Сегодня в нашем с вами мире устоялась культура селфи. Сделать фотографию себя на фоне какой-нибудь достопримечательности или красивого пейзажа живой природы всеми воспринимается, как что-то само собой разумеющиеся. А все благодаря невероятно быстрому и прочному вливанию смартфонов в нашу жизнь.
В целом сейчас фотовозможности даже бюджетных аппаратов стали мало чем уступать некогда модным беззеркалкам. А матрицы, установленные в некоторые флагманы благодаря новым программным алгоритмам, и вовсе выдают картинку, которую можно сравнивать с профессиональными дорогими фотоаппаратами. Давайте снова погрузимся в историю и поговорим о том, как менялось представление людей о фото из поколения в поколение.
Древний прототип фотоаппарата
Самый первый в мире прототип фотоаппарата был описан последователями китайского философа Мо-Цзы в 4-5 веке до нашей эры. Позже, более четкое определение устройства дал древнегреческий ученый Аристотель. Но наиболее точное описание принципов камера-обскура принадлежит арабскому ученому Ибн ал-Хайсаму. Он пользовался специальными палатками для исследования солнечных затмений. Ибн ал-Хайсам знал, что смотреть на Солнце невооруженным глазом вредно. Поэтому, пользуясь принципом прямолинейности распространения света, он создал для себя небольшое затемненное помещение. В нем было проделано небольшое отверстие, через которое проходил свет, отражаемый внутри от белого полотна.
Такими же приспособлениями пользовались художники и астрономы в средние века. К примеру, Леонардо Да Винчи, Ян Вермеер нарисовали многие свои произведения при помощи камеры-обскура.
Выглядело это все так:
Почему я рассказываю об этом в истории развития фотоаппаратов? Сейчас объясню. Позже, многие ученые ринулись применять это физическое свойство распространения света на компактных камерах-обскура, прототипах современных фотоаппаратов.
Принцип работы камеры-обскура до боли прост. Лучи, проходящие через отверстие в корпусе, распространяются по поверхности вставленного внутрь светлого бумажного материала, создавая тем самым изображение на его поверхности. Размер изображения можно регулировать при помощи изменения расстояния между отверстием и бумажным экраном. Чем расстояние больше, тем и размер проецируемой картинки соответственно получается более крупным. Качество изображения зависело от диаметра отверстия. Если отверстие было широким, то изображение получалось более ярким, но четкость, к сожалению, при этом страдала. При возможности проецируемая на полотно картинка обрисовывалась.
С развитием оптики, уже в нашу эру, камеры-обскура обзавелись линзами. Модернизация позволила значительно увеличить яркость проецируемого изображение, притом сохраняя его резкость. А с появлением светочувствительных элементов, надобность в обрисовке проекции пропала.
Самая первая в мире попытка химического способа фиксации изображения была предпринята учеными Томасом Веджвудом и Генри Дэви. Но особого успеха их процесс фотограммы не сыскал.
А вот французскому изобретателю Жозефу Нисефору Ньепсу удалось оставить свой след в истории. Переизобретенная им в гелиограф камера-обскура позволяла создавать полноценные фотокарточки. Но вот процесс их создания, опять же, был далек от современного.
Вместо пленки или любого другого фотофиксирующего элемента (например фотобумаги) использовалась оловянная пластина, покрытая слоем битума. В процессе химической реакции, создаваемой воздействием солнечных лучей, на пластине оставались полимеризированные текстурные участки. После, созданное клише подкладывалось под бумагу и теснилось.
Вот так выглядела самая первая фотография созданная при помощи гелиографии:
Клише полученное Жозефом в 1826-м году:
Как можно заметить, первая фотография имела ряд негативных нюансов, касающихся слишком высокой контрастности, а также отсутствию полутонов и размытости мелких деталей. В будущем технология гелиографии была доработана и в течение очень долгого срока использовалась в типографиях.
Заключение
В следующей части мы поговорим с вами о том, как появились первые зеркальные фотоаппараты, а также привычная для многих из нас фотопленка.