Сегодня достаточно холодно отношусь к компьютерным играм в любом их проявлении, ведь на 100% уверен, что реальная жизнь — куда более интересное развлечение с заметно более хорошей графикой. Впрочем, есть у меня один тематический триггер — «Герои меча и магии III». В детстве потратил на игру сотни часов реального времени, изучив проект до мельчайших деталей. Удивился, что сегодня это развлечение продолжает развиваться в руках энтузиастов. Более того, по игре до сих пор проводят соревнования — в особенности на территории постсоветского пространства. Обо всём этом предлагаю поговорить дальше.
Для своего времени графика в игре была очень достойной
Прекрасно помню, когда именно обратил внимание на игру «Герои меча и магии III». В конце 90-х и начале «нулевых» на постсоветском пространстве очень популярными были так называемые игротеки — компьютерные клубы, которые собирали вокруг себя поклонников цифровых игр в целом и мультиплеера в частности. В то время как раз учился в школе и любил захаживать в пару подобных заведений после уроков. Однажды во время такого визита как раз и обратил внимание на уникальную стратегию с пошаговым игровым процессом и городами удивительной красоты.
Да, саму по себе графику в игре «Герои меча и магии III» сегодня сложно назвать эталонной и даже просто хорошей, но около 20 лет назад она казалась фантастической — ничего подобного в играх такого плана вообще не было. Более того, всё переворачивается с ног на голову, когда начинаешь изучение города или участвуешь в пошаговых сражениях абсолютно с любыми своими врагами. В этих двух сценариях графика остаётся очень даже привлекательной даже сегодня. Да, понятное дело, что это банальная двумерная иллюстрация, в которой нет ничего сверхъестественного, но она кажется максимально объёмной и предельно атмосферной. Визуал в игре всегда был предельно атмосферным, и его хотелось рассматривать снова и снова. Другие пошаговые стратегии того времени всегда казались максимально схематическими, да и в фэнтезийном направлении их почти не было.
Игра объединила в себя целый веер разнообразных механик
«Герои меча и магии III» в своё время привлекли моё внимание именно графикой, но, как и многие, влюбился в игру именно благодаря её неповторимому и максимально многогранному игровому процессу. Что интересно, с кем по поводу этой игры в последнее время не общался, все любят её по сугубо своим причинам. Кому-то нравится развиваться в экономическом плане и исследовать карту максимально неспешно. Кто-то любит непосредственный процесс сражения. Знаю людей, которые играли только в многопользовательском формате, а также тех, кто остановился в изучении «Героев» после прохождения сюжетных кампаний.
5 механик, которые сделали игру запоминающейся
- Развитие города — это и красивый, и увлекательный процесс: нужно точно понять, какое именно здание строить в каждой конкретном случае, и это приходит только с опытом.
- Развитие персонажей — прекрасно помню, как новички старались создать целую «футбольную команду» из героев для разделения сфер влияния на карте, а профессионалы всегда тянули одного.
- Исследование карты — невероятно увлекательный процесс, который нередко затягивал больше, чем все остальное: мне всегда особенно нравилось долго и упорно искать Грааль, но не менее увлекательно было захватывать шахты и жилища юнитов, находить ресурсы, сражаться за артефакты и не только.
- Коллекционирование артефактов — с одной стороны, были невероятно мощные одиночные предметы, которые сильно повышали отдельные навыки; с другой стороны, круче всего было найти все части чего-то сборного — это могло изменить ход всей «катки».
- Пошаговые сражения — конечно же, именно они делали игру незабываемой: круче всего всегда было победить врага хитростью с помощью куда более скромной армии.
Пошаговая стратегия отличается дикой реиграбельностью
После близкого знакомства с «Героями» от них невозможно было оторваться. Игра всегда отличалась дикой реиграбельностью, которая позволяла возвращаться к ней снова и снова. У всех были абсолютно разные предпочтения, но все они в конечном итоге сводились к тому, что каждый вечер вместе с игрой не был похож на другое «свидание» с ней. Разработчикам удалось сделать её максимально разнообразной и неповторимой. Да и фанаты не могли остаться в стороне — им были предложены все необходимые инструменты для самостоятельного расширения игровой вселенной.
5 фактов, которые сделали игру реиграбельной
- Всевозможные сюжетные кампании — кроме оригинальной игры, а также пары дополнений сам играл ещё и в отдельные «Хроники героев», которые предлагали дополнительные массовые миссии.
- Новые карты в дополнениях — огромное внимание всегда уделялось отдельным сценариям, и каждое дополнение привносило в игру немало новых как для соло, так и для мультиплеера.
- Созданные сообществом карты — сценарии для одиночного и многопользовательского исследования создавали и самые обычные фанаты серии: для этого им дали редактор.
- Созданные случайным образом карты — помню, вместе с дополнениями для «Героев» появлялась возможность создать новый сценарий на базе условного ИИ: это можно было делать сколько угодно раз.
- Возможность играть с друзьями — дикая реиграбельность достигалась, в том числе, за счёт мультиплеера на одном компьютере, за которым все мы проводили целые дни.
У игры до сих пор невероятно активное комьюнити фанатов
Интересно, насколько у «Герои меча и магии III» безумно активное комьюнити фанатов. На территории постсоветского пространства по игре до сих пор проводят ежегодные соревнования. Любопытно, что в них используются ограничения на использование определённых городов и юнитов (например, нельзя использовать «Некрополь», который считается слишком сильным, если сравнивать с другими городами, из-за возможности героев поднимать скелетов из любых умерших на поле боя) — организаторы стараются сделать всё, чтобы выровнять достаточно кривой баланс игры. Более того, именно силами фанатов в качестве продолжения для официальных аддонов «Дыхание смерти» и «Клинок Армагеддона» вышли абсолютно разные неофициальные дополнения «Во имя богов» и «Рог Бездны».
«Во имя богов» — масштабное дополнение с массой новых существ, переработкой баланса и явными отсылками к культуре отечественных сказок. Многие считают, что это абсолютно другая игра, которая не имеет ничего общего с классикой.
«Рог Бездны» — достаточно сбалансированное дополнение с новым пиратским городом, массой новых кампаний и сценариев, а также свежими предметами и другими нюансами. По этому аддону сегодня даже соревнования проводят.
Ничего лучше «Герои меча и магии III» так и не вышло
В достаточно обширной вселенной «Меча и магии» ничего лучше «Герои меча и магии III» так и не вышло — это факт. Именно поэтому многие её фанаты до сих пор проходят именно эту игру и даже не смотрят в сторону её многочисленных переизданий, среди которых до сих пор не было ничего удачного. Пока дописываю этот материал, активно ищу возможность, как сегодня играть в «Герои меча и магии III» на современном железе — особенно в рамках macOS и Apple Silicon. Если получится, обязательно устрою пару заруб вместе с друзьями. Надеюсь, они не забыли, как постоянно страдали сначала от тысяч моих скелетов, а потом и от личей…