adblock check

История отечественной военной техники. Советские ПВО

В материале вы узнаете о том, как развивалась оборонная военная техника нашей Родины

Человечество за всю историю не раз страдало от войн. Сегодня, все чаще и чаще мы можем слышать пожелания спокойной жизни в мире, без крови и грязи, чтобы было мирное небо над головой. Последнее выражение обрело особый смысл в прошлом веке. Во время Первой мировой войны около десяти миллионов военных погибло под градом пуль, а также многочисленных атак с воздуха. Этот материал я хочу посвятить истории развития, пожалуй самой важной оборонной системы — от самых первых до самых современных разработок России.

Система ПВО представляет собой целый ряд мероприятий, о которых мы поговорим с вами в этой статье. ПВО не предназначены для нападения, они используются для обороны. К примеру, во время Великой Отечественной войны, благодаря трудам сотен советских инженеров и десятков тысяч военных, солдаты Фашистской Германии не смогли захватить Москву. Если бы не развитие ПВО, это было бы невозможно и в таком случае наша столица могла бы быть разгромлена. К счастью, этого не случилось.

Во время Первой мировой войны, основной опасностью, которой подвергались все солдаты — было нападение с воздуха. Самолет с пулеметчиком, пролетавший над строем мог уничтожить около половины всего отряда. Ружья и винтовки использовать против авиации было бесполезно, поэтому было принято использовать пулеметы. Как говорится «Клин клином вышибается». Пулеметы против вражеской авиации были наиболее эффективным оружием. Однако и тут были свои проблемы, связанные с эргономикой. Основным оружием в те года был пулемет «Максим». Специально для ведения зенитной стрельбы (стрельбы против авиации), одним из солдатов Советской Партизанской армии Иваном Сергеевичем Колесниковым была разработана стойка, на которой можно было относительно удобно размещать пулемет. Благодаря этому, вести огонь по самолетам, летящим на высоте около 3-4 километров стало эффективнее. Так выглядел тот самый знаменитый пулемет Максима-Колесникова:

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Однако удобство наводки и размещения не решало всех проблем. Как я сказал, пулемет «Максима-Колесникова» мог поражать цели, летящие на ближних высотах. Если самолет летел на высоте более двух километров, мощности пулемета не хватало, чтобы хоть как-то его повредить. Для этого, в качестве зенитных установок было решено использовать артиллерийские орудия. Самые первые зенитные артиллерийские установки представляли собой трехдюймовые пушки, установленные на специальные тумбы, благодаря которым их можно было устанавливать на машины и даже конные повозки.

История отечественной военной техники. Советские ПВО
Капитан В.В.Тарновский (крайний слева)

Первая специальная противоаэропланная пушка появилась лишь в 1914-м году. Автором идеи стал русский полковник и конструктор вооружения Василий Васильевич Тарновский. Реализацией его идеи стал заниматься Франц Францевич Лендер на Путиловском заводе под контролем Василия Васильевича. Монтироваться зенитная установка могла на автомобильных, железнодорожных и стационарных платформах. Максимальная дальность полета снаряда по вертикали могла достигать порядка пяти километров, а по горизонтали около восьми километров. Вкупе с частотой 15 выстрелов в минуту орудие было пригодным для эффективной борьбы с самолетами летящих на высоте 3-4 километров. Самые первые собранные орудия устанавливались на бронированных американских автомобилях «Уайт». Автомобили, кстати, специально собирались на одном из Руссо-балтийских заводов для военных задач. С того момента была впервые сформирована и принята на содержание первая автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту. Через год пушку слегка модернизировали — на ней стали присутствовать рычаги, позволяющие удобно наводить дуло по горизонтали и вертикали.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

В качестве боевых припасов использовались специальные шрапнельные снаряды. Создателем шрапнельных снарядов является офицер британской армии Генри Шрэпнел. Одной из их особенностей является возможность подрыва на определенном расстоянии. Для этого на головке располагался специальный механизм отсчета времени, при истечении которого начиненная картечью боеголовка во время полета разрывалась, поражая тем самым большую площадь цели. Шрапнельные снаряды появились как решение проблемы в артиллерии, связанной с малоэффективностью классических пушечных снарядов. Так как ядро могло вывести из строя максимум одного человека, а этого в условиях военных действий было недостаточно. Благодаря начиненностью сотнями пуль, одна шрапнель могла уничтожить около 3-5 вражеских солдат. С появлением РЗК (ракетно-зенитных комплексов) шрапнели стали применяться в борьбе с авиацией.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Впервые новая модель зенитного комплекса стала применяться в воздушной охране императорской резиденции Николая II в Царском селе под Санкт-Петербургом. Уже в СССР инженеры модернизировали старое оружие, после чего перешли к созданию нового. В 1918-м году был создан первый бронепоезд, предназначенный специально для охраны воздушного пространства страны Советов от вражеских войск. В наличии у Советской армии к тому времени уже было около 200 батарей артиллерии и 12 отрядов авиации. К 1925-му году количество зенитных орудий увеличилось лишь на 14 единиц, однако, к 1928-му общее число составляло уже около 575 военных зенитных установок.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Такой прирост потенциала возник благодаря запуску в 1924-1925 гг. в Ленинграде работ по совершенствованию характеристик тогдашних моделей противовоздушного оружия, а также повышению количественности их выпуска. Вплоть до начала Великой Отечественной, проводились эксперименты с подбором наиболее выгодного калибра. На вооружение армии стали поступать, кроме 76,2-мм, орудия с калибром 37 и 85-мм. В 1931-м году на вооружение Советской армии поступил аналог зенитного орудия от немецкой фирмы Rheinmetall. А всего через год для лучшего командирования процессом стрельбы из зенитки была разработана ПУАЗО-1. ПУАЗО (Прибор управления зенитным огнем) — это специальное устройство, предназначенное для расчета координат полета артиллерийских боеприпасов. В следующей модели ПУАЗО-2, выпущенной в начале 1935-го года была реализована система координирования стрельбы между отрядами зенитных войск при помощи соединения их голосовой связью. Особую ценность ПУАЗО имели в годы Великой Отечественной войны. Вкупе со звукоулавливателями, наши войска могли оперативно реагировать и противостоять вражеской авиации.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Отличным примером может послужить работа Московского фронта ПВО. Но об этом чуть позже. К началу войны в наличии СССР был уже практически идеальный ПУАЗО-3. Благодаря нему, расчет упреждающей точки был механизирован. Так как большинство вражеских самолетов-бомбардировщиков летало на малых и средних высотах, было мало просто стрелять по цели. Зачастую снаряд не успевал за движением летательного аппарата. Эту проблему решал ПУАЗО. Наводчик, который находился за прицеливанием, вычислял в соответствии с данными высотомера и дальномера скорость и направления самолета.

После чего данные передавались по каналу связи на стрелочные индикаторы и зенитчики настраивали в соответствии с этими данными противоавиационные орудия. Это помогало сократить расход боеприпасов, а также повысить точность и эффективность стрелкового оружия. А когда появились первые радиолокационные станции, процесс обнаружения врага стал еще проще. При помощи специальных передатчиков, по воздуху одна антенна передавала радиосигнал в радиусе до сорока километров. Если сигнал отражался, его принимала другая станция с радиоприемником. После примерные координаты отправлялись отряду, работающему с ПУАЗО, а те, в свою очередь, после вычисления траектории полета, полученные значения передавали для настройки орудия зенитчикам.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Как я уже сказал, отличным примером слаженной работы Советской армии во время войны может послужить воздушная оборона нашей столицы. Москва являлась и является центром государственной важности, здесь находились первые лица партийного комитета, культурные памятники и производства. Полностью, к сожалению, обезопасить Москву от рук фашистов Советский Союз не мог. Во время налетов, от взрывов и пожаров всего погибло около двух тысяч мирных жителей, разрушено 19 предприятий, 69 общественных и целых 226 жилых зданий. Незначительный урон в общей сумме получили чуть более тысячи предприятий.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

В борьбе с бойцами люфтваффе, по указу Сталина, развернули серьезнейшие модернизации в области ПВО. В итоге была создана воздушная граница с Москвой. В округе, превышающем радиус 250 километров, были расположены ПВО по правилу круговой обороны, а в радиусе 6 километров от Кремля было установлено кольцо аэростатов. Предназначение последних было наиболее интересным. Благодаря использованию водорода в качестве основного наполнителя, аэростаты могли подниматься на высоту около 6-7 километров. Поднимали вверх их, как правило, вечером, когда было темно и вражеские летчики были не в силах обнаружить металлические тросы и довольно крупные корпуса аэростатов. Когда самолет задевал один из таких тросов, размещенная под аэростатом боеголовка отрывалась от него и незамедлительно стремилась к крылу. Соприкасаясь с крылом, заряженный боеприпас взрывался, нанося тем самым урон самолету, из-за которого пилот управлять им уже не мог. Если повреждения вызванное взрывом были незначительны, то благодаря ярчайшей вспышки, Советские бойцы видели в небе местоположение врага и после стреляли по нему. Фашисты узнали про это и придумали специальную защиту, которую вскоре стали применять. Когда самолет входил в зону кольца аэростатов, острые, как лезвие бритвы, щитки срезали тросы и шанс получить урон либо стать видимым для Советских наблюдателей сводился почти к нулю. Но от этой идеи фашистской Германии вскоре пришлось отказаться, так как такая защита порядком ухудшала летные характеристики самолетов, да и процент доходящих до цели пилотов все также оставался крайне маленьким.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Кроме оружия, Советский Союз грамотно пользовался маскировкой при обороне Москвы. Самые главные здания, например, Большой Театр, были замаскированы под обычные жилые дома. Над Мавзолеем была возведена надстройка, а тело бывшего вождя, в целях защиты, было перевезено с Москвы на Урал. Также в городе был введен строжайший запрет на использование осветительных приборов в ночное время. Когда темнело, город окутывала пелена абсолютно мрака. Ни света от уличных фонарей и автомобильных фар, ни малейшего лучика или огонька с окон домов. Часовые ночами ходили по улицам и тщательно осматривали их. Если вдруг у кого-нибудь в квартире был включен свет, то смотритель мог в качестве предупреждения выстрелить по окну. Чтобы граждане в темноте не бились лбами, в продажу поступили специальные светонакопительные значки, которые пристегивались к верхней одежде. Даже звезду со Спасской башни Кремля пришлось снять, чтоб та не отражала свет. Все это давало еще несколько пунктов к безопасности города. В том числе благодаря этому, немецким летчикам было намного труднее сориентироваться и найти город. Днем те не летали, так как это было чревато перманентным попаданием под огонь отрядов ПВО. Решение летать в ночь тоже не особо спасало фашистов. За время обороны города было сбито более тысячи единиц вражеских самолетов.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Немаловажной составляющей ПВО тех лет были специальные отряды прожзвука. В наличии у Советской армии был ряд разных звукоулавливателей. Звукачи — так называли солдат, которые занимались прослушкой самолетов, сидели ночами в своих рубках и тщательно сканировали периметр ночного неба. Как только с определенного положения слышался хоть малейший звук самолета, данные об этом передавались в прожекторные войска, после мощным лучом просвечивал площадь неба, где находился противник. Если враг был обнаруен включались другие прожектора и направлялись на него. После, самолет обстреливался зенитной батареей.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

Прожектор 3-15-4б, образца 1939 года, использовавшийся во времена Великой Отечественной войны имел дальность действия до 12 километров.

За весь период Великой Отечественной войны Германия потеряла порядка 44 тысяч единиц своей авиационной техники. 90% из них были уничтожены советскими истребителями. Образованные в годы Великой Отечественной истребительные авиационные корпуса также стали частью ПВО. Всего среди них существовало шесть основных групп: ПВО, резервная, подавления, прикрытия и ударная. Это помогало распределять задачи и цели между солдатами Советской Армии в целях воздушной обороны нашей страны. Самым массовым самолетом-бомбардировщиком в СССР был И-16. Одномоторный, легковесный истребитель мог подниматься на высоту до 12 километров. Для этого пилотам было даже необходимо пользоваться специальной кислородной маской, чтобы не испытывать нехватку кислорода, а также менее чувствительно реагировать на изменение давления. Всего было произведено более 10 тысяч единиц самолета. Кроме СССР, самолет И-16 активно использовался в период с 1934-го по 1944-й год странами Испанской республики, Финляндией, Китаем и даже в качестве тренировочного аппарата летчиками люфтваффе.

История отечественной военной техники. Советские ПВО
Виктор Васильевич Талалихин

Основной судьбой, которая тесно связана с историей этого самолета является подвиг советского военного летчика Виктора Васильевича Талалихина в обороне Москвы. Во время очередного ночного налета войск фашистской авиации, Талалихин самым первым взялся за штурвал для тарана одного из немецких самолетов-бомбардировщиков. Ради будущего своего отечества, и судеб миллионов советских граждан он не побоялся и пожертвовал своей жизнью. В начале августа 1941-го года Виктор Васильевич Талалихин был награжден орденом Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. Также ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Спустя несколько месяцев, 27-го октября 1941-го года, будучи сильным и мужественным 23-летним молодым человеком он совершил великий подвиг, который не забыт и по сей день.

В 1946-м, спустя ровно год, как закончилась Великая Отечественная война начался новый этап в развитии противовоздушной обороны. Советское правительство, поняло за период ожесточенных военных действий важность и потенциал данной вехи, почему и занялось созданием нового, специального отдела по разработке и испытанию зенитных ракет. С 1947-го по 1950-й год, данный отдел находился в области знаменитого полигона «Капустин Яр» в Астраханской области. На нем проводились испытания и изучение захваченных немецких ракет, а также разработка фирменных отечественных боеголовок. Здесь же, в 1951-м году, состоялся запуск самой первой в истории нашей родины управляемой зенитной ракеты.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

К 1955-му году Армия приняла к вооружению Войск ПВО стационарную зенитно-ракетную систему С-25 «Беркут». В неё входили целых 22 радиолокационные станции, и батарея из 56 зенитно-ракетных комплексов. На вооружении Советской Армии «Беркут» находился вплоть до 1982-го года. Несмотря на то, что на вооружение был принят довольно надежный комплекс по защите нашего воздушного пространства, инженеры не переставали ударно трудится и ради безопасности сограждан занимались разработкой все более и более совершенных противовоздушных оборонных систем. С 1957-го по 1961-й год велась разработка еще более совершенного зенитно ракетного-комплекса С-75. Всего за этот период было выпущено несколько модификаций комплекса: СА-75 «Двина» (вариант на автомобильной базы), С-75 «Десна» (использовался на специальных буксируемых кузовах-фургона) и С-75М «Волхов» был упрощенным, я бы сказал базовым вариантом на фоне остальных модификаций. Во время Вьетнамской войны, зенитными комплексами С-75М было сбито около полутора тысяч американских самолетов.

История отечественной военной техники. Советские ПВО

В 1961-м была в очередной раз принята еще более совершенная зенитно-ракетная С-125. Она показала себя настолько успешной, что до сих пор находится на вооружении у ряда стран. Разрабатывался он, кстати, в период с 1956-го по 1961-й год. По подсчетам экспертов, по всему миру на данный момент около 500 единиц исправных С-125 разных модификаций находятся на вооружении.

На сегодняшний день на обороне нашей страны находятся более совершенные комплексы и системы воздушной обороны, такие как «Тунгуска-М1», «Бук-М1», «С300-В» и прочие. О современной оборонной технике, созданной в нашей стране, мы поговорим в следующем материале. Спасибо большое, что дочитали до конца. Надеюсь, вам было интересно. До скорых встреч!

podogreykin podogreykin
Пользователь
5 комментариев по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
m5225maks5228m 4 года
Хорошая попытка военкомат но я не по ведусь.
markell 4 года
Странно как-то! Статья про историю ракетных войск на новостном трешбоксе .
А расскажите про историю корабля Аврора?! Тоже интересно.😎
Frayyaa 4 года
Все круто, понравилось!
Mr_Bruno 4 года
Хорошая статья, тематика мне нравится.