Режиссёр Николай Хомерики снял свой фильм по книге «Духless 21 века. Селфи» (2015) одного из самых популярных современных писателей Сергея Минаева. Причём последний выступил в роли сценариста проекта, намеренно заменив финал экранизации — чтобы поклонникам романа не было скучно в кинотеатре.
Сюжет
Популярный писатель и телеведущий Владимир Богданов (Константин Хабенский) погружается в пучину творческого и личностного кризиса. Восемь лет назад он взлетел на вершину литературного Олимпа со своим романом «Кости», однако с тех пор не написал ни одной действительно талантливой строчки. Он живёт один в модных апартаментах, зарабатывает, мелькая на ТВ и участвуя в пресс-конференциях, бухает, торчит, хамит журналистам, срывает сроки… На плаву его держит лишь исполнительный и ответственный секретарь Жанна (Юлия Хлынина) да маленькая дочка, ради которой нельзя окончательно скатываться в пучину прогрессирующего мудачества.
В один день размеренно загнивающая жизнь Богданова резко идёт под откос. Его место хитростью и обманом занимает таинственный двойник, похожий на него, словно две капли воды, словно селфи… Правда, селфи, снятое с самого удачного ракурса и филигранно обработанное фильтрами: Владимир с ужасом понимает, что копия в разы лучше оригинала справляется с его обязанностями и строит отношения с близкими. Ни бывшая жена (Анна Михалкова), ни любовница (Северия Янушаускайте), ни лучший друг (Фёдор Бондарчук) не видят подлога, а последний и вовсе сдаёт несчастного в психушку.
Врачи принимаются лечить Богданова от синдрома Капгра, так что тот уже сам начинает сомневаться, не свихнувшийся ли он двойник знаменитого писателя. Единственный человек, которого нельзя обмануть, — это дочь Владимира.
Вердикт
Николай Хомерики изначально зарекомендовал себя как талантливый фестивальный режиссёр, однако в последнее время принялся за так называемые «зрительские проекты». В чём его никак нельзя винить: всё-таки надо платить ипотеку и кормить семью. «Селфи» — откровенно не самый плохой отечественный фильм, скорее, даже хороший. Он очень чётко ловит и фиксирует одну печальную черту нашего общества: мы стали невнимательны к друзьям и близким в реальности, отмечая их присутствие в нашей жизни лишь лайками да комментами в соцсетях.
Критики вменяют картине в вину излишнюю затянутость (хотя первый монтажный драфт был вообще длиннее на час), однако отмечают оригинально закрученный сюжет, прекрасную игру Константина Хабенского в обеих ипостасях, напряжённый финал и отличную операторскую работу. Мрачное, но атмосферное кино про современную столицу и её жителей.
За
- Константин Хабенский мастерски исполнил роль и Богданова, и маньяка.
- Литературные аллюзии на Гоголя и Шварца.
- Мощная закрутка сюжета.
- Обаятельный злодей, которого можно понять… И даже простить.
- Несмотря на то, что Фёдор Бондарчук стал исполнителем роли лучшего друга прямо из продюсерского кресла, у него получилось очень искренне и органично.
- Множество пасхалок, «разбросанных» по сюжету, до последнего не дают понять, правда ли Богданова подменил злодей, или он просто сошёл с ума. Впрочем, и в финале этот вопрос каждый решает для себя сам.
- Потрясающие декорации, интерьеры, виды Москвы и филигранная операторская работа.
Против
- Затянутая середина.
- Некоторые моменты сюжета не слишком продуманы и воспринимаются как художественное допущение.
- Гнетущая атмосфера, которая может попортить настроение в самый депрессивный месяц года.
Итоги
Уровень технологичности: 6 из 10
Итоговая оценка: 7 из 10
Трейлер
- В кино с 1 февраля
- Год: 2017
- Страна: Россия
- Жанр: триллер, драма
- Режиссёр: Николай Хомерики
- Сценарий: Сергей Минаев
- Продюсеры: Петр Ануров, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский
- В главных ролях: Константин Хабенский, Юлия Хлынина, Фёдор Бондарчук, Анна Михалкова, Северия Янушаускайте, Михаил Мухтасипов, Александра Велескевич, Сергей Бондаренко, Андрей Гринев, Марина Калецкая