Серию Fallout многие полюбили за продуманный виртуальный мир, интересных персонажей, увлекательный сюжет и особенную атмосферу. К примеру, с момента релиза Fallout 4 прошло уже довольно много времени, а геймеры продолжают искать в ней секреты, открывать что-то новое и необычное. Теперь разработчики из Bethesda решили, что можно перевести вселенную Fallout в мультиплеер и дать игрокам возможность изучать этот мир вместе с друзьями. Или врагами. Ярым фанатам серии эта новость сразу не понравилась, плюс бета-тестирование показало, что проект очень далёк от идеала. Слишком далёк, чтобы его можно было похвалить хоть за что-то.
Мне довелось поиграть уже в релизную версию Fallout 76, которая тоже не лишена проблем. Но, привлекательная атмосфера никуда не делась, враги стали ещё интереснее, система строительства позволяет возвести своё уникальное жилище и потом защищать его от набега монстров. Некоторым геймерам этого достаточно, чтобы закрыть глаза на некоторые недочёты и слабости нового продукта, но таких единицы. Остальным интересно, что случилось с культовой франшизой Fallout. Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос.
Создание персонажа
В самом начале вам, как в любой нормальной мультиплеерной ролевой игре, предлагают создать своего персонажа. Можно выбрать пол, изменить форму лица и цвет кожи, после чего приступить к более детальной «проектировке» своего героя. Можно сделать его худым, толстым или накачанным (это, видимо, ни на что не влияет), накрасить губы, добавить прыщей на всё лицо или обмазаться сажей. Зачем в игре реализовали последние пункты кастомизации? Для меня это остаётся большой загадкой. Так важно дать геймеру возможность добавить угри и прыщи на лицо виртуального человека? Это же кто-то сидел, рисовал, придумывал. Ужас.
После этого герою можно дать имя, которое будет отображаться другим игрокам, и сфотографироваться на «паспорт». Нам сразу же демонстрируют возможности режима фотографии — можно двигать героя, менять угол обзора и так далее. Когда вы наиграетесь с фильтрами и рамками, можно нажать спуск и отправиться на изучение стартовой локации. Если отбросить странные моменты с настройкой лица главного героя, то такое вступление мне очень даже понравилось — буквально за пару минут нам показали, что героя можно настраивать и потом красиво фотографировать. Режим фотографии, кстати, можно запустить из меню карты.
Квесты
Система квестов здесь довольно стандартная, без изысков. Никаких импозантных NPC больше нет, задания выдают безликие компьютеры-терминалы или роботы, иногда ещё можно активировать квест после прочтения записки. Большая часть квестов построена на схеме «пойди-убей-принеси». То есть, компьютер говорит вам собрать образцы воды и протестировать их на наличие радиации. Вы отправляетесь в локацию, убиваете там парочку монстров, набираете воды (лучше не пейте, она радиоактивна) и отправляетесь в лабораторию для исследований. Примерно в этом же духе построена большая часть квестов.
Не могу сказать, что задания очень скучные, но и восторга они не вызывают. Во-первых, получать задание через экран компьютера, когда вся информация подаётся в форме текста на чёрном фоне, не очень увлекательно. Если бы геймеры хотели много читать, то они бы отправились в какую-то другую игру. Во-вторых, однотипность задач быстро надоедает. Практически всегда вам нужно зачистить локацию или убить очередного монстра. Иногда хочется чего-то более необычного — сложностей, головоломок, нестандартных механик. Хотеть не вредно, как говорится. Благо, игровой процесс не превращается в монотонный гринд, хоть это радует.
Стрельба
В играх, где стрельба является важнейшим элементом геймплея, хочется получать от этой механики если не удовольствие, то хотя бы комфорт. Разработчики из Bethesda обладают достаточно приличным опытом в этом направлении, но они столкнулись с большой проблемой. Дело в том, что механика V.A.T.S. (Vault-Tec Assisted Targeting System), которой франшиза Fallout так гордится, здесь просто не работает. Суть V.A.T.S. в том, что при активации этой функции время замедляется (в Fallout 3 оно вовсе останавливалось) и игрок может выбрать часть тела врага, куда он будет стрелять.
В одиночных играх, естественно, всё работало отлично, но мы же в мультиплеерный проект играем — нельзя просто взять и остановить время для одного игрока. Систему V.A.T.S. пришлось переработать — теперь при её активации враг будет выделяться, но без замедления или остановки времени. Шанс попадания по выбранной цели показан в процентах, но, к сожалению, почти всегда он крайне мал. Для 70-80% нужно стоять к врагу практически в упор, что не очень эффективно практически во всех сражениях. Так что пользоваться системой V.A.T.S. для стрельбы не советую. Намного эффективнее обнаруживать врагов, а потом стрелять самостоятельно.
Убивать из огнестрельного оружия, к счастью, здесь довольно весело и удобно. Ничего невероятного мне заметить не удалось, видали стрельбу и более впечатляющую, но оружие ведёт себя именно так, как должно. Есть эффект отдачи, так что карать врагов лучше очередями или вовсе по одной пуле, чтобы не палить в «молоко». Да и патронов постоянно не хватает, зажимать клавишу стрельбы крайне не советую. Особо опытные и хардкорные геймеры, которых здесь предостаточно, наносят урон из обычных пистолетов издалека, а потом подбегают ближе и добивают монстров холодным оружием. Экономия в пару патронов, а всё равно приятно.
Крафт и строительство
Система крафта Fallout 76 ничем не отличается от того, что мы могли видеть в предыдущих проектах серии. В процессе изучения виртуального мира вы будете находить несметное множество разного мусора, который потом можно трансформировать во что-то полезное. На станке вы можете из груды металлолома и тряпья создать себе вполне неплохую броню и получать потом меньше урона от врагов, из более крупных обломков цивилизации можно будет возводить жилища, ставить стены, разного рода элементы декора. Так что собирать всё в свой инвентарь вы просто обязаны, иначе в определённый момент окажется, что нет какой-то мелочи, без которой не сделать броню на ноги.
Проблема лишь в том, что никакой логики в крафте и поиске предметов здесь нет. В других проектах, где нужно заниматься строительством, обычно есть вполне понятные правила и законы. Хотите построить стену из дерева? Найдите палки, ветки или нарубите дров. Хотите построить жилище из камня, чтобы враги не могли украсть ваши пожитки? Тогда копите камни и вещество, которым их можно скрепить. И, естественно, игрок всегда знает, что в лесу есть древесина, а возле гор можно разжиться камнями. У Fallout 76 данной логики нет, так что иногда необходимый элемент можно найти в ящике, в теле сгнившего жителя или подобрать с земли.
С другой стороны, в создании экипировки и элементов для строительства нет ничего сложного. Даже если вы никогда ранее в эту франшизу не играли, трудностей в создании домика мечты не возникнет. Конечно, красоты и изящества не ждите — мы выживаем в мире, где всё не очень красочно и приветливо. Главное иметь целую броню и уютный уголок, где можно разложить ресурсы, спрятаться от дождя и некоторых монстров. Для чего-то более серьёзного нужно играть очень долго и упорно, копить редкие ресурсы и грамотно их использовать.
Особенности мультиплеера
Большинство игр, которые чем-то похожи на Fallout 76 (а таких огромное множество), работают по системе серверов. То есть, вы подключаетесь к серверу, делаете там свои дела, после чего вся информация о персонаже, постройках и достижениях остаётся в «памяти» сервера. Если вам тут что-то не понравилось и вы перешли на другой сервер, то всё нужно начинать с самого начала, прогресс не переносится. С Fallout 76 немного другая история — игра запоминает ваши достижения и хранит их в своей памяти. При входе в виртуальный мир все ваши ресурсы, экипировка и постройки всегда будут при вас.
Это весьма удобно — не нужно искать самый оптимальный сервер, сравнивать пинг, количество людей в онлайне и так далее. Вы просто нажимаете на кнопку «Играть» и изучаете локации, проходите квесты, строите здания. Правда, возникает одна важная проблема. Что, если вы построили дом на том же месте, что и другой игрок? Как это будет работать, если вы вошли в игру, а на месте вашего пентхауса размещена чужая база? Стоит отдать должное разработчикам — они достойно вышли из ситуации, которая могла поломать весь смысл этого проекта.
Хитрость в том, что если постройки другого игрока мешают вашим, то жилище просто отправится в хранилище. Вы в любой момент можете достать дом или любую другую недвижимость из этого тайника и поставить там, где вам хочется. Хотя, подобные ситуации встречаются крайне редко — пользователи пока что лишь бегают и воюют с монстрами, никто особо строительством не занимается. Да и места, к счастью, предостаточно для всех. В будущем, когда аудитория поднимет уровень и будет плодотворно застраивать Западную Виргинию (именно Виргинию, не Вирджинию), проблемы могут возникнуть. В этом случае просто найдите новую классную локацию и поставьте свой домик там.
Слабые места
Ещё на момент бета-теста, который закончился совсем недавно, было понятно, что у игры есть большие проблемы. Оптимизация посредственная — у геймеров с компьютерами за пару тысяч долларов Fallout 76 частенько выдаёт 45 FPS, а то и меньше. На открытых локациях всё хорошо, но вот при перемещении в дома или закрытые помещения могут возникать резкие скачки кадров. Я играл на консоли (PS4 Pro) и тоже стал свидетелем подобных просадок. Помимо этого, при открытии карты возникает короткое зависание на долю секунды. Вот только карту вы будете открывать очень часто и это вскоре начинает бесить.
Без багов, конечно же, тоже не обошлось. Конечно, здесь огромный виртуальный мир с сотнями разных событий, которые происходят по воле движка, без вашего участия. В открытых мирах-песочницах всегда есть мелкие проблемы, провалы в текстуры и так далее. Но, игра Fallout 76 буквально вобрала в себя всё, что только можно было представить — иногда попадания по монстрам не регистрируются, враги падают с неба, либо же просто испаряются на ровном месте. Бывает бежит за тобой мутант и проваливается под землю по пояс. Или пришли вы в дом за предметом по квесту, а его там просто нет, потому что вовремя не загрузилась локация. Подобного добра здесь навалом.
Итог: 6/10
На данный момент самая большая претензия к Fallout 76 в том, что она хромает на обе ноги в техническом плане. Если разработчики смогут поправить ситуацию с оптимизацией и устранят хотя бы половину багов, которые сейчас бросаются в глаза, то проект заиграет новыми красками. И я уверен, что у Bethesda это получится, нужно лишь немного подождать. Хотя, могу смело заявить, что и сейчас ничего критического, что мешало бы играть, нет. Все проблемы мелкие и практически не портят удовольствия от изучения виртуального мира. Но, если и их «излечить», то было бы вообще отлично.
А вот в плане остального уже вам решать — стоит оно того или нет. Мне понравилось изучать локации, собирать мусор, строить из него здания, крафтить оружие и броню, воевать с монстрами и проходить квесты. В компании друзей бороздить Виргинию ещё интереснее, можно сообща атаковать врагов, устраивать засады и вместе путешествовать. Хотя, абсолютно любая игра может быть весёлой, если играть с друзьями. Если же вас не очень интересует мир Fallout, нет желания общаться с терминалами о заданиях, пачками косить мутантов и потом собирать с них мясо, то стоит обратить своё внимание на другие релизы этой осени. Благо, их выдалось предельно много.
Особенности:
- неплохая система крафта;
- реалистичная стрельба;
- можно построить крутой дом;
- монстры могут наказать за дерзость;
- карта действительно огромная;
- можно играть вместе с друзьями.
Может не понравиться:
- квесты выдают безликие компьютеры;
- V.A.T.S. работает не так, как хотелось бы;
- взаимодействий с другими игроками слишком мало;
- приличное количество багов.
Было очень непросто принять смену концепции франшизы в третьей части, но она была сделана настолько душевно и продуманно, что, в итоге, зашла чуть ли не лучше классических первых двух (простите, олдфаги). Далее пошло сплошное самокопирование, коньюктура и ааааабсолютное отсутствие свежих идей.
Атмосферу пытались сохранить и даже улучшить, но она стала какой-то куцой. Геймплей пытались разнообразить (нет, не вышло). Нововведения стали только в нагрузку к геймплею, стали отвлекать и надоедать.
Подытоживая, хочу сказать, что опираясь на лично мои ощущения, я бы попросил Беседку найти нормальных авторов, чтобы проходить игру стало действительно интересно вновь, добавить нелинейности сюжета, масштабности.
Подкрутить движок хотя бы! А лучше перейти на новый.
Перестать пытаться запихнуть новых фишек, а лучше довести до ума старые.
Черт побери, да довести до лоска третью часть и ее снова бы схавали с удовольствием!
В общем, крик души любителя Fallout 3, Fifa, Fahrenheit и того подобного) Не претендую на истину в последней инстанции, просто размышления)
Пы.Сы. История с картонными дисками в физических копиях игры — вообще финиш)))