adblock check

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Оборотни присутствуют в кино уже более ста лет. Они успели побывать в абсолютно разных амплуа. Помните ли вы оборотня-суперзвезду?

Кино про оборотней — это такая же классическая страшилка, как и фильмы про вампиров, зомби и ведьм. Они появились, чтобы пугать и будоражить человеческое воображение. В разных культурах и странах их изображали по-разному, но с одной целью. Однако с развитием человеческого общества, жанра ужасов в литературе и кино портрет оборотней начал меняться. Постепенно из ночной страшилки этот монстр начал превращаться в личность со своими потребностями и проблемами, а затем и вовсе перерос в социальную метафору «не такого, как все». Как это произошло — далее в статье.

Оборотни в качестве ночного кошмара

«Лондонский оборотень» (1935)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Первым фильмом про оборотней часто называют Лондонского оборотня 1935 года. Именно отсюда берёт своё начало миф про то, что оборотни появились в кино гораздо позже вампиров. Однако это неверно, ведь ему просто удалось сохраниться до наших дней, в отличие от короткометражной ленты «Оборотни», которая была снята ещё в 1913 году практически параллельно с вампирами, ведьмами, маньяками и другими монстрами. Фильм же 35-го входит в классическую линейку Universal Film Manufacturing Company («Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932) и «Человек-невидимка» (1933)). Изначально грим для формы волка должен был быть гораздо сложнее, но исполнитель главной роли Генри Халл отказался сидеть по 5-6 часов для его нанесения, а затем столько же для снятия. Оборотень в фильме является чудовищем поневоле, которое хоть и не стремится, но вынуждено калечить остальных.

«Человек-волк» (1941)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

В 1941 году студия Universal выпустила ещё один фильм про оборотня. Над картиной работал тот же визажист — Джек Пирс. На этот раз ему удалось воплотить свою задумку в полном объёме. Так появился тот самый мохнатый образ оборотня, который закрепился на долгие годы. Более того, Лон Чейн-младший не испугался таких длительных сессий в гримёрочной и сыграл эту роль ещё четыре раза, став единственным актёром, который появлялся в образе оборотня более одного раза для Universal. В этом фильме присутствуют все основные элементы оборотня: это не человек и не волк, а промежуточная форма между ними, превращение происходит при полной луне, только серебро способно нанести ему серьезный урон. «Человек-волк», как и многие другие фильмы Universal того периода, получил несколько сиквелов и кроссоверов разного качества, а в 2010 году вышел невнятный ремейк.

«Люди-кошки» (1942)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Интересно, что оборотень изначально был задуман как исключительно мужской персонаж, отражая звериную маскулинность данного пола. Тем не менее уже в 1942 году вышла лента «Люди-кошки», где в центре сюжета оказывается женщина, превращающаяся в пантеру во время сексуального возбуждения. Таким образом, оборотень избавился от гендерных стереотипов, а также стал объектом исследования тёмных сторон человеческой сексуальности (на тот момент подобные эксперименты авторы позволяли себе только с вампирами, да и то в литературе). Кроме того, именно этот фильм ввёл в практику приём, когда нагнетание напряжённости не приводит к пугающему событию (к примеру, страшные звуки преследующего девушку монстра оказываются шумом мотора).

Исторический контекст и научный подход

«Я был подростком-оборотнем» (1957)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

«Человек-волк» 1941 года вызвал целый поток фильмов-подражателей, многие из которых были сомнительного качества. Однако после Второй мировой войны и особенно после Розуэлльского инцидента в 1947 году (предположительное падение НЛО) кинематограф начал меняться. Фантастические мотивы, эксперименты в секретных лабораториях и другие подобные темы выходят на первый план. Так появился, например, фильм «Оборотень» (1956), где учёные спасают человека от гибели после автокатастрофы с помощью сыворотки из волчьей крови, что превращает его в оборотня. В 1957 году этот приём использовали в фильме «Я был подростком-оборотнем», где психиатр проводит опыты со вспыльчивым подростком, пытаясь высвободить его первобытные инстинкты. Это, кстати, был первый фильм, в названии которого использовалось слово teenager, что также повлияло на дальнейшую судьбу оборотней в кино.

«Проклятие оборотня» (1961)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Знаменитая студия Hammer Film (серии фильмов про Дракулу, Франкенштейна, мумию) сняла свою единственную ленту об оборотне в 1961 году. Это была попытка перенести человека-волка в исторический контекст, как она делала с другими монстрами. Главным достоинством фильма являются декорации Испании начала XVIII века. Эта лента хоть и провалилась в прокате и хитом не стала, зато породила хоррор-бум в Испании.

«Знак оборотня» (1968)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Ярчайшим представителем испанского хоррор-кинематографа стал «Знак оборотня», вышедший в 1968 году. Здесь оборотень сходится в смертельном бою с вампирами. Персонаж Вальдемар Данински становится кумиром испанцев (как и актёр Пол Нэши). Это приводит к тому, что конвейер продолжений наработал аж на десяток лент, в которых оборотень встречается с доктором Джекилом, Франкенштейном, снежным человеком, ведьмами и многими другими персонажами и существами.

Грим выходит на новый уровень

«Вой» (1981)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Долгое время ленты про оборотней занимались самокопированием. Прорыв произошёл в 1981 году. Джо Данте снял фильм, основанный на романе Гэри Брэнднера «Вой» 1977 года. Он вместе с визажистом Робом Боттином создали убедительно страшный образ оборотня, использовав воздушные пузырьки под латексными примочками на лицо. «Вой» получил премию «Сатурн» за лучший грим, спецэффекты, а также за лучший фильм ужасов. При бюджете в 1 миллион долларов, лента собрала почти 18 миллионов в прокате. Естественно, огромное количество продолжений не заставило себя долго ждать, но все они были ужасны, в плохом смысле этого слова.

«Американский оборотень в Лондоне» (1981)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Однако поистине выдающийся грим в 1981 году создал Рик Бейкер для фильма Джона Лэндиса «Американский оборотень в Лондоне». Работа настолько впечатлила Американскую академию киноискусства, что в 1982 году появилась новая номинация премии «Оскар» — «Лучший грим». Бейкер, естественно, стал её первым победителем. Интересно, что он также работал над гримом для видеоклипа Майкла Джексона «Триллер» (1983). Фильм, помимо грима, запомнился также тем, что превратил сюжет о монстре в трагическую историю распада человеческой личности в борьбе с природными инстинктами. Именно этот фильм разделил историю кино про оборотней на «до» и «после».

«В компании волков» (1984)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Поиск новых смыслов в фильмах про оборотней начался с тяжелёго для неускушённого зрителя артхаусного фильма «В компании волков». Это своеобразный оммаж сказке про Красную Шапочку. Режиссёр Нил Джордан, который через 10 лет снимет «Интервью с вампиром», полностью погрузился в этом фильме в исследование сексуальности и звериной природы. Причём сюжет развивается с помощью отдельных историй. В отличие от сказки, где всё заканчивается хорошо, в фильме всё происходит как в жизни. Соблазнитель сначала добивается своего, а потом все получают то, что обычно случается, когда правда всплывает наружу.

Оборотень превращается в личность

«Волчонок» (1985)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Обычные фильмы про оборотней, которые продолжали подражать лентам старой эпохи, уже не вызывали интереса у зрителей. Даже экранизация романа Стивена Кинга «Серебряная пуля», вышедшая в 1985 году, была встречена прохладно. Зато подростковая комедийная мелодрама «Волчонок» с Майклом Дж. Фоксом затянула зрителей в кинотеатры (хотя в этом очень большую роль отыграла и безумная популярность актёра, после выхода в том же году фильма «Назад в будущее»). Тем не менее это также стало отличным примером смены тональности в фильмах про оборотней. Главный герой здесь просто такой, какой есть, он просто старается жить в обществе и никого не трогать.

💡 Первые попытки перенести оборотня в комедийное русло были предприняты ещё в 1944 году с выходом короткометражки «Балбесы и оборотень». Она была снята комедийным трио «Three Stooges» для студии Columbia Pictures.

«Волк» (1994)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Несмотря на развитие персонажа оборотня и применение его в разных жанрах, в 90-е годы сложно было найти что-то качественное. Спасением стал фильм «Волк», в котором сошлось всё. Мощный сценарий об успешном писателе, который вынужден убивать людей по ночам из-за своей звериной природы. Ужасы смешиваются с мелодрамой, когда оборотень встречает девушку своей мечты. Главные роли блестяще исполнили Джек Николсон и Мишель Пфайффер. Идеальный саундтрек от Эннио Морриконе. А главное — возвращение Рика Бейкера к созданию образа оборотня. Фильм повлиял не только на оборотней в кино, но и на других монстров. К примеру, в 1995 году вышел фильм «Вампир в Бруклине», где кровопийца пытался завоевать сердце девушки.

Оборотни в боевиках

«Псы-воины» (2002)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Новым рождением для оборотней в кино стал их перенос в жанр боевика. Первым настоящим прорывом в данном направлении стал фильм 2002 года «Псы-воины» Нила Маршалла. Он снят на стыке треш-хоррора и боевика. Отряд британских солдат попадает на секретную военную базу, где обнаруживает растерзанные тела сослуживцев. Большую часть фильма их преследует незримая опасность, убивая солдат за кадром одного за другим. А под конец ленты разворачивается настоящий экшен. Именно боевик станет пристанищем оборотней в ближайшее десятилетие.

«Другой мир» (2003) и «Ван Хельсинг» (2004)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Более того, в 2000-е годы в кино началось глобальное противостояние оборотней и вампиров. Его первые нотки прозвучали в ленте «Другой мир», где Кейт Бекинсейл сыграла один из первых ярких героических образов женщины-вампира. Там оборотни были представлены антагонистами. А вот в картине «Ван Хельсинг» 2004 года (где, кстати, также снималась Кейт Бекинсейл) человек-волк оказался по другую сторону баррикад и вместе с Франкенштейном и другими героями сражался против Дракулы. В этом фильме вообще смешали всё что можно было. И ничего нового в жанре боевика ни про оборотней, ни про вампиров с того времени у киноделов придумать не вышло.

Оборотни больше не страшные

«Сумерки. Сага: Новолуние» (2009)

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Под конец 00-х противостояние оборотней и вампиров перешло на романтический фронт. Монстры начали сражаться за сердца молоденьких девочек. Конечно, попытки снимать и мелодрамы, и ромкомы с оборотнями уже случались (тот же «Волчонок»), но они были очень скудными. Толчком в этом жанре стала вторая часть «Сумерек», где кроме вампира Эдварда в борьбу за сердце простой девушки Беллы вступил оборотень Джейкоб. Данная франшиза полностью изменила восприятие этих монстров зрителями. Теперь они уже и не монстры вовсе. Мир наполнили сериалы в духе «Дневников вампиров» и «Волчонка» (основанного на одноимённом фильме).

Что происходит с оборотнями сейчас

После того, как оборотень перестал быть для людей ночным кошмаром, вернуться на эту дорожку у него не получалось. Даже когда уже на тот момент шестикратный обладатель премии «Оскар» за лучший грим Рик Бейкер вернулся к созданию образа оборотня для ремейка «Человека-волка», кроме его работы ни зрители, ни критики в картине не оценили ничего. Затем киноделы пытались удивлять, выпуская совсем уж дикие фильмы, вроде «Комара-оборотня: охотника на нацистов». Хотя, конечно, это больше ужасный оммаж в сторону научно-фантастического ужастика «Муха». В итоге новый виток оборотни получили лишь в последние пару лет, да и то уже не в качестве монстров или страшилок.

Эволюция оборотней в кино: из ночного кошмара в социальную метафору

Современный кинематограф сконцентрировался на метафоричности данного персонажа, отражающей то, как современное общество относится к «не таким, как все». Например, в мини-сериале «Волк как я» 2022 года оборотень — это прежде всего человек, который просто страдает от одиночества, как и люди вокруг него. Он хочет простых человеческих радостей, как и люди вокруг него. Сериал показывает обычные посиделки в баре, семейные встречи и отходит от демонстрации невероятных спецэффектов. Жаль, что у современных сценаристов не хватает фантазии, чтобы соединить психологический триллер о борьбе человека и волка внутри оборотня с красочным кровавым хоррором или экшеном.

Iscorp Iscorp
Автор
Кино и сериалы Кино и сериалы
29 участников
Вступить
3 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
markell 1 год
Как же любят эту тему в голивуде
Iscorp 1 год
Автор
Да в Голливуде вообще любят мусолить одни и те же темы ;)