Агентства. И находясь под действием сильных препаратов, наёмный убийца начинает вспоминать место, где его сделали тем, кем он стал, вспоминает различные деяния, совершённые за свою «карьеру» и так далее. Именно благодаря воспоминаниям разработчикам удалось уместно втиснуть в игру ремейки заданий из Hitman: Codename 47 — они занимают ровно половину всех квестов в игре.
Помимо довольно грустной, тёмной и гнетущей атмосферы новая игра порадовала аудиторию ещё и повышенным градусом жестокости. Например, задание с БДСМ-вечеринкой, в ходе которой герой активно насаживает охрану на крюки для мяса, является, пожалуй, самой устрашающей за всю историю франшизы. Также наёмник стал активнее использовать яды, подручные предметы и огромный арсенал оружия для уничтожения своих целей, появились даже некие сюжетные сценарии для красивого «чистого» убийства. Серия медленно, но верно превращалась в игру-песочницу с множеством вариантов ликвидации.
Графика тоже подросла, пусть и не слишком уж заметно, но главное изменение серии заключалось в сюжетной концовке. Обычно разработчики делали игру полноценной историей, которая даже будучи вырванной из контекста всё равно оставалась понятной и завершённой. В Hitman: Contracts сюжет заканчивается полётом на самолёте вместе с Дианой, ассистентом нашего убийцы, которая говорит, что в Агентстве завёлся «крот», а значит, у 47-го есть ещё несколько важных заданий. Сценаристы впервые позволили себе создать незавершённую историю, прямо намекая геймерам на продолжение. И не прогадали.
Hitman: Blood Money (2006)
- механика известности;
- несчастные случаи;
- продвинутая песочница;
- открытый финал.
Практически идеальной игрой про наёмного убийцу стала Hitman: Blood Money — она получила чуть более низкие оценки, но продалась даже лучше предыдущей части. Всё дело в уже узнаваемом облике лысого киллера и вороху геймплейных инноваций. Например, появилась механика известности — если главный герой попадает на камеры, оставляет свидетелей или ошибается в ходе прохождения задания, то его известность в СМИ повышается. Соответственно, если твоё лицо на первой полосе газеты, то просто пройти мимо охранников уже не выйдет — окружающие моментально будут узнавать Агента 47.
Также на каждом из уровней появилась продвинутая и очень гибкая песочница с десятками вариантов развития событий. Можно было подстроить несчастный случай, чтобы никто даже и не подумал, что цель ликвидировали по заказу, можно было использовать яды в шприцах или удавку, пустить пулю в лоб нужному человеку из пистолета, автомата или снайперской винтовки. Вариантов ликвидации стало так много, что на одном уровне геймер мог пробовать свои задумки часами. При этом сюжетная линия немного просела в плане динамики, а финальная сцена с гробом Агента 47, показанная в главном меню, не произвела нужного фурора.
До главного героя, как и говорила Диана в конце третьей игры серии, добрались «кроты» — они решили создать своих собственных клонов, дабы предоставлять услуги наёмных убийц, но наработки доктора Орт-Майера оказались не совсем верными — убийцы получались слишком корявыми и быстро умирали. Конкуренты Агентства решили поймать самого 47-го, чтобы извлечь из него нужную информацию, но герой весьма лихо обвёл всех вокруг пальца, и даже неожиданная концовка с участием Дианы не помешала ему выбраться живым. Проект получился финансово успешным, его хорошо оценили критики и игроки, но вместо того, чтобы ковать новые культовые части серии, разработчики решили создать нечто новое за пределами мира Агента 47.
Фильм Hitman (2007)
В 2007 году в кинотеатрах вышла первая киноадаптация серии Hitman под оригинальным названием с Тимоти Олифантом в главной роли. Сюжет, правда, решили написать с нуля, попутно избавив его от истории про клонирование. Происхождение главного героя объясняют буквально за несколько минут, после чего разворачивается увлекательное действие с убийством президента России Беликова, проституткой Ниной Ворониной, агентами ФСБ и ЦРУ, а также подставой со стороны Агентства. Лаконичная подача в стиле игровой франшизы, множество красочных локаций и ярких экшн-сцен сделали своё дело — фильм, конечно, не поразил аудиторию, но оказался успешным в прокате и даже получил хорошие отзывы критиков.
Hitman: Absolution (2012)
- графика нового поколения;
- отход от режима песочницы к скриптовым сценам;
- механика инстинкта;
- множество побочных коротких миссий.
Выпустив Hitman: Blood Money в 2006 году, сотрудники студии IO Interactive принимают решение отдохнуть от наёмного убийцы, отдавая предпочтение двум частям боевика Kane & Lynch и платформеру Mini Ninjas. Лишь в ноябре 2012 года, спустя шесть лет после выхода четвёртой части серии, фанаты увидели Hitman: Absolution — местами спорную, но безумно красивую игру про наёмного убийцу. За это время сценаристы студии явно подросли, продемонстрировав голливудский сюжет с флешбеками, яркими персонажами, новыми интересными лицами и настоящей интригой.
В этот раз Агентство даёт 47-му контракт на Диану — его координатора. Убивать своего верного товарища главному герою не хотелось, но что поделать — работа есть работа. Правда, ранив Диану, Агент узнаёт от неё про девочку по имени Виктория, которая очень важна и которую нужно спасти. Прислушавшись к координатору, лысый наёмник берёт девочку под свою опеку, но вскоре ему уже нужно воевать с целой ордой бандитов и киллеров, чтобы забрать её из лап криминальных авторитетов. В ходе борьбы за свободу Виктории Агент 47 узнает много нового о своих работодателях, а также о прошлом своего создателя, а концовка вновь открытая — победив злодеев, 47-й отправился по своим делам до выхода новой части.
Графически игра выросла невероятно — лица стали реалистичными, появилось продвинутое освещение, тени и блики, а некоторые кат-сцены (особенно первая с Дианой в душе за стеклом) выглядят потрясающе. При этом сюжетная линия стала достаточно сложной, так что от песочницы и планирования решили отказаться — чтобы рассказать хорошую историю игрока нужно было походить по чекпоинтам, так что от свободы выбора ничего не осталось. Да и стэлса стало на порядок меньше — всё чаще главный герой банально расстреливал злодеев в открытую. Хотя, конечно, пройти задания тихо всё ещё можно было, даже без переодевания.
К сожалению, относительная линейность, уже слегка приевшийся игрокам геймплей и отсутствие некоторых ключевых элементов франшизы не вызвали у аудитории такого восторга, как предыдущая часть. Добиться ошеломительного финансового успеха игре не удалось, планы нового основного издателя в лице Square Enix были не оправданы, а расходы на разработку ААА-игры заметно выросли, так что франшизу заморозили на неопределённое время.
Спин-оффы
Пока основная серия находилась в дальнем ящике стола, издатель решил подзаработать на известном имени Агента 47. Ради этого сначала была представлена игра Hitman: Sniper Challenge (2012), которая предоставляла возможность стрелять по мишеням из снайперской винтовки и только. Потом в свет вышла мобильная Hitman Go (2014), в разработке которой IO Interactive даже не участвовала, а за ней на смартфонах вышла Hitman: Sniper (2015) — ещё одна возможность попробовать себя в роли снайпера, ликвидирующего цели издалека. Естественно, все игры были достаточно посредственные.
Фильм Hitman: Agent 47 (2015)
Вместо того, чтобы продолжить уже начатую историю лысого киллера, режиссёр второго фильма отказался от наработок первой экранизации — он решил снять свой проект с нуля, заменив актёра, переписав сценарий и изменив место действия. Аудитория оказалась не в восторге от нового лица Агента 47, да и сюжет больше напоминал фантастику, чем боевик со стэлс-элементами. Итоговый результат — крайне низкие оценки критиков, низкие кассовые сборы и практически гарантированный крест на возможном скором появлении наёмного убийцы на больших экранах в ближайшее время.
Hitman (2016)
- система сериала с эпизодичными заданиями;
- появление контрактов с рейтингом и наградами;
- отказ от линейности в пользу песочницы.
Спустя четыре года после выхода Hitman: Absolution, разработчики представили перезапуск франшизы, выпустив игру под названием Hitman. Под давлением издателя Square Enix, который изначально вовсе планировал создавать игру без участия IO Interactive, проект был представлен в формате сериала, разделённого на серии. Каждая новая игра представляла собой очередной сезон с общей историей и персонажами, а серии представляли собой миссии. Звучит неплохо, но на релизе оказалось, что контента предельно мало — в день запуска геймеры могли пройти пролог и миссию в Париже, через месяц появилось ещё два задания, а потом по миссии в месяц до конца года.
С другой стороны, разработчики вернулись к игре-песочнице, предоставляя геймеру возможность проходить задание так, как ему хочется, без скриптов, чек-поинтов и линейности. Благодаря большим локациям, большому набору различных сценариев развития событий и продвинутому искусственному интеллекту, выдумывать способы ликвидации было действительно увлекательно. Да и сюжет, стоит сказать, получился достаточно интересный, хотя на переписанную предысторию 47-го выделили слишком уж мало экранного времени, а чтобы понять всю историю, геймеру нужно пройти все три части трилогии.
Кроме того, проблемы наблюдались в области нововведений — помимо различных контрактов, среди которых были и временные задания, игра не показала фанатам почти ничего нового. Графика изменилась, появились новые анимации и арсенал расширили, а на подготовку к заданию теперь уходило куда больше времени, но каких-то глобальных перемен не произошло. И хотя критики в итоге поставили неплохую оценку перезапуску франшизы, геймеры остались крайне недовольны тем, что на релизе в игре было всего два задания.
Hitman 2 (2018)
- два новых соревновательных режима.
На первую часть перезапуска Hitman издатель возлагал большие надежды, но добиться невероятного финансового успеха не удалось, так что Square Enix задумалась о продаже франшизы. Сотрудники студии IO Interactive решили выкупить себя у издателя, потратив почти все свои деньги, и уже под покровительством Warner Bros. начали создавать второй сезон сериала — Hitman 2. От эпизодического формата выпуска заданий отказались, предоставив геймерам в день релиза полноценный проект со всеми миссиями и цельной сюжетной линией. Правда, заданий по ликвидации было всего шесть, но разработчики позаботились о реиграбельности.
На каждой из карт геймер мог уничтожить цель различными сценариями, которые позволяли красиво довести задание до логического завершения. Помимо сюжетных чистых прохождений можно было использовать более прямолинейные способы, либо же просто пустить врагу пулю в лоб. Почти ничего нового в игровом процессе не появилось (это, фактически, доработанная игра 2016 года на новых картах), но благодаря многогранности и насыщенности локаций игроки восприняли вторую часть гораздо лучше первой. Да и сюжетная линия приоткрыла завесу тайны, вновь связав 47-го с доктором Орт-Майером.
Правда, в этот раз обошлось без научных экспериментов и клонирования — предыстория лысого киллера получилась более реалистичной. Более того, весь сюжет второго сезона сделали предельно эмоциональным, полным неожиданностей и удивительных открытий. Но, к сожалению, увидеть завершение истории геймерам было не суждено — разработчики задумали трилогию, так что пришлось ждать выхода заключительной части ещё несколько лет. Зато даже несмотря на слив Hitman 2 на торренты за сутки до релиза, игра понравилась и критикам, и геймерам, собрав неплохую кассу.
Hitman 3 (2021)
- цифровой фотоаппарат для взлома электроники.
Окончательно окрепнув, IO Interactive решили не только разрабатывать игру, но и издавать её без помощи издателя. Правда, делать что-то действительное новое сотрудники студии не решились — они взяли геймплей второй части, добавили несколько новых элементов и «натянули» это всё на новые карты. Впрочем, получилось достаточно достойно — локации выросли в масштабе (первая миссия в Дубаи поражает своей многоэтажностью), сюжетные чистые ликвидации обзавелись более разумным развитием событий, а ИИ более остро реагировал на странные действия переодетого агента. Можно сказать, что Hitman 3 стал кульминацией наработок IO Interactive.
Сюжетная линия получилась более спорной — с одной стороны, геймерам дали ответы на большинство вопросов, добраться до главной цели тоже удалось, но открытый финал вновь не принёс ощущения удовлетворённости. Впрочем, не стоило ожидать, что студия поставит жирную точку на франшизе, которая годами приносила золотые яйца — вместо этого точка была поставлена лишь в этой сюжетной канве. Более того, некоторые эпизоды истории кажутся не совсем логичными — к примеру, Диана, которая во второй части простила Агента 47 за убийство своих родителей, в Hitman 3 вдруг передумала.
На текущий момент информации о финансовом успехе или провале заключительной части трилогии нет — разработчики поставили серию о лысом киллере на паузу, взявшись за проект Project 007 о Джеймсе Бонде. Остаётся лишь надеяться, что третья часть принесла достаточно денег, и мы ещё увидим новые задания с участием самого известного в мире видеоигр наёмного киллера.