adblock check

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

Вампиры присутствуют в кино уже более ста лет. Они успели побывать в абсолютно разных амплуа. Помните ли вы вампира-супергероя?

Вампиры издавна будоражили сознание людей. Во многих культурах Европы формировались собственные образы (упыри, вурдалаки и так далее), но общая концепция кровососущего мертвеца сохранялась. В литературе эти существа начали появляться в начале XIX века, а в 1897 году вышел роман Брема Стокера «Дракула», который, по сути, и создал образ современного вампира. Его подхватили кинематографисты и с начала XX века данные существа прочно укоренились в массовой культуре. Как изменился образ вампира в кино за последние сто лет и куда движется — далее в статье.

Вампиры в качестве ночного кошмара

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Носферату. Симфония ужаса» (1922)

В начале ХХ века было снято несколько немых фильмов о вампирах, но до наших дней дошёл только немецкий «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау 1922 года (остальные были утеряны или уничтожены). Образ вампира в ленте был квинтэссенцией из мифов и верований народов Восточной Европы, а также хоррор-составляющей романа Стокера. Носферату представлен максимально зловеще: длинные когти, заостренные уши, клыки и холодный, свирепый взгляд. Образ вампира являлся визуализацией человеческих страхов и своеобразным символом «тёмной» природы человека, опуская любые проявления романтизации или сексуализации из романа. В 1979 году к этому образу вернулся Вернер Херцог с фильмом «Носферату: Призрак ночи», который всё-таки добавил монстру немного очарования.

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Дракула» (1931)

В начале 30-х годов за вампиров всерьёз взялся известный американский режиссёр Тод Браунинг. Его первая лента «Лондон после полуночи», к сожалению, сохранилась лишь в виде небольших фрагментов. Но особой популярности у неё и не было. А вот следующая картина, «Дракула», основанная на романе Стокера, стала поистине прорывной. Роль Дракулы сыграл венгерский актер Бела Лугоши, который создал образ настолько же ужасающий, насколько и привлекательный. Здесь у злодея появился тот самый эротический компонент из книги. Также Дракула стал более аристократичным на вид, нежели монстроподобные существа из легенд. Фильм стал хитом, спас студию Universal от банкротства и дал старт целой серии кино про монстров.

Эпоха трэш-кино

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

После фильма Браунинга кино о вампирах монополизировал Голливуд. Однако из-за большого потока подобных лент и их малого бюджета они всё больше вызывали у зрителей не страх, а смех. Кроме того, в те годы широкую популярность получила и история про Франкенштейна. На этой волне начали появляться пародийные фильмы ужасов с Дракулой и Франкенштейном, положив начало нового жанра в кинематографе — «трэша». «Дочь Дракулы», «Дом Франкенштейна», «Дом Дракулы» — это лишь щепотка безумия того периода. Также начал появляться женский образ вампира («Кармилла» 1964 года), который был более агрессивным и практически всегда бисексуальным. Пиком этого направления стала лента «Любовницы-вампирши» (1970).

Превращение вампира из монстра в человека

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Дракула» (1958)

«Дракула» 1958 года также является экранизацией романа Стокера, но и своеобразным ремейком ленты 1931 года. Режиссёр Теренс Фишер и актёр Кристофер Ли возвращают Дракуле серьёзность, а также двигают его ещё дальше в сторону аристократичности и эротичности. Продолжением этого движения стала лента «Дракула: Принц Тьмы» 1966 года. Ряд кинотеатров Европы и США подвергли картину жесткой цензуре, вырезав большую часть откровенных сцен. И хотя Кристофер Ли не произнёс за весь фильм ни одного слова, его образ навсегда оставался в памяти зрителей. Он сделал из монстра человека, хоть и всё ещё однозначного злодея.

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Дракула» (1992)

И снова «Дракула», и снова экранизация романа Стокера. Кинематографисты буквально в течение 70 лет эксплуатировали один и тот же образ. Поэтому, когда в 1992 году выходил фильм Френсиса Форда Копполы никто не ждал откровений. Однако данная лента стала наиболее точной экранизацией книги (и последней успешной). Более того, Гэри Олдмен впервые показали именно преображение молодого красавца Влада Цепеша в вампира графа Дракулу. Злодей предстаёт перед зрителем не как ужасный монстр, а как живое и мыслящее человекоподобное существо со своими проблемами, желаниями, моральными дилеммами и так далее. Человек в Дракуле пытается уйти из-под вампирского контроля при помощи социальных традиций и моральных установок, создавая внутреннее противостояние осознанного и бессознательного.

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Интервью с вампиром» (1994)

Именно психологический подтекст того, каково это быть кровососущим монстром, веками живущем в человеческом социуме с его изменчивой структурой, становится в дальнейшем главным предметом исследований кинематографистов. В 1994 году вышел фильм Нила Джордана «Интервью с вампиром», снятый по мотивам одноимённого романа Энн Райс. Том Круз и Брэд Питт показали, что быть вампиром — на самом деле ужасный удел и восхищаться ими не стоит. Они чувствительные и тонкие натуры, у которых есть свои законы, традиции и некое подобие морали, но они вынуждены каждую ночь удовлетворять свои биологические потребности, чтобы не умереть.

Вампиры в боевиках: герои и пушечное мясо

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«От заката до рассвета» (1995)

Одновременно с тем, чтобы очеловечить вампиров и сделать из них героев драмы, в Голливуде появляется и другое течение, где их представляют пушечным мясом. В 1995 году Роберт Родригез снял один из своих главных хитов «От заката до рассвета». Образ вампира приравнивается к обычному монстру, которого нужно уничтожить (как, переживающие в тот момент рассвет популярности, зомби). С этого момента фильмы ужасов и драмы сменяются боевиками на долгие годы. Причём восприятие вампиров основывается на противостоянии человек/монстр (тогда они показываются бездушным расходным материалом для героев) или на идейных противоречиях (тогда у них появляются черты характера, как у людей).

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Блэйд» (1998) и «Другой мир» (2003)

В 1998 году вампир становится не просто основным персонажем фильма, но и приобретает героические черты. Блэйд буквально занимается тем, что спасает людей. Правда, злодеи в «Блэйде» тоже вампиры, которые считают человечество сбродом и хотят его поработить. Основной упор сделан на боевые сцены и эффектное уничтожение противников. Другим успешным примером экшен-фильма с главным героем вампиром стал «Другой мир» с Кейт Бекинсейл. Это один из первых ярких образов героя женщины-вампира. Более того, здесь появились первые нотки глобального противостояния вампиров и оборотней, которое станет главной темой подобного кино на долгие годы.

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Ван Хельсинг» (2004)

В 2004 году кинопрокат взорвал ещё один фильм с Кейт Бекинсейл «Ван Хельсинг». Правда, на этот раз она сыграла простую девушку. А вот роль Дракулы досталась Ричарду Роксбургу, которого пытался остановить Хью Джекман в образе Ван Хельсинга. В этом боевике смешали всё, что было раньше. Здесь есть и Дракула в качестве обольстительного главного злодея, и Франкенштейн, и оборотень как главное оружие против вампира, и даже элементы «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». После этого киноделы ничего нового в жанре боевика с вампирами придумать уже не могли.

Вампиризм — это вирус

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Я — легенда» (2007) и «Воины света» (2009)

Зато в 2007 году появилось новое научно-фантастическое течение, в котором вампиризм был представлен в виде вируса. В фильме «Я — легенда» практически всё население планеты было заражено и превратилось в кровососущих монстров, охотящихся на остатки человечества по ночам. События были показаны от лица человека, пытающегося выжить в этом кошмаре. В 2009 году в фильме «Воины света» такую же историю рассказали со стороны вампиров, которые пытаются найти лекарство от вируса, так как иначе их ждёт голодная смерть из-за того, что живые люди заканчиваются и крови больше не будет.

Вампиры больше не страшные: их любят и с них смеются

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Сумерки» (2008)

В 2008 году произошло кардинальное преображение вампиров в кино благодаря «Сумеркам». Здесь загадочность и сексуальность ранних образов объединились с героизмом и пацифизмом более современных. На выходе получился Эдвард Каллен, в исполнении Роберта Паттинсона, ставший предметом фантазий молодых девушек по всему миру. Здесь наблюдается некая деградация образа вампира, который больше не противопоставляет себя человечеству, системе или чему-либо ещё, он дублирует классические социальные роли человека, в том числе и гендерные, являясь в фильме типичным «принцем на белом коне». А кассовый успех «Сумеречной саги» по романам Стефани Майер укрепил его в массовой культуре. Хотя не многие вспоминают, что подобный рафинированный образ вампира-любовника появился ещё в 1997 году в сериале «Баффи — истребительница вампиров».

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Монстры на каникулах» (2012)

От бесконечных героев-любовников во всяких «Дневниках вампиров», «Настоящей крови» и других подобных проектах, обрушившихся на зрителей бесконечным потоком, люди начали быстро уставать. Поэтому, когда в 2012 году на экраны вернулся Дракула, пусть и в анимационном формате, ожидания были увидеть нечто новое. Так и произошло. Дракула превратился в самого настоящего заботливого главу семейства. Никакого страха он, естественно, не вызывал. Не осталось и следа от злобы и прочих характеристик монстра. Правда, ему вернули способность превращаться в летучую мышь, что в формате анимации выглядит уместно.

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Выживут только любовники» (2013)

За более чем пятнадцать лет образ романтизированного вампира успел изрядно наскучить публике. Этих некогда грозных существ перестали восприниматься всерьёз. Попыткой вернуть вампиров в готическую атмосферу и углубиться в философскую сторону их существования стала лента Джима Джармуша «Выживут только любовники». Там Том Хиддлстон и Тильда Суинтон сыграли уставших от долгой жизни созданий, которые продолжают существовать непонятно ради чего. Возможно, ради любви друг к другу, хотя они и живут в разных городах. Вампиры в этом фильме очень похожи на сожалеющих стариков, которые не могут дождаться облегчения в виде смерти.

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

«Реальные упыри» (2014)

И хотя фильмы 40-х годов невозможно смотреть без смеха, они всё же задумывались как ужасы. И хотя были в истории ленты в духе «Дракула: Мертвый и довольный» с Лесли Нильсеном, они всё же являются пародиями на и без того карикатурные приключения Дракулы в кино 70-х. Настоящая вампирская комедия появилась благодаря новозеландским гениям Тайке Вайтити и Джемейну Клементу. Это были «Реальные упыри», где в документальном стиле описывалась жизнь четырёх кровососов в современном мире. Зрители наконец увидели повседневную рутину вампиров, как они находят пищу, ходят по клубам, занимаются домашними делами и приспосабливаются к технологическим новинкам.

Что будет с вампирами дальше

Эволюция вампиров в кино: как устрашающий Носферату превратился в смазливого Эдварда

Последние лет восемь вампиров особо не трогали, периодически повторяя уже известные сценарии («Дракула» 2014 года). Однако прямо сейчас наблюдается рост популярности данной тематики. Летний хит Netflix «Дневная смена» вернул зрителей в 90-е, когда вампиров убивали пачками и делали это со вкусом. В октябре 2022 года выходит сразу два новых сериала. Во-первых, новая интерпретация «Интервью с вампиром» с современными повестками. Во-вторых, сериал «Вампир Реджинальд» по романам цикла «Толстый вампир». Практически все они тоже лишены новых идей, разве что последний проект может стать интересным, ведь никогда ещё мы не видели вампиров, страдающих от комплекса неполноценности из-за лишнего веса и неуверенности в себе. Поэтому надеяться на что-то кардинально новое уже не стоит. Разве что вампиров перенесут в виртуальную реальность и заставят их питаться…

Iscorp Iscorp
Автор
Кино и сериалы Кино и сериалы
Сообщество
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...