adblock check

Почему Nokia поступает неверно?

Привет, ребята. Сегодня я решил написать статью, чтобы поделиться своим мнением о происходящем, о развитии мобильных операционных систем и о тенденциях, которые мы имеем удовольствие наблюдать.

Сегодня речь пойдет, в основном, о финской компании Nokia, которая долгое время держала пальму первенства, как по числу проданных телефонов и смартфонов, так и по инновациям, которые воплощались в жизнь на нескольких платформах. Однако, эти времена уже прошли, Нокия просрала значительную часть своего могущества, и главное — потеряла инициативу и ведущую роль в развитии мобильной электроники. Я хотел бы поделиться своим мнением относительно того, как это произошло, а так же предложить варианты того, что можно предпринять, чтобы Европа снова стала лидером, если не по производству, то хотя бы по инновациям, качеству и удобству мобильных телефонов.

Почему Nokia поступает неверно?

Прежде всего, нужно сказать, что Нокия — крупнейшая компания, число ее сотрудников превышает число сотрудников Apple в два раза — 120 тысяч против 60 тыс., при этом, количество сотрудников, которые занимаются исследованиями и разработкой (R&D), и вовсе — больше в два раза. Однако, при этом не стоит забывать, что Apple делает не только телефоны, но и компьютеры, ноутбуки и т. п., поэтому, если взять подразделение по разработке айфонов, то оно будет более чем в пять раз меньше, чем Nokia Devices.

При этом, мы не видим от такой колоссальной организации каких-то ростов продаж, высокой выручки, или вообще хотя бы безубыточного производства. Основная причина кроется в том, что у нокии на данный момент есть огромное количество платформ — S30, S40, S40 Touch&Type, S60 (Symbian 9.3), S60 Touch, MeeGo, Windows Phone; такого разнообразия нет ни у кого, но все эти системы в разной степени неполноценны.

Исторически так сложилось, что под разные классы устройств Нокия создавала разные системы — от простых черно-белых звонилок на S30, которые были продолжением линии еще из 90-х, до экспериментальных сенсорных устройств ценой под тысячу долларов на линуксе, которые позиционировались как интернет-планшеты (Internet Tablet) и как задел для будущего. Однако, это будущее не наступило. Точнее, наступило не совсем так, как хотели этого в Тампере, пригороде, или, если точнее, городе-спутнике столицы Финляндии Хельсинки. Но обо всем по порядку.

Мы не будем рассматривать те времена, когда Нокия царствовала и пировала, тесня остальных производителей своей компактной и удобной моделью 3310 с внутренней антенной, но нас очень будет интересовать год этак 2003-й, когда сложилась удивительная ситуация — растет рынок смартфонов, все здорово, растут продажи, руководство Нокии все делает правильно — развивая успешную S60, добавляя ништяки в сороковую серию, по-прежнему выпуская бестселлеры наподобие 1100, снижая стоимость мобильного телефона и покоряя все новые и новые рынки. Однако, в такие моменты всегда нужно задавать себе вопрос — что будет дальше? Куда движется рынок? И главное — как и с чем мы возглавим это движение? И Нокия пускается в эксперименты — появляются игровые телефоны N-Gage, все более и более мощные смартфоны, в 2004 году путевку в жизнь получает сенсорный Symbian, так называемая платформа S90, и главное — в конце 2005 года выходит первый интернет-планшет Nokia 770. В него Нокия вложила потрясающие функции — это был карманный компьютер с 4.1-дюймовым сенсорным дисплеем, операционной системой на базе Debian GNU/Linux, централизованной установкой программного обеспечения (привет, AppStore), богатым браузером на базе движка Gecko, по меркам 2005-го года — вещь вообще невообразимая для мобильного мира. Однако, стоил он дорого, модуля мобильной связи в нем не было, и приобретали его, в общем-то, еденицы. Но при этом, все идет здорово — компания имеет успешные линейки устройств, продажи растут, появляются новые версии Symbian, операционная система завоевывает популярность, деньги текут рекой, стоимость компании растет. Но тут наступает момент истины — нужно всерьез задуматься о том, что будет дальше. И Нокия ошибается. Нокия предпочитает революции под своими знаменами вялую эволюцию, отдавая вакантное место революционеров другим. Нокия решает развивать Symbian дальше, выпуская 9.2, а за ним и 9.3, почивая на лаврах, наблюдая стремительные продажи.

Однако, эксперименты продолжаются. В январе 2007 года выходит новая версия интернет-планшета — Nokia N800: процессор с частотой 400 МГц, все те же 4.1 дюйма сенсорного резистивного дисплея, отсутствие поддержки мобильных сетей, порты некоторого количества программного обеспечения для Linux, которое после небольшой переработки вполне комфортно себя чувствует на таком необычном устройстве.

Почему Nokia поступает неверно?

Однако в том же январе 2007 года происходит еще одно событие, которое мы не можем оставить без внимания. Стив Джобс анонсирует iPhone, и к лету телефон попадает в продажу, еще без магазина приложений, без многозадачности, копирования-вставки, и многого другого. Но он имеет емкостный экран с поддержкой мультитача, примерно тот же процессор, что и в N800 (с точно таким же графическим ускорителем PowerVR MBX GPU), тот же объем оперативной памяти в 128 мегабайт, без поддержки карт памяти, которые есть в N800, и при этом, они оба не имеют физической клавиатуры.

Казалось бы, выход айфона, который сразу стал стремительно набирать популярность, должен был сподвигнуть Нокию поменять свой подход к разработке телефонов, изменить приоритеты, внести коррективы и так далее. К чести Нокии стоит сказать, что так и произошло. Однако, не совсем. Нокия решает выпускать обновления для не-сенсорной Symbian S60, например, 9.3, и делать ее сенсорную версию, объединив исходный код S60 и провалившейся в продажах S90. При этом, она не забыла и про экспериментальные платформы — N800 получил преемника в лице модели N810, к которой прикрутили кверти-клавиатуру. Около полутора лет ушло у Нокии на выпуск сенсорного телефона на S60 — достаточно успешной модели — 5800, но время было уже упущено.

В это время была совершена самая большая ошибка в истории компании. Кто-то посчитал, что Maemo, линукс, который обслуживал планшеты вплоть до N810, слишком сложен, ресурсоемок, и работает только на очень дорогих аппаратах (хотя, так и было в 2006 году). Поэтому ставка была сделана на развитие неприхотливой системы Symbian, а именно ее сенсорной версии. Однако, как мы знаем, время идет, комплектующие дешевеют, и то железо, которое тогда необходимо было для работы Maemo, сейчас входит в состав стодолларовых аппаратов, которые могут выпускать сотни, если не тысячи китайских фабрик. Но время было просрано, приоритеты расставлены неверно.

При этом, Symbian продолжал получать обновления, но как-то странно: выходили новые версии, а на старые телефоны Нокия забивала болт, например, я так и остался с поломанной раскладкой на своей E71, набирая вместо ъ и ё замечательные украинские буковки ї и є в обоих раскладках.

Почему Nokia поступает неверно?

Тем временем, на рынке стал появляться новый игрок — Google Android. Интернет-гигант приобрел операционную систему на базе того же самого линукса, как следует взялся за ее развитие и производители (сперва HTC, а затем и десятки других) стали выпускать свои устройства на андроиде. И в этот момент все стали понимать, что Нокия обосралась второй раз. Первый еще тогда, когда ее опередили, выпустив айфон, а второй раз — здесь, когда компания, не имеющая отошения ни к операционным системам, ни к мобильным телефонам, подготовила систему, которая использовала все тот же линукс, на который не сделали вовремя ставку из-за того, что он был более требователен к ресурсам, чем Symbian.

Нокия, видимо, осознала это, осознала, что бущующее за линуксом, и в одиночку она не сможет развивать операционную систему Symbian, и лучше все же использовать надежное и богатое ядро линукса, массу вещей, таких как X11, GTK и других, которые уже были освоены в Maemo. Но тут приходит понимание, что Maemo, хоть и имеет прогрессивные элементы, но не имеет совместимого программного обеспечения в нужной степени, и более того, никто не бежит его делать, потому как GTK, мягко говоря, уже не в фаворе и порядком устарел. Решение приходит быстро — купить фирму Trolltech, которая делает инструментарий для создания интерфейсов Qt, развить его и создать мобильную операционную систему на базе Maemo и компонентов Qt.

Тем временем, Maemo имеет статус экспериментальной системы, разивается, и одновременно с покупкой Qt, готовится к выходу обновление линейки — Nokia N900, которая получила модуль 3G, но, по-прежнему, была снабжена сыроватой системой, в том смысле, что N900 хоть и имела железо, сопоставимое с только что вышедшим iPhone 3GS (хотя, дисплей в N900 был даже более красочный: 800x480 пикселей против 480x320), но уступала по проработанности программного обеспечения — телефон отнюдь не везде работал в альбомном режиме — браузер и звонки умели мимикрировать, а вот главное меню — нет, программного обеспечения было мало, и всем было ясно, что нокия отстает.

Почему Nokia поступает неверно?

В этот момент, на самом деле, произошло самое страшное — был выпущен неплохой с виду аппарат, линукс на борту, модуль 3G, хорошая камера, 32 гигабайта встроенной памяти и поддержка карт памяти, но было одно но. Система была в нем — Maemo 5, на базе GTK. Хотя Nokia уже год как купила Qt. И всем понятно, что Qt сменит GTK, и никто не торопится делать программы с использованием гномовских GTK. И тут бах — действительно. Nokia объединяется с Intel, Maemo от Nokia и планшетно-нетбучный проект Moblin объединяют в MeeGo, базовым дистрибутивом вместо Debian становится Fedora, а интерфейс вместо GTK строится на Qt. И вы понимаете, это были бы хорошие новости, если бы за три месяца до того Nokia не выпустила N900. С системой на GTK и без программ. Понятное дело, в такой обстановке никто и не собирался их писать, да и продажи телефона без тысяч прикладных программ оставляли желать лучшего, особенно в свете новостей про объединение систем, а, по сути, разработку новой системы с нуля.

Идет 2010-й год, нокия упорными темпами разрабатывает MeeGo, продолжая делать обновления для Symbian, выходит анонс Symbian^3. Вы заметили, как по мере повествования я перешел на строчную букву в названии компании? Так и скатывался вниз авторитет нокии. Всем уже понятно (даже в самой нокии), что одна она не справляется с разработкой целой операционной системы, и звучат даже заявляения, что N8 станет последним флагманом на Symbian, уступив место аппаратам на MeeGo. Однако год подходит к концу, аппарата на миго все нет и нет, что неудивительно, ведь за год невозможно сделать целиком весь пользовательский интерфейс с нуля, звонилку, читалку рсс, браузер, сообщения, все на свете с нуля за год — невозможно. При этом, понятно, что позиции сдаются, совет директоров меняет исполнительного директора, им становится Стивен Элоп, выходец из Майкрософт. Кроме того, всем становится понятно, что это явный шаг к выходу телефонов на Windows Phone.

Почему Nokia поступает неверно?

Вы, возможно, ожидаете, что я сейчас буду атаковать Windows Phone и отставить позиции MeeGo, но нет. Я считаю, что это верный шаг. Симбиан загибается, компания не в состоянии его развивать на уровне iOS, Android или Windows Phone, хотя тратит ощутимые средства (помните начало статьи). Все дело в том, что в отличие от Андроида, который создается на базе линукса, симбиан создается нокией без привлечения сторонних разработок, то есть целиком самостоятельно, что и является причиной огромных затрат на разработку системы.

При этом, все еще нет аппарата на MeeGo, он все еще в разработке, хотя железо уже готово, и даже начинает устаревать, но сама система еще сырая, но шутка ли — в iOS два года не моги сделать копирование и вставку, а тут — за полтора года с нуля весь интерфейс. Однако, идет 2011 год, уже объявлено о сотрудничестве с Майкрософт, и попутно MeeGo доходит до хоть сколько-то приемлимого состояния. И Нокия решает его выпустить. Летом проходит презентация, осенью начинаются продажи. На борту стоит система под названием MeeGo 1.2 Harmattan, которая целиком отличается от Maemo 5 Freemantle в N900, ведь интерфейсы сделаны с нуля, но она тоже по-своему сырая. Вы понимаете, я почти год пользовался N900, одним из первых приобрел N9, так что я знаю, о чем говорю. Системе еще нужен примерно год интернсивного развития, причем это касается не столько фундаментальных вещей, таких как сам принцип интерфейса и т. п. (как это было в ранних, убогих версиях андроида), а мелкие доработки, даже не баги, а скорее плюшки. Ну и конечно, приложения. Скажите, вы хотели бы разработывать приложения для операционной системы, которая еще не готова до конца, от компании, которая объявила о том, что не делает на нее ставку, а оставляет в качестве полигона для экспериментов? Очевидно, что смельчаков, которые готовы рискнуть, и потратить деньги и время на такую аферу — не очень-то и много. И их в действительности не много, хотя, приложений, конечно, делается больше, чем для N900. Причина хоть какого-то энтузиазма кроется в новаторском внешнем виде устройства, принципиально новом интерфейса Swipe, а так же многим продуманным моментам, которые порой очаровывают. Но даже я, человек очарованный превосходством интерфейса MeeGo над андроидом и айос, целиком подтверждаю — системе нужен еще как минимум год упорного развития и стабильные гарантии выпуска линейки устройств на ней, чтобы кто-то брался за разработку приложений.

И тут все зависит от самой Нокии. Говорят, в ее недрах разрабатывается Meltemi — следующая версия мобильного линукса после Harmattan и Freemantle, что якобы будут недорогие устройства на ее основе, что Symbian прекратят развивать, и если это дейстительно так, то нокию ждет будущее. Причем, чем раньше будет выпущена недорогая линейка на Meltemi, которая сменит S40 и Symbian, тем лучше. При этом, даже будет здорово, если Nokia будет делать устройства и на винде, ведь нужны же нам качественные планшеты на восьмерке, а не только та шляпа, которую делают сотни китайских производителей.

Таким образом, хорошим планом действий для Нокии я считаю форсирование разработки нового мобильного линукса с использованием Qt, постепенный отказ от инвестиций в Symbian и S40 (компоненты дешевеют, сегодняшние топ-телефоны на S40 сменятся через полгода-год топ-аппаратами на S60, а потом и их сменит Meltemi). При этом, Meltemi можно использовать на широком круге устройств (сейчас дешевая Nokia Lumia 610 имеет железо, сопоставимое с N900, поэтому нижняя планка для Meltemi через год будет стоить около сотни долларов), вплоть до мощных устройств с большим экраном, хорошей камерой и мощным процессором. При этом, стоит продолжать и дальше сосать деньги с Майкрософта, который не только бесплатно дает свою систему (хотя остальные-то за нее платят, лол), но и предоставляет финансовую помощь на продвижение устройств, ведь, если подходить к делу без фанатизма, то топовые устройства на Meltemi можно вполне превращать в аппараты на Windows Phone без серьезных затрат на разработку (как это было с Lumia 800 — у N9 поменяли вычислительную начинку на ту, с которой работает Windows Phone, и получился без лишних затрат новый смартфон).

В целом, я надеюсь, что у Нокии есть хорошие перспективы, если у нее хватит мудрости и смелости не становиться всего лишь очередным производителем аппаратов на Windows Phone и выбросить все чемоданы без ручек, которые она сейчас тащит, ведь если она этого не сделает, то упадет в цене настолько, что ее сможет купить не только Microsoft, но и какой-нибудь Huawei, а это было бы совсем не здорово, ведь Nokia сейчас — единственный оставшийся разработчик мобильных телефонов в Европе, если не считать Alcatel с их женскими линиями и Android-инициативами.

Спасибо за внимание.

Главный редактор Trashbox.ru,

Александр Бобылёв

Bobs
Главный редактор Trashbox.ru
42 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Ты забыл сказать о колличестве пространых в пустую денег на R&D, которые не дали результата.
А что это такое?
Замечательная статья и любопытна. Хотелось бы прочитать продолжение )
И есть к вам вопрос — как бы вы постипили, если бы вас назначили в этом году на пост СЕО Nokia, если еще действует контракт с Microsort ( до 2015 ) а дела столь плохи ???
Автор
и да, нужны люкс-стальные серии, сенсорные, на андроиде, с хорошей автономной работой и интересным дизайном
лихо так )) с таким энтузиазмом )
Автор
я бы начал выпускать телефоны на всем чем можно — андроиде, фаерфокс ос, всем, до чего можно дотянуться. Причем, делать одинаковое железо, с минимальными отличиями там по части разве что сенсорных кнопок и каких-то там деталей, с которыми проблемы, делать серии аппаратов параллельно на винде и андроиде, давить дизайном, качеством камеры и собственым софтом (карты-музыка) других андроид-производителей, наращивать валовое производство, а дальше уже смотреть по ситуации, но сперва нужно валом аппаратов на андроиде и других системах выбраться в топ-3 хотя бы. А на винде да, продолжать делать так же серии, ведь есть же небольшое количество клоунов, которым не подходит андроид, и хочется кушать говно от майкрософта.
Я и не знал всех большинство подробностей падения нокии, спасибо бобс.
Бобс!
это не я! браузер шутит
Ага ага, знаем твой браузер лол
Нокия вроде Meego уже не занимается, так что можно не упоминать эту ОС.
посмотри на дату топика…
что делать чтоб открыли www.n-gage.com жалко ведь

может они откроют его когда небуть
спасибо) было интересно почитать :)
Угаревшая статья, правда чуточку недоработанная, а так по хардкору пояснил.
Какие недоработки?
Немного упущенных моментов есть или не то, что упущенных, а просто можно было бы обьемней рассказать, так то статья ок, надо перечитывать просто, а мне лень.
Очень интересная статья.
Интересно насколько Нокия была впереди и как она так низко пала.
Эта мысль звучит почти в каждом предложении. У семи нянек — Дитя без глазу. А уж у ста двадцати тысяч. ))
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...