adblock check

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Классика из середины 2000-х, которая моментально стала хитом и перевернула рынок

Motorola RAZR V3 — телефон, сформировавший моду на тонкий корпус. Его разработка велась вопреки правилам, установленным в компании, а расходы на тестирование были спрятаны в других проектах. Но об этих проблемах стало известно намного позже — когда телефон уже стал культовым.

История создания

Motorola была первой компанией, которая представила мобильный телефон для всех — модель DynaTAC 8000X появилась в 1983 году. Это устройство стало символом высокого статуса уже из-за одной только цены — почти 4000 долларов. Но дороговизна телефона не должна скрывать главное: благодаря 8000x появился целый пласт новой культуры коммуникации.

Затем Motorola выпустила успешный MircoTAC, который обозначил отказ от дизайна в виде кирпича, и не менее популярный StarTac. Но в конце 90-х у компании начались проблемы: пока весь мир переключался на GSM, а Nokia разносила конкурентов неубиваемыми моделями, Motorola придерживалась старых технологий, которые когда-то принесли ей целое состояние. Для возвращения утраченных позиций нужно было создать что-то особенное — например, супертонкий телефон, который взорвёт головы и на годы определит развитие дизайна.

В 2017 году Business Insider опубликовал историю о том, как был создан Razr V3, которую рассказал бывший креативный директор компании Motorola Саймон Рокман (Simon Rockman). Приводим её с сокращениями.

«Никто не прогнозировал успех Motorola RAZR V3. Это телефон, который не должен был появиться на свет. Он нарушил все внутренние правила компании и опередил её развитие.

Я работал в Motorola креативным директором. Моей задачей было понять желания людей и возможности технологий, а затем их соединить. Тогда в компании была одна религия — процесс. Всё должно было проходить определённые этапы и иметь чёткие цели. Создание ни одного продукта не начиналось без определения возможностей и оценки рисков.

В середине 2000-х Motorola могла производить около 50 продуктов в год, включая обновления и региональные версии. При этом нужно учитывать, что мир был технологически разделён: Европа использовала GSM, а Америка — CDMA. Создавать то, что подходило под все мобильные сети, было непросто. В разработку попадали только те устройства, которые можно было производить в большом количестве — не менее 3 миллионов экземпляров.

Я участвовал в заседаниях комитета, на которых принималось решение о разработке новых продуктов. Razor (так назывался проект, с буквой O) предполагалось выпустить в количестве 800 тысяч единиц. Позже я узнал, что даже такая цифра была ложью — на самом деле собрать можно было не более 300 тысяч, а клавиатуру изготавливал только один поставщик. Всё это должно было быть затронуто на совещании по утверждению разработки и окончательно поставить крест на планах по созданию нового телефона. Однако правила были нарушены. Этому способствовали два высокопоставленных сотрудника: маркетолог Джеффри Фрост (Geoffrey Frost) и дизайнер Роджер Джеллико (Roger Jellicoe).

Сделать Razor было невозможно. Это технически-сложная задача, выполнение которой требовало привлечения большого количества инженеров. Но бюджет выделялся только на проекты, построенные по правилам M-Gates — жёсткого корпоративного процесса, состоящего из 16 уровней, сгруппированных в пять фаз. Однако Джеллико всё равно это сделал: его команда работала по вечерам и собиралась в выходные дни, а некоторые затраты на изготовление прототипов и тестирование были скрыты в других проектах.

Джеффри Фрост поддерживал проект, считая его важной частью развития. Можно было не делать 800 000 или даже 8000 телефонов — достаточно было 800 экземпляров, чтобы раздать их знаменитостям на церемонии вручения Оскара. Другие сотрудники компании считали, что затраченные на разработку Razor ресурсы могли бы быть потрачены на что-то другое, что увеличило бы объём и принесло прибыль. Но Фрост имел большой кредит доверия со стороны президента корпорации Рона Гаррикеса (Ron Garriques), поэтому игнорировал несогласие региональных руководителей и продавливал решение о старте продаж.

Razor был сохранён как проект, однако планов по его реализации через операторов, которые тогда выкупали 80% телефонов, было очень мало. Перед запуском продаж название телефона приобрело окончательный вид — из имени проекта убрали букву O. Скоро мы поняли, что создали хит. Все хотели достать этот телефон. Президент корпорации скупал запасы, предназначенные для клиентов, чтобы дарить телефоны влиятельным друзьям.

Масштабы удара от выхода RAZR трудно представить. Чарльз Данстоун (Charles Dunstone) из Carphone Warehouse заказал 250 000 телефонов в розовом цвете — это была треть прогнозируемых мировых продаж. Мы думали, что он сошёл с ума — продавать британским женщинам телефон, который разрабатывался как мужской. Мы дали ему эксклюзивные права на использование розового цвета. Когда Данстоун продал 3 миллиона экземпляров, мы выкупили права на распространение розовых моделей за пределами Великобритании.

В итоге прогноз в 800 000 единиц всё-таки оказался неверным. В различных формах было продано более 100 миллионов телефонов».

После того как RAZR V3 завоевал рынок, Motorola продолжила эксплуатировать тему, покрасив корпуса телефона в самые немыслимые цвета и выпустив целый ряд модернизированных моделей с дополнительными функциями. Компания даже пробовала переносить сверхтонкий дизайн на моноблок SLVR и слайдер RIZR, но самоповторение и желание поднять ещё больше денег на выстрелившем продукте проглядывало даже в названии. Пользователи больше не возбуждались от одного вида телефона, а селебрити не дарили друг другу эксклюзивные устройства, выкупленные лично директором Motorola. Успех RAZR V3 был уникальным — и это только добавляет телефону культовости.

RAZR V3 в массовой культуре

До появления iPhone звёзды предпочитали самые разные телефоны. Одним из безусловных лидеров в шоу-бизнесе был RAZR V3. Уже на этапе его создания Джеффри Фрост размышлял о том, что достаточно 800 моделей, розданных участникам церемонии «Оскар», чтобы о новом телефоне заговорили все. RAZR взорвал бы рынок и без такой поддержки, но главными ускорителями его распространения всё равно были селебрити, которые участвовали в рекламных кампаниях и сами c удовольствием пользовались эксклюзивными моделями.

Вот, например, одна из самых обсуждаемых персон середины 2000-х Перис Хилтон использует RAZR для светских разговоров на after party «Золотого глобуса» в 2006 году. В этом же году появляется ограниченная партия от Dolche&Gabanna — 1000 телефонов в золотом цвете. По сути, это модификация V3i, но сотрудничество с модным брендом, аксессуары в кричащем золотом цвете и выполненное в стилистике D&G меню сильно повысили стоимость. Золотой RAZR продавался в бутиках наравне с телефонами Vertu. И не только продавался, но и неплохо покупался, так что уже летом 2006 года пришлось выпускать новый комплект брендированных устройств.

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

А это — Motomaria, женская модель, которую рекламировала теннисистка Мария Шарапова. В середине 2000-х она была главной звездой женского спорта, а сотрудничество с Motorola открыло ей путь к рекламной интеграции с производителями сотовых телефонов. Первые модели серии Motomaria выпускались с гравировкой, выполненной в виде подписи Шараповой — разве можно представить что-то подобное сейчас? На сайте Motorola был специальный раздел, посвящённый теннисистке и её индивидуальной серии телефонов, а в комплекте с аппаратом поставлялся розовый чехол.

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Популярность RAZR V3 была так велика, что даже в 2008 году с ним было не стыдно сфотографироваться на премьере фильма «Пенелопа» в Лос-Анджелесе. Что Риз Уизерспун делает с раскладушкой на фотографии, не совсем понятно, но она явно довольна своим выбором.

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Однако телефон не только стал законодателем мод и привлёк огромное количество звёзд в своей рекламной кампании, но и попадал в большое кино. В середине 2000-х владение RAZR V3 подчёркивало высокий статус владельца. Поэтому неудивительно, что такой телефон был у главы мафии Нью-Джерси Тони Сопрано. Сначала он пользовался моделью Motorola T720, но затем обоснованно прокачался до RAZR V3 — потому что нужно соответствовать образу во всём.

Увидеть легендарную раскладушку можно было в руках героев «Сокровища Нации-2», «Одиннадцати друзей Оушена», «Пункта назначения-3». И напоследок — Меган Фокс в фильме «Тело Дженнифер». И как такой телефон не захотеть?

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Легендарные характеристики

Восхищение от знакомства с телефоном начиналось с коробки — металлического бокса с иллюминатором, из которого выглядывал телефон. Отличная отсылка к тому, какой космос ждал новоиспеченного владельца раскладушки. Внутри коробки: кабели, переходник, диск, чехол, клипса на ремень, наушники — полный комплект.

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Но все эти аксессуары практически не привлекали внимание, потому что взгляд сразу останавливался на телефоне, который не был похож ни на что другое, что продавалось в 2004 году. Корпус, выполненный из пластика и металла, в сложенном состоянии имел толщину всего 13,9 мм. В разложенном виде крышка была толщиной около 6 мм, а основная часть — около 8 мм. Длина корпуса — 98 мм, ширина — 53 мм, вес телефона — 95 грамм. .

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

На лицевой стороне легенды — камера 0,3 Мп и STN дисплей на 4096 цветов. Основной дисплей с разрешением 176х220 пикселей отображал уже 256000 цветов, но самая мощь — это металлическая клавиатура с вырезанными символами с мягким нажатием и очень приятными тактильными ощущениями. И подсветка — просто посмотрите, какой это кайф.

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Кроме стандартного набора на клавиатуре было две дополнительные кнопки — для выхода в интернет и перехода в «Сообщения». На крышке были также дополнительные функциональные клавиши: слева — качелька громкости и быстрый доступ к включению Bluetooth, справа — диктофон и голосовой набор. Под клавиатурой расположился огромный подбородок, в который разработчики засунули направленный микрофон, динамики вызова и громкой связи и единственный разъём, через который подключалось вообще всё: зарядное устройство, наушники, компьютер.

Айтиквариат: Motorola RAZR V3

Если внешний вид Razr V3 разрывал шаблоны, то функциональные возможности возвращали в реальность — это всего лишь старший брат модели V600. Появилась поддержка большего количества медиа-форматов, приложения и игры стали работать быстрее благодаря графическому ускорителю и обновлённому процессору, но революции не произошло. Возможности мультимедиа тоже находились на среднем уровне. Три предустановленные темы оформления, композитор мелодий, 47 мелодий на звонок плюс возможность загрузить MP3-файл (правда, с ограниченным битрейтом).

Камера делала фотографии с разрешением 640х480 и позволяла снимать видео. Хранить это богатство можно было во встроенном хранилище объёмом 5,5 Мб. Единственной возможностью расширения памяти было подключение к компьютеру. Снял несколько видеороликов — скинь файлы на жёсткий диск, 2004 год на дворе. Но всё это не имело значения для поколения, которое слушало музыкальные нарезки и не отрывалось от 20-секундных роликов, записанных на телефон.

Где сейчас достать RAZR V3?

Несмотря на то, что с даты релиза телефона прошло 15 лет, его всё ещё можно купить. Непродолжительно гугление выдало сразу несколько вариантов получения легенды. Найти оригинальный RAZR V3 ожидаемо можно на eBay и достаточно неожиданно — на AliExpress. Правда, с китайскими продавцами как обычно всё сложно: в описании товара указано, что это оригинальная восстановленная модель, но покупатели в отзывах пишут, что получили всего лишь копию.

Ещё один возможный вариант — магазины старых телефонов. RAZR V3 мог вернуться из наших воспоминаний и хардкорных интернет-магазинов старых телефонов и на полки ритейлеров. В 2016 году Motorola, которая к тому моменту уже стала частью альянса Lenovo, выпустила ролик, намекающий на второе пришествие легендарной раскладушки.

Как оказалось, дата 09.06.2016 в конце видео ничего не значила. По крайней мере, мир не вздрогнул от ностальгического восхищения. В 2017 году агентство Reuters, ссылаясь на информацию от достоверных источников, поведало о создании обновлённой версии RAZR V3. Тогда эта новость выглядело логичной — пару месяцев назад случилось перерождение не менее великой модели Nokia 3310. Однако снова ничего не произошло. В начале 2019 года появились очередные новости о том, что Motorola собирается возродить серию RAZR и добавить гибкий дисплей.

Но, рассуждая о выходе обновлённой версии, важно не упускать главное: даже если перезапуск получится классным, всё равно это будет уже другой телефон. RAZR V3 останется в истории как пример колоссального успеха людей, которые нарушили корпоративные правила и перевернули рынок. Но будущего у него нет — разве что в виде воспоминаний от благодарных современников, которым повезло быть достаточно взрослыми в 2004 году, чтобы восхищаться новыми технологиями.

Pochemuta
Пользователь
7 комментариев по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Воистину вы правы!
Я бы с радостью купил бы этот телефон Motorola Е398, сэнсарные телефоны осточертели!
Кнопочные телефоны всегда в нашей памяти)))
Их дофига на Али продаётся, да и оригинальных моделей в более-менее норм состоянии ещё много. Я прошлым летом ~15 аппаратов восстановил, пользуются спросом. Самому мне больше ROKR E8 нравится
Годная статья, прям на одном дыхании! Только вот не понял, какие они там правила нарушили.
Автор
Корпоративные правила разработки. При представлении проекта завысили объём производства, собирали аппарат в обход производственных процессов, прятали расходы в других разработках. Всё это было сделано с ведома высокопоставленных сотрудников, которые имели достаточно веса, чтобы продавливать свои решения. Иначе корпоративная культура бы победила, а мы бы остались без RAZR V3.