Прекрасный день, чтобы насладиться хорошими современными играми. Тем не менее, важно иметь в виду, что платформер, который ошеломляет своим визуальным наполнением, или любимая песочница с открытым миром не были бы настолько интересными, если бы в 80-х не произошел целый ряд неординарных свершений. Все они подтолкнули развитие индустрии компьютерных развлечений и показали направление для его движения.
Создатели всех этих игр двигались по пути, который тогда еще не был исследован. Они пытались выяснить, как заставить вас чувствовать, что вы находитесь в открытом космосе или перемещаетесь по открытому полю. Каждая из этих игр предложила индивидуальную механику, которая до сих пор используется в индустрии. Это не в последнюю очередь связано с тем, как сильно проекты из прошлого вдохновили современников.
Есть предложение совершить путешествие по некоторым из самых интересных игр из 80-х прямо сейчас. В этой подборке они расположены в порядке даты выпуска с небольшой историей, которая поможет понять, почему они так важны даже сегодня. Что интересно, во многие из них все еще можно поиграть прямо сейчас — для этого понадобится либо современная версия ретроконсоли, либо специальный программный эмулятор.
Space Invaders
- разработчик: Taito;
- платформы: Atari 2600;
- дата выхода: 1980 год;
- где попробовать: на Atari Flashback.
Технически эта игра была впервые выпущена еще в 1977-м, но после крупнейшей лицензионной сделки своего времени год ее выхода на Atari 2600 записали в историю компьютерных игр как 1980-й. Тогда геймеры поняли, что действительно интересную классическую аркаду можно попробовать прямо у себя дома, а издатели взяли на карандаш возможность лицензирования. В игре не было ничего сложного: нужно было перемещаться по нижней части экрана и уничтожать захватчиков в верхней.
Space Invaders была одной из первых игр, которая умела менять темп воспроизведения музыкального сопровождения по мере вашего продвижения от уровня к уровню. Это создавало абсолютно новый уровень для погружения геймеров и игру. Да, это — лишь один из факторов, который подтверждает то, что игра имела внушительное влияние на абсолютно всю индустрию в целом.
Zork
- разработчик: Infocom;
- платформы: PDP-10, Commodore 64, Apple II, Amiga, Macintosh, PlayStation, Sega Saturn, MSX, NEC PC 9801, 8-битные Atari и Atari ST, а также MS-DOS;
- дата выхода: декабрь 1980 года;
- где попробовать: в Steam.
Если вы когда либо проводили время вместе с интерактивной беллетристикой, должны поблагодарить Zork. Это — один из наиболее ранних примеров данного жанра, который опередил свое время: многие считают его актуальным даже сегодня. Проходить это приключение в текстовом формате вы будете в роли авантюриста, который исследует опасные земли — весь этот процесс прописывается только текстом.
Чтобы вернуться из своего квеста, вы должны собрать необходимый набор предметов. Это — простейшая фантазийная концепция, которую на следующий уровень подняли сложные задания с обилием текста. Здесь нельзя было прочитать банальное «Иди на восток!» — вместо этого вас просили «Отдай машину демону!». Вот это концепция!
Чисто технически это — игра из 70-х. Ее первая версия появилась в 1977 году, но в публичный доступ она попала лишь в 1980-м. Она лихо повлияла не только на все текстовые квесты, но и на разработку чат-ботов, основанных на работе искусственного интеллекта. Их создатели подтверждают, что Zork объяснил им, как пользователи взаимодействуют с текстом.
Centipede
- разработчик: Atari;
- платформы: Atari 2600, Atari 5200, Atari 7800, Atari 8-bit, Arcade, Apple II, ПК, Intellivision, BBC Micro, Commodore 64 и ColecoVision;
- дата выхода: июнь 1981 года;
- где попробовать: на Arcade1Up Centipede или Atari Flashback.
В пантеоне классических аркадных игр мало кто может спорить, что эта достойна того, чтобы быть в топах. Она достаточно простая: здесь нужно стрелять, стрелять и еще раз стрелять. Чем ближе монстр, тем больше волнение — оно особенно ощущалось в игровом клубе: когда счет на экране увеличивался, а за спиной кричала толпа перевозбужденных от этого зевак.
Centipede была одной из тех аркадных игр, где наблюдать за человеком, который был действительно хорош, было так же увлекательно, как играть самому. Она наполняла комнату особенной энергией каждый раз, когда кто-то набирал действительно много очков. Что интересно, главным героем, которого часто путают с кем-то другим, здесь был именно садовый гном с волшебной палочкой.
Эта игра ощутимо повлияла на индустрию — она приняла настолько много разных форм, насколько это вообще возможно. Не так давно Centipede даже была переиздана в виде миниатюрного игрового автомата, который был куда меньше по размеру, чем в те годы. Очевидно, что именно это развлечение стало основной для вертикальных шутеров — кроме тех, действие которых происходило в космосе.
Frogger
- разработчик: Konami;
- платформы: Arcade, ПК, Atari 2600, Atari 5200, 8-битный Atari, ColecoVision, Commodore 64, TI-99 и Intellivision;
- дата выхода: 5 июня 1981 года;
- где попробовать: на Atari Flashback.
Эта игра была удивительно захватывающей и бесконечно сложной. Тем не менее, она также была одной из первых, которые стали действительно популярными среди геймеров из любой возрастной категории. Она не продавалась конкретному полу или определенной возрастной группе — каждый, кто пробовал Frogger, мог насладиться ей и делал это.
Все, что нужно было делать в этой игре, — переводить лягушку живой на другую сторону экрана. Тем не менее, с каждым следующим уровнем ставки поднимались, и общая сложность становилась все более высокой. Да, эта игра была массовой, но из-за этого она не должна восприниматься легкомысленно — она достойна куда большего.
Интересно, как Sega использовала эту игру в лицензионном ключе. Компания платила за нее Konami по 3500 долларов каждый день на протяжении двух месяцев, определяя достойна ли она того, чтобы продвигаться под собственным брендом. Конечно, после полевых тестов стало более чем понятно, что игра действительно была этого оправдала ожидания на все 100%.
Франшиза Frogger популярна и сегодня. Тем не менее, есть и игры, которые были явно вдохновлены ей. Речь про Crossy Road, Caveman и Croak. Этот стремительный экшн, который действительно волновал геймеров из разных уголков мира, не только стал действительно популярным — его влияние хорошо просматривается даже сегодня.
Joust
- разработчик: Williams Electronics;
- платформы: Nintendo Entertainment System (NES), Apple II, Arcade, Atari 2600, Atari 7800, Atari Lynx, 8-битный Atari, Atari ST, ПК и Macintosh;
- дата выхода: 16 июля 1982 года;
- где попробовать: в архивах Internet Arcade.
Совместные аркадные сражения были реализованы в играх и до Joust — тем не менее, именно она сделала их действительно популярными. Здесь вместе с другом вы должны были справиться с первой волной сражений, за которой сразу же следовала еще одна — для этого использовалась специальная механика прыжков. Сложность игры постоянно росла, и ее проходили очень немногие.
Что интересно, первоначально действие игры должно было происходить в космосе. Тем не менее, разработчик не захотел, чтобы ее воспринимали как копию Asteroids. В итоге Joust стала источником вдохновения для Balloon Fight и Messiah, а также Killer Queen — это лучший пример, вдохновением для которого стало именно это приключение из 80-х.
Duck Hunt
- разработчик: Nintendo;
- платформы: Nintendo Entertainment System (NES);
- дата выхода: 21 апреля 1984 года;
- где попробовать: на Wii U.
Duck Hunt была представлена на NES студией Light Gun. Она сумела перенести в гостиные простых пользователей действительно интересную аркаду, которая продемонстрировала мощь игровых приставок того времени и стала центром большинства вечеринок в самых разных уголках мира. Простая игра с простой графикой и интересным геймплеем — что еще нужно? Нужно было лишь взять в руки пистолет, направить его на экран и выстрелить прямо в утку.
Смеющаяся собака из данной игры стала настолько любимой и популярной среди пользователей Nintendo, что ее даже добавили в Super Smash Bros. Ultimate. Теперь этот маленький самодовольный щенок смеется над геймерами, которые все еще скучают по охоте на уток. Тем не менее, люди любят его и делают это искренне.
Duck Hunt доказала, что подобные игры вполне могут быть использованы в домашних условиях. Это позволило развлечениям вроде Time Crisis, Virtual Cop и Operation Wolf появиться на обычных пользовательских консолях. Кроме прочего именно Duck Hunt позволила многим погрузиться в стрелялки абсолютно другого уровня. Superhot VR — яркое тому подтверждение.
King's Quest
- разработчик: Sierra Online;
- платформы: IBM PCjr;
- дата выхода: 10 мая 1984 года;
- где попробовать: в Steam.
В то время большинство приключенческих игр имели статичные фоны и ничего общего между собой, кроме основной цели. King's Quest на их фоне был чем-то действительно выдающимся: у ролевой игры были интерактивные сцены, сквозь которые получилось бы пройти. Казалось, что вода на уровнях двигается, а листья колышутся на ветру.
Интересно и то, что геймеры могли взаимодействовать с окружающей средой. К примеру, главный герой умел поднимать разбросанные по земле предметы — это имело огромное значение для ощущений от ее прохождения. В то время многие наслаждались текстовыми квестами вроде Zork, поэтому подобные графические нововведения казались действительно выдающимися.
Заставить игроков взаимодействовать с происходящим при участии визуальной части было далеко не самой простой задачей. Тем не менее, сегодня понятно, что это оказалось действительно важным фактором для всей индустрии. Давайте так, просто ответьте на один достаточно простой вопрос — воспринимаете ли вы сегодня RPG без приличного визуального плана? Ну, вот.
С момента первоначального запуска игры до выхода версии 2.0 в 1987 году она была переиздана целых семь раз. У каждого из выпусков были крайне небольшие изменения — от клавиатурного управления до расширенной предыстории в руководстве пользователя и поддержки большего числа систем. Кстати, технически у игры не было версии 1.0 до 1986 года.
Shadowgate, The Idiot's Tale и Fable — далеко не все примеры игр, которые были вдохновлены King's Quest. У них также были фантастические визуальные эффекты. К примеру, в игре Fable на лице главного героя оставались крайне правдоподобные шрамы, когда его атаковали. Но это — не единственный пример использования графики: нового тренда, который задал King's Quest.
Tetris
- разработчик: Spectrum HoloByte;
- платформы: Commodore 64 и Nintendo Game Boy;
- дата выхода: 6 июня 1984 года;
- где попробовать: в Software Arcade Library.
Tetris представил концепцию игры, которая давала возможность получить массу удовольствия всего за 5, 10 или 20 минут. Именно она помогла при запуске Game Boy для Nintendo — в конце 80-х главную мелодию игры не знали только самые далекие от современного мира высоких технологий. Здесь вы должны были собирать полные горизонтальные линии, которые тут же удалились, из фигур разной формы.
Что интересно, в 1992 году она была замикширована в танцевальный трек Эндрю Ллойда Уэббера, который был автором саундтрека для мюзикла «Призрак оперы». Он достиг шестого места в музыкальных чартах Великобритании, и данный результат был действительно удивительным.
Columns, Mean Bean Machine, а также Bejeweled и Candy Crush обязаны своим существованием именно популярности игры Tetris. Конечно, нельзя не отметить и внушительное число переизданий этой бессмертной классики, которая выходила на огромном числе самых разнообразных платформ.
Excitebike
- разработчик: Nintendo;
- платформы: Nintendo Entertainment System (NES);
- дата выхода: 30 ноября 1984 года;
- где попробовать: в Nintendo Switch Online или на NES Classic.
Первая гоночная игра, выпущенная на домашних консолях. Она оставляла у игроков ощущение, что они не могут оторваться от контроллера. Захватывающее качество этой относительно простой игры все еще ценится даже сегодня. Это не в последнюю очередь связано с выбором настроек идеальной езды для гонок — ничего подобного ранее не было.
Плюс ко всему, у игры было достаточно запоминающееся звуковое наполнение, которое захватывало разумы геймеров и надолго оставалось в голове — не важно, любили они гонки на мотоциклах до этого или нет. Да, кстати, еще в игре был режим конструктора, который давал опытным геймерам возможность создавать свои собственные треки.
Что интересно, игра вместе со своим главным героем вдохновили несколько мультфильмов жанра манга, которые были выпущены в конце 80-х. А еще она стала примером для таких компьютерных развлечений, как Motocross Madness и Jet Moto, а также Trials Evolution. Подобный динамичный игровой процесс с большим количеством разных фишек начался именно с Excitebike.
Where in the World is Carmen Sandiego?
- разработчик: Broderbund;
- платформы: Apple II, MS-DOS, Commodore 64, Sega Master System, Amstrad CPC, TRS-80 и CoCo;
- дата выхода: 1985 год;
- где попробовать: в Software Library.
Это — одна из немногих образовательных игр, которая была сделана действительно правильно. В ней вы должны были выследить одного суперпреступника, а также целый набор злодеев из разных уголков мира. Для данной задачи нужно было использовать улики, которые помогали выследить их местоположение, и сделать это нужно было как можно скорее.
Чтобы отыскать недостающие предметы, нужно было подключить свои географические знания — только с их помощью можно было получить повышение до уровня детектива. Многие углублялись в географию именно с данной образовательной игры, поэтому она стала хитом в школах и среди молодежи.
Carmen Sandiego — грандиозная франшиза, которая активно используется даже сегодня. Она включает десятки видеоигр, четыре телевизионных шоу, настольные игры, книги и многое другое. Да что там, в 2019 году ей заинтересовался даже Netflix — то ли еще будет.
Подводя итоги
Все это — далеко не все игры из 80-х, которые действительно произвели влияние на всю индустрию современных компьютерных развлечений. Если помните какие-то из них, вливайтесь в обсуждение. Если оно окажется оживленным, на сайте может появиться вторая часть данного списка.
При работе над статьей использовались материалы Windows Central.