Профессиональные критики прошлись по творению Рубена Флейшера, называя «Веном» провальной лентой, скроенной по устаревшим лейкалам нулевых, с откровенно слабой мотивацией и без особых перспектив на сиквел. Но так ли это на самом деле? Давайте обсудим!
В царстве кинокомикса Marvel правит бал и задаёт тренды, мрачный мир DC пыжится изо всех сил если не переплюнуть конкурента, то хотя бы запилить шутеечки на уровне (вспоминаем Аквамена). А вот Sony Pictures, урвавшая в своё время права на Человека-паука, до последнего времени ощутимо сдавала позиции: с тех пор как роль персонажа перестал исполнять Тоби Магуайр, перезапуски не задались. В конце концов герой с успехом перекочевал в команду Мстителей. Однако японцы не отказались от планов завоевать своё место на супергеройском Олимпе… И решили сделать ход конём. Простите, симбиотом.
Это персонаж появился случайно, причём буквально из нового костюма Человека-паука. В 80-х годах фанат героя Рэнди Шулер (в фильме в его честь назвали комплекс, где жил Эдди, — Шулер-билдинг) придумал своему любимцу новый костюм, который, помимо стильного дизайна от Осы, должен был отличаться техническими примочками от Мистера Фантастика. (Сейчас в кинофраншизе Marvel идею в полной мере реализовал Тони Старк.)
Однако «шмотка» неожиданно буквально зажила собственной жизнью, превратившись в 1988 году в симбиота. Сначала инопланетный паразит должен был прицепиться к некой даме, которая с его помощью начала бы мстить за погибшего мужа Пауку, но в издательстве решили, что из барышни годного злодея не получится, поэтому Веном переполз к неудачливому журналисту Эдди Броку. (Позже сюжет с женщиной-Веномом всё-таки появился, в фильме отсылкой к нему стала «аренда» тела Энни.) Дальнейшую историю многие из нас помнят — во многом благодаря «ламповому» мультфильму 1994 года.
Появления склизкого космического гостя в кино зрители ожидали давно, однако никак не в сольном проекте с полным пересмотром образа. Тем не менее, Sony Pictures, рискнула сделать ставку на «плохого парня». И не прогадала.
Мировая премьера картины Рубена Флейшера («Добро пожаловать в Zомбилэнд», «Охотники на гангстеров») состоялась 2 октября, а у нас фильм вышел с опозданием в пару дней. При бюджете в $100 миллионов, мировые сборы картины уже уверенно приближаются к $400 миллионам. И это явно не предел. России же «Веном» стал самым успешным фильмом Sony Pictures, собрав более полутора миллиардов рублей!
Несмотря на кассовый успех, профессиональные кинокритики довольно жёстко проехались по блокбастеру. К примеру, их рейтинг на авторитетнейшем агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes составляет всего 30%, в то время как зрительский — 89%. Итак, кому верить?
Для киноадаптации образ Венома претерпел значительные изменения. Без Человека-паука для него пришлось выстраивать совершенно новую сюжетную линию, где он стал центральным персонажем, а не антагонистом. Чёрная плотоядная слизь в роли героя? Задача перед сценаристами проекта стояла не из лёгких.
Пришлось пересмотреть и его носителя Эдди Брока. Если в комиксе это был журналист-неудачник, который попался на публикации выдуманной истории, то в фильме герой Тома Харди — настоящий профессионал, ведущий собственного успешного шоу, неподкупный и бесстрашный правдоискатель, преданный высоким журналистским идеалам, и просто красавец на мотоцикле. В то же время, его бескомпромиссный въедливый характер и обострённое чувство справедливости вкупе с замашками типичного адреналинового наркомана не позволяют Эдди успешно реализовать себя в социуме. Замороченный на своей цели, он мало думает о близких, а потому теряет работу и возлюбленную.
Сценаристы не забыли историю канонического Эдди по версии комикса «Смертоносный защитник»: особо внимательные зрители могут подметить, что во время романтических посиделок Энн (Мишель Уильямс) напоминает своему парню про некий инцидент в Нью-Йорке, после которого пришлось строить карьеру с нуля в другом городе.
Знатоки вселенной Spider Man'а наверняка заподозрят в единственном выжившем (благодаря злобному симбиоту Райоту) космонавте Джоне Джеймсоне сына того самого бешеного редактора «Дейли Бьюгл» и начальника Питера Паркера Джей Джона Джеймсона. Парень и в оригинальном сюжете был космонавтом, ответственным за появление симбиота на Земле. В фильме вообще множество подобных отсылок, — он явно сделан с уважением к первоисточнику.
Главная находка картины, безусловно, — Том Харди («Начало», «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Безумный Макс: Дорога ярости»). Судя по его послужному списку, роли психов всех мастей выходят у актёра блестяще. А что есть «заражение» Веномом, как не безумие? Посторонняя сущность с другой планеты обживает твои тело и разум, а её голос периодически звучит в твоей голове...
На пресс-конференции, посвящённой «Веному», Харди отметил, что у него, как, наверное, и у всех людей, внутри есть злое начало, эдакий голосок в голове, который постоянно нашёптывает сделать что-то эдакое. Однако актёр не поддаётся на «провокации». А вот у его персонажу пришлось вести гораздо более отчаянную внутреннюю борьбу, которую Том передал по-настоящему реалистично.
При этом Эдди Броку с его нечаянным соседом удалось пройти по тонкой грани межу страшным и смешным. Если так приглядеться, начало фильма смахивает на фантастический хоррор, явно родственный каноническому «Нечто» Джона Карпентера или более свежей ленте «Живое» Даниэля Эспиносы. Ночь, обломки космического корабля. Пусть прямо об этом не говорится, но зритель догадывается, что крушение произошло не без помощи загадочных «образцов», которые так ждали представители фонда «Жизнь». А уж когда спасатели говорят, что одна капсула разбита, но при этом один из космонавтов жив… Брр.
Sony наделала много хайпа, намекая, что «Веном» получит взрослый рейтинг R. На деле картина вышла с «детским» PG-13 (ака 16+). Фанаты, не совсем верно интерпретировав слухи, пришли к выводу, что из фильма вырезали около 40 минут отборной жести и важных сюжетообразующих моментов. Увы, режиссёр эту теорию отмёл.
Хотя кое-что действительно покромсали. В первой версии монтажа в качестве экспозиции показали, как на родную планету симбиотов высаживается человеческая миссия. В дальнейшем же Флейшер здраво рассудил, что будет слишком сложно объяснить, какие технологии позволили антагонисту, «злобному Илону Маску» Карлтону Дрейку (Риз Ахмед), послать корабль за тысячи световых лет от Земли.
Переделывая начало фильма и занимаясь экспозицией с участием Эдди Брока, съёмочная группа отвлеклась от шастающего по просторам Азии Райота в теле старушки. Как она продержалась в симбиозе 6 месяцев, если идеальный организм-носитель подобрать сложно, а физическая выносливость и здоровье играют огромную роль? Этот косяк режиссёр признал и извинился.
Откровенно говоря, по ходу пьесы очень сложно понять, как именно Веном от гастрономически-транспортного отношения к людям приходит к искренней любви к человечеству в общем и Эдди в частности. Причем настолько, что становится способен на героическое самопожертвование. Этот путь приходится, скорее, логически выстраивать в голове, нежели наблюдать по ходу пьесы. Симбиот ценит «ходовые» качества Брока, у них сходное чувство юмора, а ещё — бэкграунд и цели. На своей планете Веном числился лузером и явно не в восторге от начальника-Райота. Эдди к моменту их встречи сидел без работы на протяжении нескольких месяцев, практически не имеля перспектив восстановить репутацию и отношения с невестой. Нашли друг друга 2 одиночества! Райот, собираясь притащить на планету полчища собратьев, тем самым превратив человечество в кормовую базу и вернув Веному его унылое социальное положение, стал общим врагом для главных героев. Но даже в таком ключе сентиментальность нашего симбиота всё равно выглядит излишней. Разве что он решил, что самоубийство лучше, чем встреча с сородичами.
Пропустили в фильме и другие важные для понимания логики развития сюжета моменты. К примеру, почему пришельцам нужно обязательно жрать сырых людей, непременно откусывая голову? Оказывается, в мозге человека содержится необходимое для их метаболизма вещество фенилэтиламин. А ещё он содержится… в шоколаде. Поэтому у Венома есть возможность перейти на на частично «вегетарианское» питание, изредка балуя себя только отборными мудаками.
Несмотря на множество «ляпов», Рубен Флейшер сумел реабилитировать картину, остановив выбор на правильном актёре для главной роли. Эдди Брок в исполнении Тома Харди оказался настолько классным, что публика, в отличие от въедливых профессиональных критиков, простила фильму все огрехи! Прибавим к этому стильный мрачный антураж, много экшена, схваток и убойного юмора — и вот перед нами настоящий хит проката!
Если после первых рецензий студия Sony сомневалась, стоит ли вкладываться в сиквел, то теперь мы уверены, что увидим новый фильм о встрече Эдди Брока с Карнажем в исполнении неподражаемого Вуди Харрельсона. И есть все основания полагать, что Флейшнер (или его преемник) учтёт проколы оригинальной картины, сделав грядущую в разы лучше.
А как вам «Веном»?
«В дальнейшем же Флейшер здраво рассудил, что будет слишком сложно объяснить, какие технологии позволили антагонисту, «злобному Илону Маску» Карлтону Дрейку (Риз Ахмед), послать корабль за тысячи световых лет от Земли.»
Что значит сложно вселенная связана с паучком, а там где паучок там и технологии Ваканды и тд тп, так что долететь вполне себе можно было.