Артур Флек (Хоакин Феникс) — неудавшийся клоун и еще более неудавшийся стендап-комик. В то время, как он пытается просто-напросто существовать в разрушенном и прогнившем Готэм-Сити, череда жестоких событий приводит к восстанию в городе и рождению того самого Джокера.
Готэм-Сити 1981 года. Богачи богатеют, бедняки беднеют. Мусорные кучи разрастаются, крысы свирепствуют в завалах отходов, некоторые части города ничем не отличаются от трущоб, а Артур Флек — не сыскавший славы клоун и человек, мечтающий стать стендап-комиком — сидит напротив зеркала и неспешно рисует свое лицо. Он старается улыбаться и упорно тянет уголки рта к верху, растягивая рот от уха до уха. Одинокая слеза скатывается по его щеке, забирая с собой частички грима. Здесь рождается Джокер. И это не вопрос красивых костюмов или взрыва CGI-эффектов. Просто человек. Грустный клоун.
«Раньше я думал, что моя жизнь была трагедией. Но теперь я понимаю… это комедия» — Артур Флек (Джокер)
Артур — одна из жертв жизни, один из тех самых фриков. Он избит, осмеян, оскорблен. Вкус крови во рту ему слишком знаком. Но он не просто изгой или непонятый всеми гений — он в принципе не может контактировать с окружающим миром. Бытовое существование просто невозможно, так как правила и законы, которые контролируют общество — пусть даже такое сломленное и разоренное, как Готэм — остаются для него непостижимыми. Вместо этого, он находится вне мира. Частично из-за психического состояния, вызывающего неконтролируемый смех (зачастую даже в плохих ситуациях) — его глаза полны боли и печали, в то время как очередной приступ смеха срывается с его губ и уносит его еще дальше от этого мира.
«Я просто не хочу больше чувствовать себя так плохо», — шепчет Артур, который принимает семь разных видов лекарств и большую часть своей жизни является лишь частью системы. Той системы, которая теперь не имеет ни возможностей для помощи ему, ни времени на него. Отчаянный шепот не будет услышан. Это символ и падения Артура, и становления его как Джокера. В целом, это и есть фильм «Джокер» — история происхождения. Фильм, который лишь в крупицах затрагивает то, что до этого происходило во вселенной DC.
Этот фильм, особенно в нынешних условиях, может показаться плачем униженных и оскорбленных. Однако это слишком просто, поэтому «Джокер» делает все, чтобы не дать зрителю легких ответов. Это грустная, хаотичная, весьма меланхоличная история невидимки, история человека, которого не существует для окружающего мира. Но никто не гарантирует, что вы почувствуете отвращение или даже симпатию в то время, как Артур шаг за шагом приближается к краю. Не стоит забывать, что это история возникновения злодея. Но то, что воплотили в жизнь режиссёр Тодд Филлипс и сопродюсер Скотт Силвер («8 миля», «Боец») — это не суперзлодей, а в первую очередь, простой человек. Они заинтересованы показать психологические, моральные, эмоциональные и физические черты того, кто в итоге стал Джокером.
Хоакин Феникс удивителен в роли Артура. Тодд Филлипс отметил, что он уже давно видел перед собой образ нужного актера, пока писал сценарий, и, как оказалось, он был абсолютно прав в своем выборе. Феникс переродился в Артура: он сбросил вес для роли, он выглядит действительно худым, хрупким и голодным. Тени вырисовывают его торчащие кости. Его физика также идеальна: то, как он двигается, виляет при ходьбе, бежит, сидит, курит, зажимается. Свойственная ему глубина образа видна сразу: она очаровывает и порой даже ошеломляет. Сравнения его с Хитом Леджером или Джеком Николсоном неуместны: такого Джокера мы вообще не видели — во многих аспектах это даже не Джокер. Это Артур.
Весь фильм — намеренный отказ от соответствия оригиналу. И пусть некоторые детали и были позаимствованы из графической новеллы 1988 года «Убийственная шутка» (где Джокер — неудавшийся стендап-комик), фильм все же не следует сюжету комиксов. Смелый шаг для фильма по вселенной с такой большой фан-базой, но в этом и есть его главная ценность. Мало того, что главный герой крайне отдален от вселенной DC, так он еще и совершенно чужд предыдущим экранизациям комиксов (даже относительно весьма приземленного «Темного Рыцаря»). И фильм, и персонаж — абсолютно свободные. Они сами решают, «кем» и «чем» им быть.
Актриса Фрэнсис Конрой шикарна в роли матери Артура — Пенни, а Зази Битц, играющая соседку героя по имени Софи Дюмон (возможно, весьма недооцененная роль), приносит некую человечность в сцены с Артуром. Очевидно, самым обсуждаемым актером из собранного каста стал Роберт Де Ниро в роли ведущего вечернего шоу Мюррея Франклина. Режиссёр Тодд Филлипс никогда не скрывал своей любви к фильму «Король Комедии» и из этого вышло настоящее волшебство. Видеть, как Руперт Папкин становится Мюрреем Франклином, — одно удовольствие.
Обязателен к упоминанию и виолончельный саундтрек к «Джокеру» от композитора Хильдур Гуднадоттир: скорбный, мрачный и в какой-то степени расколотый. Визуальная составляющая фильма рождена стараниями кинематографиста Лоуренса Шера. В его руках Готэм стал не просто фоном, а настоящим персонажем: полным изъянов, жестоким, с разбитым сердцем. Угнетающий и угнетенный, с проблесками света, которые никогда не приведут к ясному небу. Свет пульсирует в самом центре фильма в беспомощном ожидании лишь того, чему и так суждено случиться. Переплетение тьмы Готэма и непостижимого солнца прекрасно обыгрывается в эпизоде, когда Артур танцует между светом и тенями. Кости Артура очерчиваются, они становятся острыми в таком освещении. А на фоне волнуются струны, переходя на скрежет.
Смелый, опустошающий и до совершенства красивый фильм. Тодд Филлипс и Хоакин Феникс не просто переосмыслили одного из самых знаковых злодеев в истории кино, но и изменили взгляд на всю серию комиксов. Обязательно к просмотру!
Вот по поводу сценария — такой момент — он сначала общается со своей соседкой, вроде как даже переспал с ней, она с ним ходит на его стендап выступление, а после он приходит к ней в хату (заваливаясь также как и в первый раз) и она с ужасом на лице его выгоняет, как будто видит первый раз в жизни.
Так вот, почему? Не его ли видением были все ее походы с ним? Или я что-то напутал?)