Вчера, 26 мая, информационное издание «ТАСС» со ссылкой на свои источники сообщило, что российские учёные совместно с коллегами из Белоруссии создали передовую технологию по изготовлению алюминиевых бронз за достаточно короткое время. Главная особенность данного материала в том, что он оказался куда прочнее в механическом плане, чем любые другие аналоги, так что в конечном итоге его можно будет использовать в авиационной промышленности, судостроении и даже при изготовлении различного рода ювелирных изделий.
«Исследователи из Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН, Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, Объединённого института машиностроения НАН Беларуси и Новосибирского государственного технического университета разработали новый вариант порошковой технологии получения алюминиевых бронз, обладающих улучшенными механическими свойствами», — указано в научном материале, опубликованном в журнале Materials Letters.
Российские специалисты предложили новейший способ изготовления монофазной бронзы, при котором единственным легирующим элементом выступает алюминий — аналогичные методы изготовления коммерческой алюминиевой бронзы также используют помимо алюминия ещё никель и железо, за счёт чего удаётся формировать упрочняющие включения. Авторы проекта рассказали, что механическая обработка исходных порошков в высокоэнергетической мельнице приводит к эффективному смешиванию и измельчению компонентов, после чего для консолидации смесей учёные используют метод электроискрового спекания.
«Технология консорциума специалистов позволила получить плотный (с плотностью до 98% от теоретической) объёмный материал за очень короткое время. Кроме того, итоговые алюминиевые бронзы имеют достаточно мелкий размер кристаллитов (~100 нм), что является неоспоримым преимуществом, если говорить об эксплуатации», сообщают учёные в научной публикации.
При этом, что немаловажно, полученные по новой технологии образцы совершенно не проигрывают по характеристикам известным коммерческим бронзам с близким составом, которые уже применяются в машиностроении, по параметру текучести, пределу прочности, деформации при разрушении, микротвёрдости и удельной электропроводности.