test adv
,

История подкастов: полвека между пиратами и блогерами

Детство, отрочество и юношество перспективного информационного формата, который переживает второе рождение прямо на наших глазах

Ввожу в курс дела: подкастинг — процесс создания и распространения информации в формате аудио, который лихо напоминает традиционное радио. У каждого выпуска своя тема, есть станции, которые пилят контент в одном или паре направлений. Без слушателей тоже не обходится: они используют их, чтобы научиться чему-то или банально развлечься. Подкасты очень в тему за рулём, у плиты, в ванной, на пробежке и ещё в тысяче других ситуаций. Жаль, про их корни знают далеко не все — этой статьёй мы исправим это досадное недоразумение.

Кстати, у нас тоже есть свой подкаст. В его рамках мы рассказываем о высоких технологиях: разбираем последние новости, делимся своим мнением по поводу самых горячих тем и просто спорим. Новые выпуски выходят практически каждую неделю, и следить за ними можно прямо на сайте — «Трешкаст».

Всё началось с пиратских радиостанций

В конце XIX века было изобретена знаменитая форма беспроводной связи, которая со временем переросла в полноценное радио. Тогда власть начала выделять гражданским ограниченный диапазон частот и проводила процедуру жёсткого лицензирования вещания на них. Собственно, так это работает и по сей день.

Очевидно, не все проходили через сито цензуры: часть мнений и высказываний не попадала в общий эфир. Скорее всего, именно это дало толчок для появления и развития неофициальных радиостанций, которые вещали без разрешения правительства. Уже в 1958 году в районе Дании как раз появилась такая — Radio Mercur. Говорят, чтобы скрыться от правительства, она передавала сигнал из судна, которое постоянно меняло своё местоположение. Если верить слухам, привлечь его к ответственности у государства так и не вышло.

История подкастов: полвека между пиратами и блогерами
Судно Radio Mercur. Источник: pinterest.com

С созданием всемирной паутины пиратские радиостанции продолжили набирать обороты. Так в 1993 году в Соединённых Штатах появилась первая передача, которую вещали через интернет. Вместо привычного музыкально-развлекательного формата мир услышал нечто новое. Она называлась Internet Talk Radio и представляла собой еженедельное шоу, в котором ведущий Карл Маламуд общался с экспертами из разных областей в формате интервью. В выпусках обсуждалась наука, техника, развитие интернета и компьютерной индустрии.

Успешный опыт Маламуда вдохновил очень многих, и они тоже начали экспериментировать с форматом интернет-вещания. Уже в следующем году концерт Rolling Stones стал первым масштабным музыкальным событием, которое записали целиком и опубликовали в интернет. Открывая концерт 1994 года, Мик Джаггер даже передал отдельный привет всем, кто слушал его через интернет. Скорее всего, именно он сумел подтолкнуть крупнейших игроков технологического рынка к новому формату вещания, и они что есть мочи за него ухватились.

Microsoft и Nullsoft тут же выпустили фирменные приложения, которые бесплатно предоставляли пользователям доступ к новому типу контента. Сфера стремительно прогрессировала, и в 1995 году человек по имени Скотт Борн основал портал NetRadio — радиостанцию, которая работала только в интернете. Кстати, спустя некоторое время именно она стала первой, кто получил официальную лицензию нового типа. Конечно же, вместе с этим вся прелесть свободы слова в сети для неё тут же закончилась, и ни о каком пиратском духе речи уже не шло.

В начале нулевых с помощью интернет-радио уже нельзя было кого-то удивить — оно стало вещать о спортивных мероприятиях, новостях, погоде и многом другом. Большую роль в популяризации этого формата сыграли портативные аудиоплееры — конечно же, речь о легендарном гаджете Apple 2001 года.

Подкасты сформировались после появления iPod

Несмотря на то, что радиопередачи пользовались популярностью достаточно долго, массовый подкастинг и сам термин «подкаст» появились только в начале 2000-х. Этому способствовало рождение форматов RSS и MP3, а также выход первого iPod, который показал, что всё аудио может уместиться в кармане.

Через время Apple начала продвигать формат подкастов в iTunes. Она добавила для них отдельную категорию, которая дала пользователям возможность подписываться на интересующие их станции, загружать новые выпуски себе на устройства для прослушивания офлайн. Можно было даже выкладывать собственные записи, созданные с помощью приложения GarageBand. Всё это дало мощнейший толчок для развития нового информационного направления, и всё больше энтузиастов начало интересоваться подкастингом.

История подкастов: полвека между пиратами и блогерами
Приложение iPodder. Источник: grumet.net

Первопроходцем в мире подкастов принято считать Адама Карри. Он не только создал своё радиошоу Daily Source Code и сделал его невероятно популярным, но и разработал RSS-скрипт под названием iPodder, с помощью которого свежие подкасты автоматом загружались в плеер во время синхронизации. Карри был уверен, что маленькое приложение способно бросить вызов всему коммерческому радио, и оказался прав. Позже на основе его скрипта была создана отдельная программа iPodderX, но осенью 2004 года Apple подала в суд на её разработчиков из-за нарушения авторских прав.

«Многие думают, что я просто выскочка с MTV, но мне все равно», — подчёркивал Карри. «Я всегда вёл двойную жизнь, будучи гиком и медийной персоной одновременно». Именно этому гику пришло в голову понятие «подкаст», в котором он соединил слова «iPod» и «broadcasting».

Со временем развитие аудиоблогинга остановилось, и казалось, пошло на спад. Однако распространение мобильных устройств стало катализатором для возрождения формата. Подкасты начали двигать вперёд профессионалы самого высокого уровня, среди которых Джо Роган, Марк Мэрон и Адам Каролла.

В 2014 году очередное оживление в сферу внёс выход подкаста «Сериал». Он рассказывал об убийстве школьницы, случившемся в конце девяностых. Ведущей была Сара Кениг, ранее участвовавшая в шоу «Эта американская жизнь». Слушатели вместе с Кениг анализировали интервью с убийцей девушки. На волне популярности шоу в эту сферу пришли первые серьёзные рекламодатели, которые сделали его коммерчески успешным. В 2017 году экономисты оценивали рынок подкастов Соединённых Штатов в 200 миллионов долларов.

В России подкасты стартовали с сервиса Rpod

Когда подкасты уже успешно набирали популярность в США, в России о них слышали единицы. Это было связано с медленным развитием интернета и общим недоверием ко всему новому. Долгое время у нас предпочитали обычное радио, узнавая из него всю необходимую для себя информацию.

Конечно, было несколько независимых от государства радиостанций, но они создавали только иллюзию свободы: как и другие, они получали лицензии и подвергались цензуре. Всё изменилось благодаря отцу российского аудиоблогинга по имени Василий Стрельников. Именно он в 2005 году запустил подкаст-сервис под названием Rpod. Он проработал целых 10 лет вплоть до января 2015 и изменил отношение к подкастам. Кстати, сейчас Василия можно услышать в The Big Podcast.

История подкастов: полвека между пиратами и блогерами
Старая версия сайта PodFM

Второй подкаст-сервис PodFM до сих пор работает — его создал Максим Спиридонов. Площадка позиционируется как аудиожурнал, и на протяжении последних десяти лет администрация занимается привлечением независимой прессы, популяризацией подкастинга и помогает новичкам с созданием информационного аудио.

Сегодня в iTunes подкастов на русском всего пару десятков — это ничтожно мало в сравнении с тысячами каналов на английском. Почему так происходит? Скорее всего, потому что у нас никогда не было настолько мощной культуры аудиоконтента, которому часто предпочитают видео. Ниша крутая, но она пустеет.

Создатель мотивационного канала «Будет сделано» Никита Маклахов говорит, что одним из главных плюсов подкастинга является то, что это долгоиграющий формат. Даже спустя несколько лет люди смогут получить доступ к контенту, тогда как большая часть информации в интернете не живёт и сутки. В этом плане подкастинг похож на видеоблогинг, но не требует огромных затрат на съёмку и монтаж. Более того, через интернет вести подкаст могут сразу несколько человек из разных уголков планеты.

По словам Никиты, у отечественных подкастов нет конкретной аудитории. Прослушивать их может как студент, изучающий английский язык, так и предприниматель, узнающий новости бизнеса по дороге на работу. Это открывает свободу для творчества, но не даёт чёткой картинки для монетизации.

Подкасты — ещё один источник для монетизации СМИ

Основной доход интернет-радиостанциям и самостоятельным подкастерам приносит реклама. По результатам зарубежных исследований, примерно 63% слушателей подкастов покупают рекламируемые в них товары. Это внушительная цифра, в которую реально сложно поверить.

История подкастов: полвека между пиратами и блогерами
Автор подкаста WTF в своём гараже. Источник: nytimes.com

Продюсер популярного подкаста WTF гарантирует, что каждый новый выпуск скачает минимум 320 тысяч пользователей. Скорее всего, каждый из них услышит рекламу. Стоимость размещения интеграции в этом подкасте колеблется от 17 до 30 долларов за каждую тысячу активных слушателей. В итоге, за одну рекламную вставку он получает порядка 8 тысяч долларов. Это не так много, как в телевизоре, но и ресурсов на создание такого контента нужно куда меньше. Никаких камер и света — только несколько хороших микрофонов.

Аналитики из Соединённых Штатов говорят, что к концу следующего года глобальный рынок рекламы на интернет-радиостанциях дойдёт до отметки в 650 миллионов долларов. Конечно, у нас дела обстоят не так радужно — индустрия требует развития и популяризации. Однако если какая-то аудитория уже есть, монетизировать подкаст будет в разы проще. Кстати, кроме продажи рекламы, можно также зарабатывать с помощью того же Patreon — это такая платформа, на которой любой желающий может оформить платную подписку на станцию.

Сейчас подкасты на очередном низком старте

Сегодня подкастинг в очередной раз переживает всплеск популярности. По данным исследований Infinine Dial, более половины американцев хотя бы однажды слушали интернет-радио, а 22% делают это еженедельно. Около 30% автомобилистов в США регулярно включают подкасты, находясь за рулём.

Да, это действительно большая индустрия, и она постепенно приближается и к России. Отечественные блогеры, как и их подписчики, уже устали от историй, видеоблогов и прочего визуального контента, поэтому это просто дело времени. Кстати, не так давно музыкальный стриминговый сервис Spotify решил стать крупнейшей в мире аудиоплатформой и заниматься не только музыкой, но и подкастами. Сейчас абсолютным лидером этой экосистемы является Apple, и соперничество между этими компаниями на новом поприще наблюдать будет очень интересно.

Наш «Трешкаст» в «Google Подкастах»

Подкасты не привязаны к конкретному приложению, и вы сами можете выбрать удобное для себя. На всех последних устройствах Apple есть приложение «Подкасты», а слушать их на Android можно через «Google Подкасты» или Castbox. Если вы уже определились с клиентом, ищите нас по запросу «Трешкаст».

Последнее изменение:
 
Bambaster
Bambaster , 16 августа 2019, 09:57   (...)
Минус подкастов, если они не про поэзию или что-то пережитое лично автором, в слишком большой субъективности и голословности, как бы это смешно ни звучало.
У нас в гостях мастер спорта по борьбе, игре в китайские нарды и экономике, и сегодня он нам расскажет о квантовой запутанности.
Тут либо придется постоянно гуглили, правда ли это, либо принимать чисто на веру
Ответить
EgorDrachuk
EgorDrachuk, 20 июня 2021, 09:28   (...)
Не во всех подкастах есть такой минус
Ответить
Bambaster
Bambaster , 20 июня 2021, 18:00   (...)
В 90%, наверное
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием