Во второй Областной клинической больнице Ростова-на-Дону хирург провёл операцию в российском экзоскелете ExoChair. Об этом сообщило издание Forbes со ссылкой на письмо Сбербанка, спонсировавшего проект по созданию данной отечественной разработки.
ExoChair является экзоскелетом пассивного типа — он состоит только из рычагов и шарниров, которые снижают нагрузку с опорно-двигательной системы пользователя. Данный экзоскелет разработан российским стартапом «Полезные роботы» (основателями которого являются сотрудники Института прикладной математики им. М.В. Келдыша) и центром инженерного дизайна «Карфидов Лаб».
Отечественная разработка помогла хирургу завершить 12-часовую операцию. Доктор из Ростова-на-Дону тестировал предсерийную версию экзоскелета. Ранее устройство испытывали в Центре учёта наличного денежного оборота Сбербанка, а также при сборке и монтаже шасси газомоторных автобусов в «Бакулин Моторс Групп». На данный момент в России не предусмотрена сертификация экзоскелетов, однако Сбербанк намерен осуществить её при сотрудничестве с государственными и научными организациями.
Некоторые из опрошенных изданием Forbes врачей уверены: новый экзоскелет не будет пользоваться спросом. Руководитель центра хирургии GMS Clinic Бадма Башанкаев считает, что устройство не пригодится в операциях, где доктору необходимо ходить вокруг стола (поскольку в экзоскелете проблематично перемещаться и есть риск задеть провода медицинских приборов). Впрочем, это неудивительно: изначально ExoChair создавался для сотрудников предприятий, осуществляющих конвейерную сборку. Нейрохирург из ФГБНУ НЦН Алексей Кащеев считает разработку хорошей, но уверен, что большинство специалистов откажутся от её использования — они привыкли ориентироваться исключительно на свои навыки, а не на экспериментальное оборудование (безопасность пациента всегда важнее удобства врача). Медики также сошлись во мнении, что ценник в 150 тыс. рублей за ExoChair довольно высок.
«В России не принято вкладываться в удобство хирурга, поэтому вряд ли кто-то купит это устройство. Мы — рабочая сила», — сказал Бадма Башанкаев.
Справедливости ради стоит отметить, что российская разработка стоит значительно дешевле зарубежных аналогов. К тому же, она не уступает им по функционалу (по крайней мере, в этом уверены в «Карфидов Лаб»). Для сравнения, немецкий экзоскелет Chairless Chair (Noonee) стоимостью 3 750 евро (почти 280 тыс. рублей) имеет меньшую глубину посадки и лишён адаптивной системы управления, сбора и анализа данных об операторе, а американский LegX (SuitX) за 6 000 долларов (395 тыс. рублей) имеет другую проводную схему в системе управления. Наиболее схожим с ExoChair является японский экзоскелет, однако компания из страны Восходящего солнца не продаёт своё изобретение, а даёт в аренду за 4200–6000 долларов (275–395 тыс. рублей) в год.