В прокат наконец-то вышла экранизация книги Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» (Ready Player One). Постановкой фильма по самому гиковскому роману всех времён и народов занялся не кто-нибудь, а легендарный режиссёр классических картин 80–90-х Стивен Спилберг. Как отметил сам режиссёр, из исходного материала хватило бы на полтора десятка картин. Но пришлось выбрать лишь один путь интерпретации исходника. Главное, что его уникальный дух мэтру передать в конечном итоге удалось!
Сюжет
Действие картины разворачивается в 2045 году. Планету захлестнул хаос: экономический кризис, перенаселение, экологические проблемы и прочие постиндустриальные «радости». Человечество закономерно нашло отдушину в огромной вселенной виртуальной реальности под названием OASIS. Её создатель, эксцентричный и нелюдимый гений Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс), умер 2 года назад, оставив завещание, которое взбудоражило мир: тот, кто пройдёт 3 испытания и найдёт спрятанную им «пасхалку», унаследует крупнейшую в мире технологическую компанию и, фактически, власть над миром. С тех пор толпы пасхантеров (охотников за «пасхалкой») — как простых пользователей, так и членов корпоративных команд — ринулись на поиски величайшего клада в истории.
Главный герой, подросток-сирота Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) из бедного района Огайо с говорящим названием «Штабеля», проявив недюжинное упорство и неординарный подход, проходит первое испытание и получает ключ. Его аватар Парсифаль моментально взлетает в рейтингах, привлекая внимание главы корпорации Innovative Online Industries Нолана Сорренто (Бен Мендельсон), который давно мечтает подмять под себя свободный виртуальный мир. Теперь Уэйд и его близкие товарищи оказываются под прицелом беспощадного противника, который имеет доступ к неограниченным ресурсам и не погнушается пойти на любую подлость. Ребята могут потерять не только рейтинг, монеты и шмот, но и свои вполне реальные жизни.
Вердикт
Сюжет «Игрока» произрастает из классического произведения Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика»: вместо Вилли Вонки у нас почивший, но не менее эксцентричный Джеймс Холлидей, который ищет преемника, который будет близок ему духовно и сможет должным образом управлять его бесценным детищем. Поэтому охотникам за пасхалкой приходится детально изучать его жизнь, вкусы и увлечения, истоки которых уходят в далёкие 80-е.
Вселенная OASIS заполнена сумасшедшим количеством персонажей, предметов и прочих отсылок к культовым попкультурным произведениям: здесь причудливо перемешались аркадные игры и Doom, фильмы Хьюза и канонические космооперы, «Властелин Колец» и супергеройские комиксы, здесь Кинг-Конг пытается поймать шустрый DeLorean, Меха-Годзилла сражается со Стальным гигантом, персонажи новейшего Overwatch идут брать крепость, защищённую заклятием 90-го уровня… Чтобы разобраться со всеми заимствованиями и аллюзиями, придётся отсматривать картину покадрово. Желательно, в компании всезнающей команды консультантов Нолана Сорренто.
Мы не сомневались, что Спилберг, который в своё время «собрал» «Кто подставил кролика Роджера», сумеет договориться с правообладателями: в итоге получился фильм, в котором каждый найдёт нечто близкое и любимое лично для себя. Чем выше ваша осведомлённость и шире кругозор, тем больше шанс ов проникнуться происходящим на экране. К примеру, в «топку» «Игрока» полетело около 80 фильмов: минимально требуется знакомство с «Сиянием» Кубрика, «Матрицей», «Властелином колец», «Безумным Максом» (без «Дороги Ярости»), «Назад в будущее» и «Индианой Джонсом», а программа максимум включает раритетную экзотику, вроде «Приключений Бакару Банзая в восьмом измерении» У. Д. Рихтера, «Военных игр» Джона Бэдэма, «Шестнадцати свечей» Хьюза и «Милашки в розовом» Дойча. Про игры и говорить нечего: OASIS просто соткан из популярных виртуальных миров!
Под всем этим великолепием скрывается довольно простой сказочный сюжет, где персонажи довольно делятся на хороших и плохих, личности противостоят бездушной корпоративной системе, а добро неизменно побеждает зло. Заодно Спилберг с высоты своих лет позволяет немного дидактики: мол, помните, детки, что реальный мир — всё-таки главное! Но это ни в коем случае не идёт фильму в минус. Безумное, яркое и волшебное путешествие по виртуальным мирам производит действительно сильнейшее впечатление, заставляя выходить из зрительного зала на ватных ногах, с горящими глазами и блаженной улыбкой.
За
- Бальзам на душу гика и фаната поп-культуры.
- Топовые визуальные эффекты. В том числе атмосферное разделение реальности, снятой на плёнку, и виртуального мира, где торжествует «цифра» и технология захвата движения.
- Стремительный сюжет, который позволяет не замечать ляпов.
- Очаровательная романтическая линия.
- Аватары грамотно подчёркивают особенности внутреннего мира своих создателей, позволяя лучше узнать персонажей.
- Захватывающие загадки и неожиданные решения.
- Вдохновляет ближе познакомиться с поп-культурой и пересмотреть классику.
Против
- Предсказуемые сюжетные повороты.
- Несколько карикатурный антагонист.
- Традиционный нереальный фарт для «хороших парней».
- Навороченный финал, который резко уходит в философские дебри.
- Чтобы по-настоящему насладиться просмотром, может не хватить кругозора, особенно по части увлечений американской молодёжи 80-х.
- Без VR фильм сразу теряет половину «мощности». Лучше всё-таки потратиться на билет в кино и не ждать «торрентов».
Итоги
Уровень технологичности: 100500 из 10
Итоговая оценка: 8 из 10
Трейлер
- В кино с 29 марта (мировая премьера — 11 марта)
- Год: 2018
- Страна: США
- Жанр: фантастика, боевик, приключения
- Режиссёр: Стивен Спилберг
- Сценарий: Эрнест Клайн, Зак Пенн
- Продюсеры: Дональд Де Лайн, Дэн Фара, Кристи Макоско Кригер
- В главных ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Лина Уэйте, ТиДжей Миллер, Саймон Пегг, Марк Райлэнс, Philip Zhao, Уин Морисаки, Ханна Джон-Кэймен
- Возраст: 12+
То есть, яяяяя, ущемлён в своих возможностях потому что у меня ближайший кинотеатр находиться в соседнем городе за 600 км от меня по колдобинам на автомобиле?!?!??! ЭТО ЧТО, ЧЕСТНО!??!?!