Когда вся линейка актуальных видеокарт сделана с системой воздушного охлаждения, пора браться за жидкостное. Тут и простора для фантазии больше, да и графические процессоры с TDP 200+ ватт гораздо легче охладить микроканальным ватерблоком и радиатором на два-три вентилятора, чем трехсекционными «бутербродами». В прошлый раз была ASUS Radeon RX 6800 XT STRIX OC с воздушными охлаждениями, а сейчас — версия Liquid Cooled.
Технические характеристики
- Модель: ROG-STRIX-LC-RX6800XT-O16G-GAMING.
- Графический процессор: NAVI 21.
- Потоковых процессоров: 4608.
- Текстурных блоков: 288.
- Блоков ROP: 128.
- Частота графического процессора: 2110 / 2360 МГц.
- Объем видеопамяти: 16 Гбайт GDDR6.
- Частота видеопамяти: 2000 (16000) МГц.
- Шина памяти: 256 бит.
- Видеовыходы: 1× HDMI 2.1, 2× DisplayPort 1.4a, 1× USBType-C.
- Занимает слотов в системном блоке: 3.
- Разъемы питания: 2× 8 пин.
- Габариты: 277 × 131 × 44 мм.
Цена на момент публикации обзора составляет 155 000 рублей.
Упаковка, внешний вид
Коробка видеокарты несколько больше обычной, так как вмещает не только плату, но и крупный радиатор с вентиляторами, который стоит защитить от превратностей судьбы.
Комплектация небогатая, видеокарта с системой охлаждения уже собрана и полностью готова к работе.
Как видно, благодаря «вынесенному» из кожуха радиатору размеры самой видеокарты получились скромными. Больше всего форматом кожуха она напоминает топовые видеокарты NVIDIA десятилетней давности. Да, в те времена небольшого радиатора и турбины хватало для отвода избыточного тепла от мощного графического процессора…
К радиатору тянется пара шлангов и провода для функционирования вентиляторов. Шланги жестковатые, в матерчатой оплетке. Предположу, что внутренний диаметр у них 5,5 мм, толщина стенки около 2,5 мм. Хорошее решение для подобных СЖО, так как сочетают сравнительно высокую прочность и долго сопротивляются «схлопыванию» при перегибах и перепадах давления. То есть отпадает необходимость использовать какую-либо внешнюю защиту от перегиба. Длина шлангов около 550 мм, что позволяет без проблем укрепить радиатор как на верхней, так и на фронтальной стенке большинства корпусов.
Типоразмер радиатора 240 мм, ребра выполнены из алюминиевой полосы толщиной 0,2 мм. Толщина радиатора 28 мм, аэродинамическое сопротивление небольшое. Рядом с патрубками подключения шланга расположен порт заправки. Шланги на патрубках крепят металлические гильзы, соединение неразъемное (точнее, после отключения придется искать новые гильзы и инструмент для установки).
Вентиляторы фирменные, ROG Ryuo fan Model 12 RGB, типоразмер 120 мм, максимальная скорость вращения 2500 оборотов в минуту.
Как явствует из названия, вентилятор оснащен RGB-подсветкой, которая подключается отдельным разъемом. Питание для моторов вентиляторов и подсветки поступает с видеокарты. Впрочем, учитывая универсальность разъемов, ничто не мешает при необходимости подключить другие вентиляторы и/или подсветку. Это может быть удобным при построении системы в одном стиле.
Печатную плату видеокарты закрывает большой пластиковый кожух с круглым вырезом для турбины. Может возникнуть логичный вопрос: «Зачем устанавливать турбину, если видеокарта охлаждается жидкостью?». Ответ прост: не все производители устанавливают ватерблоки full-cover на видеокартах, предпочитая ограничиваться значительно более дешевым водоблоком для графического процессора. Остальные компоненты (видеопамять, силовые ключи преобразователей питания) выделяют гораздо меньше тепла, и можно их «оставить» с воздушным охлаждением, когда небольшой вентилятор обдувает алюминиевые теплоотводы.
Толщину видеокарты легко оценить при взгляде на крепежную планку: RX 6800 XT STRIX OC Liquid Cooled занимает немногим менее двух слотов, и при этом не требует рядом свободного слота для «подачи» воздуха, так как все выделяемое графическим процессором тепло «уходит» на 240-мм радиатор. Видеовыходов четыре: пара DisplayPort, HDMI и USB Type-C.
Примечательно, что к видеокарте можно подключить ещё два вентилятора (корпусных), которые будут управляться «мозгами» видеокарты в зависимости от температуры GPU. При полностью воздушном охлаждении эта стандартная для топовых плат ROG более актуальна, чем с жидкостно-воздушным, но все равно называть её бесполезной будет опрометчиво. Подключить к этим разъемам один или два «вытяжных» вентилятора будет хорошей идеей. Они отлично дополнят два штатных вентилятора на радиаторе, которые (чаще всего) устанавливают на вдув на лицевой стороне корпуса.
Никуда не делся и хорошо знакомый переключатель профиля работы системы охлаждения: P Mode немного увеличивает скорость вращения вентиляторов, снижая температуру графического процессора, Q Mode позволяет нагреться GPU чуть сильнее, снижая скорость вращения крыльчаток в угоду акустическому комфорту.
Внешний осмотр закончен, настало время заглянуть под кожух.
Особенности конструкции
Печатная плата закреплена на радиаторе десятью винтами. Строение соответствует предположению: по центру ватерблок, охлаждающий графический процессор. Вокруг него элементы алюминиевой рамы, которая и отводит тепло от силовых ключей и видеопамяти, и играет роль жесткого каркаса, снимая с текстолита большую часть механических нагрузок.
Пластиковый кожух закреплен на алюминиевой «раме», ватерблок легко отделяется от неё после демонтажа пары винтов. Остаются только аккуратно уложенные провода питания турбины, вентиляторов на радиаторе, подсветки вентиляторов и полосы на кожухе.
Ватерблок и помпа объединены в одном небольшом блоке, также оснащенном портом для заправки хладагентом. Вывод патрубков с торца пластиковой крышки ватерблока, помпа подключается отдельным шнуром непосредственно к разъему на плате.
Печатная плата и расположение элементов на ней полностью аналогично той, что установлена в рассмотренной ранее TUF Radeon RX 6800 XT OC. Строение классическое: графический процессор примерно по центру платы, вокруг микросхемы видеопамяти, слева и справа преобразователи питания для GPU и VRAM. Разъемов питания два, оба восьмиконтактные. Под ними компоненты управления вентиляторами и подсветкой. На обратной стороне видеокарты размещены контроллеры преобразователей.
На плате распаян процессор NAVI 21 с 4608 универсальными процессорами, 288 текстурными блоками и 128 ROP. К нему по 256-битной шине подключены 16 Гбайт видеопамяти типа GDDR6 производства Samsung.
Частота графического процессора под нагрузкой варьируется от 2110 до 2527 МГц (на «воздушной» TUF-версии 6800XT было 2489 МГц), частота памяти — 2000 (16000) МГц.
Система питания состоит из двух преобразователей, один из которых (14-фазный, для GPU) разделен на две части для более рационального использования площади текстолита. Напряжение для графического процессора формирует 14-фазный преобразователь, разделенный на две части. Для видеопамяти напряжение формирует трехфазный преобразователь.
В качестве силовых ключей используются сборки Infineon TDA21472.14-фазный преобразователь управляется контроллером Infineon XDPE132G5D, трехфазный (для видеопамяти) — Rectifier IR35217. Многоцветовой RGB-подсветкой управляет контроллер с подписью AURA, а вентиляторами — микросхема ITE8915FN.
Теперь можно посмотреть, что дает на практике переход с полностью воздушного охлаждения на жидкостное, кроме переплаты за более производительную систему охлаждения.
Результаты тестов
Оценивал производительность на стенде следующей конфигурации: процессор Core i9-9900К @ 4,9 ГГц, 16 Гбайт DDR4-2666, 240 Гбайт M.2 NVMe SSD. В качестве тестов — десять популярных игр последних трех лет. Набор разрешений неизменный — 4K (3840×2160), QHD (2560×1440), Full HD (1920×1080). Настройки выставляются согласно зашитым пресетам, дополнительные активации технологий (сглаживание, трассировка лучей) не производятся. Исключение — Control, Metro Exodus и Cyberpunk 2077.
For Honor отлично «крутится» на всех разрешениях и настройках, даже в 4K на максимальной детализации более 100 кадров в секунду. Да и картинка плавная, без рывков. Фактически, это самая легкая игра в сегодняшнем наборе тестов, и одна из самых красочных.
Противоположность еq — Tom Clancy's Ghost Recon Wildlands, которая, несмотря на не самую впечатляющую картинку, изрядно грузит видеокарту. Но свои 60 кадров на Ultra-пресете в 4K получила без проблем. В QHD почти 80 кадров, а в Full HD почему-то только 85. Ожидал большего. Если вам надо больше сотни, смело передвигайте ползунок качества на High. По спецэффектам потеряете немного, а счетчик кадров покажет заметно больше. Все разрешения подходят для комфортной игры, мелкие подгрузки случаются только в начале игрового процесса.
Far Cry New Dawn в данном случае показал результаты, слабо зависящие от процессора. Во всех трех разрешениях — от 100 до 130 кадров в зависимости от настроек. Даже комментировать особо нечего: плавно, без тормозов, хороший рефреш.
Control с активированной трассировкой лучей серьезно нагружает видеокарту, и именно из-за неё в 4K при максимальном качестве всего 49 кадров. Конечно, в стремлении созерцать все задуманные разработчиками красоты можно опуститься до QHD или Full HD, параллельно отключив соответствующий пункт в меню. В данных на графике трассировка включена только в High-пресете для демонстрации производительности при активации всех современных технологий. С точки зрения комфорта игры лучше выбирать Full HD, если есть охота до максимально качественных отражений, или в QHD, если все графические навороты вам ни к чему.
Assassin's Creed Valhalla показал хорошие результаты с точки зрения комфорта: все разрешения позволяют без проблем насладиться игрой даже при максимальном качестве изображения. Это своеобразная маленькая «фишка» серии Assassin's Creed: отличная плавность картинки даже при сравнительно невысоком среднем fps.
Metro Exodus — все ещё красиво, детализировано, но очень медленно на пресете Extreme, с DLSS, Ray Tracing и тесселяцией. Отсюда результат в 27 кадров в 4K и 45 в QHD. Отключаем перечисленные дополнительные опции — и сразу полуторакратный скачок, картинка поменялась незначительно (если не знать, куда смотреть), и комфорта в геймплее сильно поприбавилось. Лучше всего выбрать разрешение Full HD, которое не накладывает столько ограничений на «улучшения» картинки, особенно если вы проходите игру вдумчиво и неторопливо.
У Total War: Three Kingdoms свой рецепт загрузки видеокарты: множество детализированных мелких объектов, для которых надо просчитать освещение, тени и прочую мелочевку. По итогу на пресетах Max и Med получается небольшая разница по производительности, и 6800XT позволяет без проблем играть с такими настройками. Пресет Low совершенно не востребован на такой видеокарте: многократно возросший fps не компенсирует сильно поредевшего и поблекшего поля сражения. По итогу оптимальными для исследуемой видеокарты остаются разрешения QHD и Full HD, но, если мелкие фризы вас не смущают, можно и в 4K выкручивать все настройки качества на максимум.
Division 2 демонстрирует хорошие показатели в QHD и Full HD, а в 4K можно свободно играть на пресетах Med и Low. Пресет Max изобилует мелкими подтормаживаниями при серьезных перестрелках с большим числом врагов.
Horizon Zero Dawn идет с мелкими и редкими фризами лишь в 4K на пресетах Max и Med, но они практически незаметны по ходу игры. В остальном геймплей плавный, приятный.
Cyberpunk 2077 демонстрирует серьезное падение производительности, практически до слайд-шоу (а в 4K до этого самого слайд-шоу), если запускать трассировку лучей с высокой детализацией и отключенным DLSS. Если же передвинуть ползунок DLSS вправо, то кадров станет чуть ли не больше, чем на пресете High. В остальном отличные показатели на Full HD и QHD, а в 4K для комфортной игры придется поиграться с настройками, подмечая самые ресурсоемкие опции.
При снятии показателей температуры при разных скоростях вращения вентиляторов в данном случае очень важны два момента: температура воздуха в помещении и расположение радиатора. Цифры приведены для открытого стенда и температуры 25 градусов.
Эффективность охлаждения отличная: уже при 60% от максимальных оборотов на графическом процессоре всего 50 градусов (максимальный показатель под нагрузкой), а на 30% всего 61 градус. Тихо, прохладно (помпа вообще не слышна на фоне остальных комплектующих). При установке в корпус многое будет зависеть от преград перед и/или за вентиляторами радиатора — пылевые фильтры, решетки, воздуховоды. Чем сильнее эти преграды мешают поступлению воздуха к вентиляторам, тем выше температура при прочих равных.
Фирменное ПО
Для тонкой настройки, а также получения информации о состоянии видеокарты ASUS предлагает утилиту GPU Tweak II. Для неискушенного пользователя подготовлено три пресета: OC Mode, Gaming Mode и Silent Mode, отличающийся частотами.
По нажатии на кнопку Advanced Mode частоты и напряжение питания GPU можно изменять вручную.
График зависимости скорости вентилятора от температуры графического процессора также можно редактировать вручную, выбирая наиболее комфортные значения при настройке собранного конфига.
Мониторить показания с датчиков можно в отдельном окне, оно сильно напоминает аналогичное у других известных программ-твикеров для видеокарт.
Базовая информация о вычислительных мощностях видеокарты (встроенный GPU-Z) выводится на соответствующей вкладке.
Отзыв
ASUS Radeon RX 6800 XT STRIX OC Liquid Cooled — отличная видеокарта для тех, кто готов потратить полторы сотни тысяч рублей на качественный современный продукт. По соотношению габаритов, уровня шума и эффективности это одна из самых удачных реализаций. Разработчики хорошо продумали детали конструкции — видеокарту просто крепить в корпусе и кастомизировать (подсветка, обороты вентиляторов). Возможно, цена на неё по современным меркам неадекватно высока из-за повышенного спроса, но по сравнению с конкурентами видеокарта выглядит очень достойно.
Плюсы
- Эффективная система охлаждения.
- Хорошая производительность.
- Продуманная установка.
- Качественный фирменный софт.
- Два разъема под допвентиляторы.
Может не понравиться
- Цена.