Пожалуй те, кто помнит 1999 год и для кого компания Bullfrog не пустой звук, вспомнят шедевр тех времен — Dungeon Keeper 2. Игра, которая поглощала людей и давала невероятную волю внутреннему демону. Вашей задачей в той игре было развитие собственного подземелья, призыв полчищ демонов, создание армии и уничтожение врага, чтобы получить заветный самоцвет и подняться на уровень выше. А там, глядишь, и выход на поверхность. Но это слишком сухой подход к такой эпичной игре. Ведь каждая деталь там была пропитана сарказмом и черным юмором, каждый элемент сопровождался иронией и скрытой критикой нашего мира и закоренелых устоев. Каждый бесенок-рабочий имел свое имя, свою зарплату и свою группу крови, каждый скелет хохотал так, будто для него жизнь после смерти была милей земной суеты, каждая пытка и четвертование сопровождали подбадриванием и всеобщим ликованием, а если у вас, как Хранителя, было слишком много милых дам, которые назывались не иначе как Госпожа, советник тактично намекал, про доминирование и садомазохизм. Таким образом это была культовая игра своего времени. И многие ждали ее продолжения. Однако Bullfrog фактически отошла от дел, а права на игру получили EA. И продолжение зависло на долгие 15 лет. И хотя в этом году ожидается фанатское переиздание игры, но на данный момент вышла и доступна одна единственная бесплатная игра — Dungeon Keeper for iOS от самих Electronic Arts. И теперь мы поговорим о ней и узнаем почему нельзя отдавать классические игры большим издателям.
Ничего не поменяли! Или нет?
По большому счету, это все тот же DK, только совершенно другой:) Графика соответствует современным реалиям, все миленько, аккуратненько и стерильно. И просто. Да, игра не отличается серьезной сложностью. По крайней мере на первых порах. У вас есть золото и камни. У вас ограниченного размера пещера и ваша единственная задача — экстенсивный рост. Увеличивать количество ресурсов и войска до бесконечности. Пожалуй, единственная цель — довести уровень всех зданий до десятого и нарастить армию таких размеров, чтобы количество юнитов не отрисовывалось на экране. И только тогда возникает реальный смысл в происходящем и становится интересно играть и сражаться. Но на достижение этой цели уйдет не один год. Или не одна тысяча долларов, если в финансовом эквиваленте. Возникает вопрос — зачем? Как вариант — для утоления комплекса неполноценности: «Вот смотрите — я в мировом топе на 648 месте. Я крут.»
Копай, строй, атакуй
Касательно геймплея — здесь все просто. Как и в оригинале — есть Сердце. Оно — центральная база. Есть два ресурса — золото и камни. На золото покупаются войска на камни — сооружения. Оба ресурса участвуют в произведении апгрейдов. Также есть мана, но она нужна для заклинаний, которые используются во время атаки или защиты. База изначально не велика и для ее развития нужно копать. Копают специальные рабы-рабочие — бесята. Выкопав необходимый участок, к примеру 3х3, там можно сделать комнату. К примеру мастерскую, курятник или библиотеку. Каждое здание позволяет создать новый тип воинов или ловушек. Воины призываются из Сердца — своеобразного портала в ад. Ловушки — помогают в отражении нападений. И вся соль в том, что ЛЮБОЕ действие здесь занимает время. Стенка выкапывается от 4 секунд до одного дня, войска призываются тоже по времени, ресурсы по времени, мана по времени, все бьет по временному ресурсу.
Финансовый кризис
Собрав достаточную армию, можно сходить в рейд против NPC или против живых игроков — на чужую базу, одним словом. Каждый успешный рейд приносит ресурсов в количестве суточной добычи своими силами, поэтому рейды крайне важны. Но проблема в том, что юниты одноразовые. Даже если вы победили в рейде и не потеряли ни одного воина — то они просто исчезают. А каждый новый юнит весьма дорог в производстве, ну кроме, разве что, скелетов — пару секунд и несколько монет. Таким образом, начав ходить в рейды вы обрекаете себя на бесконечную кабалу — не сходишь в рейд — не получишь ресурсов и не «апнешь комнату». А не сделав апгрейд здания не получишь новых юнитов. Но сходив в рейд — потеряешь юнитов, и нужно будет делать новых. А для этого нужны ресурсы и нужно идти в рейд. При этом тактика «не буду ходить в рейд — буду сам у себя добывать ресурсы из бесконечных колодцев» не работает. Ведь вы тоже цель для вражеского рейда. И пока вы будете в офлайне — на вас нападут и отберут ресурсы. И что делать? Правильно — идти в рейд. Схема далеко не нова и используется в топ-3 самых кассовых игр в AppStore. Порой, кстати, в интернете проскакивали шутки про смешные случаи из жизни людей, заигравшихся в подобные игры. Когда какой-нибудь увлекшийся молодой человек, прерывал выполнение супружеского долга, потому что у него «капуста поспела — нужно урожай собрать», или «нужно проверить — не снесли ли мне базу за эти пять минут». И смех и грех.
Отличная работа пальцев
Но давайте о хороших качествах. А они тут есть. Во первых — черный юмор. Пусть иногда плоский, но порой смешно. Во-вторых — очень приятные флешбеки относительно старой игры. Все также осталась в игре Госпожа, которая, благодаря современной графике приобрела интересные формы. К тому же здесь очень приветствуется насилие. Чтобы заставить бесенят быстрее работать (на 30%) нужно их пнуть по морде. То же действие необходимо выполнить чтобы зайти в игру, после загрузки всех основных программных компонентов. Здесь дают милые ачивменты за самые абсурдные действия, а процесс превращения полчищ врагов в цыплят, с последующим их уничтожением «тап => яичница» невероятно доставляет. И тем не менее, многие из этих действий сделаны просто в качестве хоть какого-то оправдания беспощадного использования культового бренда.
Free2Play — зло?
Почему же, раз игра настолько жестока и пропитана вымогательством, я написал такой большой обзор? Дело в том, что эта игра из серии «Нельзя пройти мимо». Вы бы прошли мимо Half-Life for iOS или WarCraft III for iOS? Другое дело — что EA сделали из этого совершенно неудобоваримый фестиваль доната. Данный обзор — протест против free2play-игр. Ибо такими темпами мы доживем до того момента, когда PSP или 3DS умрут вместе с хорошими играми, а на iOS или Android эти хорошие игры так и не появятся. Да, я не спорю, f2p отличный вариант для тех, кто не хочет платить за игру, и готов подождать пока призываются скелеты или добывается камень. Но я, как человек, который зарабатывает деньги и ценит свое время, хочу играть в качественные игры, если у меня выпадет время в них поиграть. Именно поэтому я буду в числе первых, кто купит XCOM: Enemy Unknown для iOS за $20, когда она появится в русском AppStore, потому что полноценный перенос одной из лучших стратегий недавних лет на мобильную платформу — это достижение.
И я бы с удовольствием заплатил за какой-нибудь Commandos или WarCraft, переизданный для iOS, как в свое время приобрел Carmageddon, потому что считаю что за труд разработчиков нужно платить. И я знаю, что купив такую игру я могу просто взять и играть, не думая про донат, не ожидая по 40 минут, пока совершиться какое-то плевое действие или откатится кулдаун. А пока толпы школьников играют в Clash of Clans, где каждое действие приходится ждать по нескольку часов, и разработчики видят что это популярно и перетягивают эту формулу на серьезный гейминг (ПК и консоли), мы не получим качественных игр и будем страдать от бессмысленных поделок. Хотелось бы отдельно отметить, что в средняя прибыль с одной f2p-игры с каждого игрока составляет от $4. И не нужно говорить «Я играю три тысячи лет и не потратил ни доллара!!1». Вы — возможно. Но есть люди, которые тратят сотни долларов и могут себе это позволить. И именно из-за этого средний показатель так высок. Не проще ли заплатить сразу $5 и иметь возможность играть постоянно и без навязчивой рекламы или доната? Подумайте над этим.
Ибо последние 2 месяца я не мог найти игру такого плана, где не надо донатить и нет бесконечного времени ожидания различных действий и так далее, когда твой противник руководствуется «Много денег — правлю миром» тем самым имея меньший уровень он имее более сильную армию и тд и тп.
Я перерыл весь Play Market но увы, был расстроен.
И даже, подчеркну, даже я, кто не любит платить за игры и довольствубсь бесплатным контентом, с удовольствием бы купил тот же Clash of Clans, будь там все равны и все зависело бы от опыта и длительности пребывания игрока в игре.
И, конечно же, обзор на славу)
F2p разный бывает. Если реализовано, как с FIFA 14, почему нет? Игры же, подобные этой, по моим небольшим наблюдениям, довольно быстро надоедают. В те же Clash of Clans из тех людей, что я знаю, перестало играть 9 из 10 уже через неделю. Другое дело, что много людей хотя бы пару дней поиграли в это — вот и да здравствует популярность, клоны, реклама, доходы…