Игровая приставка Xbox One сильно отстаёт от PlayStation 4 в плане количества проданных единиц. Компания Microsoft наотрез отказывается обнародовать реальные цифры, но финансовые аналитики говорят примерно о 35 млн проданных консолей. У Sony с этим дела обстоят заметно лучше — в октябре японцы отчитались перед инвесторами и сообщили о преодолении отметки в 86 млн проданных приставок. К завершению финансового года, это будет в марте 2019 года, представители Sony надеются продать больше 100 млн своих игровых устройств. На текущий момент на одну проданную Xbox One приходится почти три PlayStation 4, хотя предыдущее поколение Xbox пользовалось куда большей популярностью.
Стоит отметить, что успех PlayStation 4 является настоящим парадоксом. У Xbox One более продвинутая система охлаждения, она тише и мощнее, а стоит заметно дешевле своего главного конкурента. Более того, Xbox One X сейчас стоит столько же, сколько и PS4 Pro. Хотя у «прошки» нет реальной поддержки 4К, а у One X железо позволяет играть в 4К/60 FPS даже при более высоком качестве графики. То есть, у Microsoft приставка по большинству параметров намного лучше того, что предоставляет Sony. Но продаётся Xbox One при этом в три раза хуже. Почему?
Всё дело в эксклюзивах
Компания Sony с самого анонса PlayStation 4 вкладывала массу денег в эксклюзивы для своей платформы, которые потом стали громадным преимуществом этой игровой консоли. Многие ПК-геймеры, которые ранее никогда даже не думали о приобретении приставки, отправились в магазин за PS4, когда в свет вышла Uncharted 4. Критики и профильные СМИ назвали игру одной из лучших в истории, продажи побили все рекорды, а сами игроки и по сей день находятся в неописуемом восторге от сюжета и геймплея. И подобных громких релизов за время существования четвёртой «плойки» очень много — Sony постоянно радовала своих фанатов чем-то крутым.
Дабы не перечислять все классные эксклюзивы для PS4, и не превращать статью из просто длинной в очень длинную, давайте поговорим лишь о тех играх, которые были выпущены специально под приставку Sony в 2018 году. Начнём с God of War — разработчики серьёзно переработали франшизу, сделали Кратоса старым, дали в руки топор и написали лучший сценарий, который только может быть. «Бог войны» завоевал сердца абсолютно всех, собрал тьму наград и невероятно высокую оценку на Metacritic. Если бы не Red Dead Redemption 2, то God of War точно стала бы игрой года. Хотя, многие считают, что так оно и есть.
Дальше владельцев PS4 ждала не менее интересная игра под названием Detroit: Become Human. Нелинейный сюжет про ближайшее будущее, где люди изобрели андроидов и заменили ими простых рабочих, тоже вызвал волну позитивных отзывов. Игровое сообщество оценило разнообразие сюжетных поворотов и ответвлений, ведь действия игрока действительно влияют на дальнейшее развитие событий. Ответил в диалоге «Нет» и не увидел три квеста в сюжете. Значит после завершения игры стоит начать заново и ответить «Да», чтобы посмотреть на весь контент. И это я не говорю о графике и прочих деталях. Думаю, и так понятно, что в плане графики проект шикарен.
Только геймеры передохнули, как в сентябре вышел Spider-Man. Совершенно новые механики, уникальный сюжет, который вы не увидите в фильмах или комиксах, шикарные диалоги, проработка персонажей, квестов и боевой системы. Абсолютно все сошлись на мнении, что это лучшая игра про супергероя в истории, а набор PS4 в стиле Человека-паука сметали с полок со скоростью звука. Да и разработчики подготовили три сюжетных дополнения, чтобы вы не скучали вплоть до Нового года, что тоже достойно отдельной похвалы.
Это лишь те три ярких эсклюзива, которые вышли на PS4 в этом году. Было ещё несколько интересных продуктов, которые тоже выходят только на этой платформе, но обратить внимание стоит именно на эту троицу. Проекты получили самые высокие оценки и навсегда войдут в историю. Но, если вы не владеете приставкой от Sony, а предпочли продукт компании Microsoft, то все эти замечательные истории и уникальные механики пройдут мимо вас. Данная потеря не казалась бы такой значимой, если бы Xbox One обладал своим перечнем уникальных продуктов, способных соперничать с японской консолью. Если бы.
Теперь давайте посмотрим на то, чем ответила Microsoft на эксклюзивы для PlayStation 4. Первой игрой, которая должна была выставить Xbox One в более выгодном свете была Sea of Thieves. Студия Rare действительно удивила отличными механиками, проработкой морских боёв и интересным виртуальным миром. Новинку хвалили абсолютно все, а мне даже удалось попасть на тест до релиза и посмотреть, как там всё работает. Оказалось, что игра интересна лишь первые часа два-три, после чего весь этот реализм с поднятием якоря и управлением приедается. Не могу сказать, что Sea of Thieves разочаровала, но и свою задачу возродить популярность платформы Xbox она не смогла тоже.
Вторым эсклюзивом для Xbox One и Windows стала игра State of Decay 2. Проект запустили в конце мая, когда сильных конкурентов практически не было, но это не помогло добиться сногсшибательных продаж. Тема выживания в мире, где эпидемия превратила всех в зомби, уже не пользуется спросом. Да и State of Decay 2 оказалась довольно скучной в плане механик — проходить однотипные задания «сходи-возьми-принеси» не так уж и весело. Неплохой вариант скоротать десяток вечеров, если больше нет ничего под рукой, но не более того. Отмечу, что всего через две недели в продажу вышла God of War, которую и сейчас активно покупают, тогда как про State of Decay 2 все уже давно забыли.
К сожалению, третьему эксклюзиву выйти в свет в 2018 году так и не удалось — Crackdown 3 вновь перенесли, теперь уже на 2019 год. Но, честно говоря, эта игра ситуацию не исправила бы. Делать упор на разрушаемость виртуального мира сейчас не очень круто, в той же Battlefield V всё тоже разваливается и взрывается очень реалистично. Остальные особенности Crackdown 3 не вызывают дикого восторга, а ярые поклонники уже просто устали ждать, когда же Microsoft доведёт дело до релиза. Получается, что у Sony просто нет конкуренции — два второсортных проекта не могут привлечь внимание аудитории.
Помимо этого, практически все проекты для консоли от Microsoft являются условными эсклюзивами, так как игры выходят параллельно и на Windows. То есть, если вы хотите пройти уникальные продукты этой платформы, то совершенно не обязательно покупать Xbox One. При наличии компьютера вы и так получите к ним доступ, что существенно бьёт по необходимости приобретать эту приставку. В нашем регионе, к примеру, компьютер есть у подавляющего большинства геймеров, тогда как приставка — второстепенное устройство. Какой смысл покупать отдельно консоль от Microsoft, если можно спокойно проходить их на своём ПК?
Сейчас можно смело утверждать, что не PlayStation 4 продаёт игры, а эти самые игры продают PlayStation 4. Если бы у Xbox One и PS4 были одинаковые релизы, то никто не посмотрел бы на «плойку». Она проигрывает в техническом плане, с этим нет смысла спорить. Но, приобретая PS4 вы получаете громадный арсенал действительно добротных эсклюзивов, помимо мультиплатформенных игр (проекты, которые выходят сразу на ПК, PS4 и Xbox One), а Xbox One предложит вам только то, во что, скорее всего, вы играть не захотите. И в этом главная проблема платформы от Microsoft.
Почему Microsoft не вкладывается в игры
Возникает вполне логичный вопрос — почему компания Microsoft не создаёт действительно крутые игры для своей же платформы? Первое, что приходит на ум, это отсутствие собственных франшиз, которые могли бы приносить серьёзный доход. У Sony есть несколько культовых серий и компания отлично с ними работает — выпускает ремастеры, продолжения и даже не думает останавливаться. Разработчики из Sony понимают, что любую новую God of War раскупят, как горячие пирожки, даже если там не будет ничего невероятного. У Microsoft из подобных франшиз можно назвать лишь Halo и Gears of War, но и те в последнее время теряют популярность. Рынок перенасыщен шутерами и королевскими битвами, геймерам подавай сюжет.
Вот только из трёх наиболее ярких и прибыльных эксклюзивов для PS4 в этом году две игры являются представителями новых франшиз. И они собрали столько денег, сколько и не снилось конкурентам. Тот же Человек-паук до выхода RDR2 лидировал в британском чарте, хотя эта игра вышла только на PS4. Игре про супергероя удалось обойти даже FIFA 19 на родине футбола! Это значит, что совершенно не обязательно иметь за спиной крутые франшизы, можно создавать прибыльные релизы с нуля, для этого нужны лишь студии и деньги.
Теперь стоит отметить, что 2018 год для компании Microsoft оказался крайне прибыльным, капитализация достигла $130 млрд. Финансовый успех никак не связан с Xbox One, конечно же, но это говорит нам о том, что у компании есть достаточное количество денег для создания чего-то достойного. Можно спокойно приобретать крутые студии, вкладывать в них ресурсы и создавать достойные новинки. Но, этого не происходит — вместо этого Microsoft пачками покупает разработчиков уровня инди, которые потом создают франшизы для небольших аудиторий геймеров. Этим, естественно, привлечь геймеров со всего мира к своей платформе не получится.
У Microsoft был отличный год, без сомнения. Правда, это никак не связано с продажами Xbox One. Я думаю, что команде Xbox нужно срочно принять важные стратегические решения и думать на несколько лет вперёд, чтобы догнать конкурента. Им нужно понять, как остаться на рынке уместными, — заявил Дэвид Коул (David Cole), основатель DFC Intelligence (аналитическая компания, которая специализируется на изучении игрового рынка).
Исходя из этого, объяснить поведение Microsoft в отношение игр для Xbox One довольно трудно. Все аналитики в один голос твердят, что приставка проигрывает рынок из-за отсутствия эсклюзивов, игроки и профильные СМИ тоже об этом говорят на каждом углу. В самой компании это, вероятно, понимают, у них есть достаточно денег для разработки чего-то годного, есть даже запас культовых франшиз. Однако, на ситуацию это не влияет — Xbox One продолжает плыть по течению, надеясь на то, что кто-то купит эту приставку. И это не самый разумный выбор стратегии, учитывая агрессивную позицию Sony.
Этот Xbox проиграл, давайте новый
На выставке Е3 2018, которая прошла этим летом, у Microsoft была шикарная презентация. Было видно, что компания вложила массу денег в проведение мероприятия. Громадная часть анонсированных проектов была впервые показана именно на этой презентации, тогда как Sony выглядела более скучно. Японская компания решила провести более ламповую встречу с журналистами, что многие приняли за экономию бюджета. Правда, Sony привезла на выставку творение Хидэо Кодзимы под названием Death Stranding, от которого многие потеряли дар речи, плюс The Last of Us: Part II и Nioh 2. Даже скучная презентациях этих игр легко уделает то шоу, что продемонстрировала Microsoft.
Самое смешное, что если не считать игры, у Xbox One всё очень хорошо. Это производительная платформа, которая поддерживает 4К, у которой отличный геймпад, уже реализована поддержка клавиатуры и мыши в некоторых проектах, нет проблем с оплатой платной подписки или игр. Единственное, чего так не хватает Xbox One, так это достойных игр. Тех, что смогут хоть как-то конкурировать с эсклюзивами PlayStation 4 и привлекать аудиторию. Сейчас таких проектов в арсенале платформы нет и, судя по анонсам на Е3 2018, в ближайшее время ситуация не изменится.
Зато есть надежда на будущее поколение Xbox. Уже сейчас компания Microsoft активно работает над новой игровой приставкой, которая, если верить инсайдерам, будет работать на облачных вычислениях. То есть, вам нужно будет лишь хороший интернет подключить, а о мощности железа можно даже не думать — игра будет транслироваться с удалённого сервера прямо на экран с минимальными задержками. Это значит, что вам не нужно будет обновлять свою консоль, можно купить одно устройство и играть хоть пять лет. Облачный гейминг может изменить ситуацию на рынке, плюс Microsoft вполне может выпустить портативное решение со всеми своими играми. Очень на это надеемся, ведь без серьёзного конкурента в компании Sony могут расслабиться и перестать делать столько крутых новинок.
Прошлое поколение однозначно было за зелеными (кстати, по той же причине — PS3 has no games), это слили, к следующему готовятся обстоятельно.
у обсидиан тоже из интересного только Pillars of Eternity, остальное — поделки для крупных издателей, не имеющие веса
с трудом верю, что эти студии выстрелят чем-то уровня God of War
дураки какие-то…
www.overclockers.ua/news/games/2018-11-11/123308/