Интернет — это глобальная система объединённых компьютерных сетей, но прежде всего это информация, которая путешествует по тонким, как прядь волос, проводам. Протяжённость кабелей, проложенных по дну океанов и соединяющих континенты, в общей сложности уже составляет более миллиона километров. Компании, как правило, объединяются, чтобы совместными усилиями осуществлять такие масштабные проекты. Однако крупнейшие технологические гиганты берутся за них в одиночку. Например, компания Google на текущий момент реализовывает первый в своём роде проект по прокладке трансокеанического подводного кабеля, соединяющего Соединенные Штаты с Чили, где расположен крупнейший в Латинской Америке центр обработки данных поискового гиганта.
«Люди думают, что данные находятся в облаке, но это не совсем так. Они находятся в океане», — Джейн Стоуэлл (Jayne Stowell), руководитель проектов Google по прокладке подводных кабелей.
В то время, как большинство из нас пользуются интернетом через Wi-Fi, связь осуществляется с помощью физических кабелей, которые в свою очередь связывают континенты через океаны. На самом деле это очень трудоёмкий и длительный процесс. Транспортировкой кабеля, который в бухте может весить более десятка тонн, в конечном счёте займётся 200-тонный корабль под названием Durable, принадлежащий компании SubCom. Но сначала его нужно собрать на заводе в Ньюингтоне (штат Нью-Гэмпшир). Завод, расположенный вблизи порта, имеет специализированное оборудование, которое используется для поддержки необходимого натяжения кабеля и его защиты от случайного повреждения.
В процессе производства кабель проходит через так называемые мельницы размерами с реактивные двигатели, которые укладывают провода в медный кожух. В зависимости от того, где будет расположен кабель (на мелководье или на глубине 5-9 км), дополнительно используются пластик, сталь и гудрон, чтобы противостоять непредсказуемым условиям океана. В результате кабель в диаметре может достигать 10 см. Чтобы проложить для него кабельную трассу во избежание всяких подводных опасностей, требуется примерно год. При этом кабель ещё должен выдерживать сильные течения, оползни, землетрясения и случайные воздействия от рыболовных суден. Прокладка осуществляется с таким расчётом, что каждый кабель сможет без существенных проблем проработать до 25 лет.
Конвейер, который сотрудники называют «кабельной магистралью», перемещает кабель непосредственно на корабль, стоящий в порту реки Пискатакуа. Durable готовится транспортировать кабель весом около 3,5 тонны (при условии полной загрузки) на расстояние около 6,5 тыс. км. Внутри корабля рабочие укладывают кабель в бухты: один человек в быстром темпе ходит с ним по кругу, остальные ложатся и удерживают его своим весом. Требуется около четырёх недель непрерывной работы, чтобы погрузить весь кабель на корабль и Durable смог выйти в открытое море.
Капитан корабля Ян Дурье (Yann Durieux) говорит, что одна из самых важных для него задач — поддержание морального состояния команды в течение нескольких недель, проведённых в море. Создание инфраструктуры цифрового мира является очень трудоёмкой работой. Durable может вместить до 80 членов экипажа, на борту находятся 53 спальни и 60 ванных комнат. Команда делится на две смены, каждая из которых работает по 12 часов. При этом на корабле везде стоят предупреждающие знаки, напоминающие о соблюдении тишины — пока одна смена работает, вторая отдыхает.
Перед выходом в море корабль запасается определённым количеством припасов на срок не менее 60 дней. Это примерно 200 батонов хлеба, 757 литров молока, 500 упаковок с яйцами по 12 штук каждая, 363 кг говядины, 545 кг курятины и 816 кг риса. Есть также 300 рулонов бумажных полотенец, 500 рулонов туалетной бумаги, 700 кусков мыла и почти 270 кг стирального порошка. Ещё одна очень важная деталь — на борту не допускается алкоголь.
«Я всё ещё страдаю морской болезнью. Эта работа не для всех», — говорит Уолт Освальд, техник, который уже почти 20 лет занимается прокладкой кабелей на кораблях. Он постоянно клеит специальный пластырь за ухом, чтобы сдержать тошноту.
Плохая погода неизбежна. Зачастую волны достигают 6 метров. Бывают случаи, когда капитан в целях безопасности приказывает отрезать кабель, и корабль уходит в безопасные воды, оставив кабель прикреплённым к плавучему бую. Когда шторм стихает и погодные условия становятся лучше, судно возвращается на место, и команда продолжает выполнять свою задачу.
Работа на борту очень медленная и трудоёмкая. Корабль, находясь в море в течение нескольких месяцев, движется со скоростью около 10 км/ч, поскольку кабель приходится медленно вытягивать из огромной бухты через специальное отверстие в задней части корабля. В местах ближе к берегу, где возрастает риск его повреждения, используется подводный плуг, чтобы закопать кабель поглубже в морском дне. Это выглядит примерно так:
23 апреля 2019 года корабль Durable причалил в Вальпараисо (Чили), что ознаменовало успешное окончание операции по прокладке подводного интернет-кабеля. Там его ждала команда SubCom, отвечающая за приём кабеля, соединение его с наземной инфраструктурой и тестирование связи. Это тринадцатый по счёту подобный проект, финансируемый компанией Google, что делает её первой среди крупнейших технологических компаний. Поисковый гигант, хоть и не специализируется на телекоммуникациях, продолжает инвестировать в частную интернет-инфраструктуру ради достижения своей долгосрочной цели по охвату следующего миллиарда интернет-пользователей. На это компания уже потратила 47 млрд долларов.
После латиноамериканского проекта Google планирует проложить новый кабель из штата Вирджиния во Францию. Проект должен быть осуществлён к 2020 году. У Google есть 13 дата-центров по всему миру, ещё 8 находятся на стадии строительства — всё это необходимо для обслуживания триллионов поисковых запросов ежегодно. Только представьте, каждую минуту на YouTube загружается более 400 часов видео.
Первый трансатлантический кабель был проложен в 1858 году, он соединил Соединенные Штаты и Великобританию. Королева Виктория ознаменовала это событие посланием телеграммы президенту США Джеймсу Бьюкенену, на передачу которой ушло 16 часов. Несмотря на то, что с тех пор были изобретены новые беспроводные и спутниковые технологии, кабели остаются самым быстрым, эффективным и наименее дорогим способом передачи данных через океан. И тем не менее это всё ещё очень затратно: Google не раскрывает стоимость чилийского проекта, но эксперты утверждают, что такая работа стоит примерно 350 млн долларов в зависимости от длины кабеля.
В современную эпоху телекоммуникационные компании уже проложили большую часть кабелей, однако за последнее десятилетие американские технологические гиганты стали принимать в этом активное участие. Google уже владеет как минимум 14 подводными кабелями по всему миру. Amazon, Facebook* и Microsoft инвестировали в другие проекты, которые соединили их дата-центры в Северной Америке, Южной Америке, Азии, Европе и Африке и на текущий момент владеют или арендуют больше половины всех подводных кабелей на нашей планете. Нередко желание компании проложить подводный кабель на другой континент становится предметом геополитических споров. Так, в прошлом году Австралия запретила китайскому технологическому гиганту Huawei проложить кабель, соединяющий континент с Соломоновыми островами. Власти страны опасались, что это позволит китайскому правительству контролировать их внутреннюю сеть.
В дальнейшем спрос на подводные интернет-кабели будет только расти, поскольку всё больше компаний полагаются на услуги облачных вычислений. Кроме того, технологии, развитие которых ожидается в ближайшем будущем (искусственный интеллект, беспилотные автомобили), также требуют высокой скорости передачи данных. Области, в которых до недавнего времени не было интернета, теперь могут получить доступ к глобальной сети, и впервые по данным ООН количество интернет-пользователей превысило больше половины населения Земли.
По материалам статьи «How the Internet Travels Across Oceans».
* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.